Вот и грянул месяц август. Август в Византии считался месяцем тяжелым, когда, отчасти из-за жары, случались различные эпидемии, многие люди болели и умирали. Да и сейчас многие считают август тяжелым месяцем, потому что очень важно успеть собрать выращенный урожай и достойно подготовиться к зиме. Считалось, что для всех дел и всякой жизненной активности наступает новый год - наступает не зимой, а именно в начале осени.
И в самом начале этого периода, когда мы входим в новый год, Церковь нас напутствует несколькими праздниками. В народе они называются Тремя Спасами и праздником Успения.
Первый Спас (1/14 августа) именуется в народе «медовым»,
Второй (6/19 августа) – «яблочным»,
Третий (16/29 августа) – «ореховым», «хлебным».
1 14 августа первый из этих праздников, «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня», следующим будет Преображение Господне, 19 августа, потом - праздник Успения Богородицы, 28 августа и наконец — Спаса Нерукотворного, 29 августа, на следующий день после Успения.
Вступая в полосу этих праздников, надо постараться сосредоточиться, покаяться, и череда осенних праздников призывает нас к покаянию, и совсем не случайно именно 14 августа начинается пост – время покаяния. Сосредоточиться прежде всего на том, в чем надо каяться, стараться причащаться и исповедоваться, стараться молиться и не отвлекаться ни на что постороннее и ненужное, понимая, что сейчас время, когда каникулы у нас еще не вполне закончились, и что сейчас у нас не такие напряженные дни, какими они будут осенью, — и стараться использовать это пока еще относительно свободное и тихое время для того, чтобы сосредоточиться и внутренне собраться, и тогда нам будет не страшно то, что начнется в сентябре, когда нагрузки наши неизбежно увеличатся, особенно нервные, но и физические, конечно, тоже. И тогда мы все равно будем со Христом.
Первый Спас (1/14 августа)
В первый день августа по старому стилю совершается особое празднование. Этот праздничный церковный день совмещает в себе несколько знаменательных событий.
Изнесение Креста Господня. Первое праздничное воспоминание этого дня – «Изнесение Животворящего Креста Господня». За этим названием стоят жизненные реалии давних лет. В Византии в этот день совершались процессии по городам, и в свое время, когда в Константинополе прошли крестным ходом, перестала эпидемия, свирепствовавшая там, — и в память этого остался праздник Креста. Поэтому в первый день августа по церковному календарю, в храмах, на утрене после великого славословия – выносится верующим Крест для поклонения ему по чину Крестопоклонной Недели, для того, чтобы люди укреплялись и могли припадать к этому самому главному христианскому оружию на все беды, которые только могут у нас быть – внутренние и внешние.
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
Всемилостивый Спас. Второе церковное событие дня – празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, в память об одержанных победах греческим царем и русским князем – это уже было в XII веке.
Память мучеников Маккавейских. А исконный праздник этого дня, и самый главный — это память мучеников Маккавейских вместе с их матерью и их учителем, которые еще во II веке до Рождества Христова, еще в Ветхозаветной Церкви просияли мученичеством и стали образцом для всех последующих мучеников. И они не только стали образцом для христианских мучеников, но стали и образом страданий Самого Господа Иисуса Христа, о чем и говорится в книгах, написанных в их память. Этих книг в славянской Библии три; все эти книги писались в разное время, начиная со II века до Рождества Христова и кончая уже новозаветным периодом, I веком по Рождестве Христовом; но все они отражают понимание мученичества, которое было свойственно Ветхозаветной Церкви.
А понимание это состоит в том, что мученики Маккавейские отдали свои души за народ — народ тогда в массе своей отступал от Бога, потому что были гонения, но эти мученики не отступили даже, казалось бы, в малом, они не стали нарушать Закон Моисеев в отношении пищи, не потому, что пища важна сама по себе, а потому, что важен Закон Моисеев. Позже в Библии будет говориться в очень похожих словах о страданиях Христа — что Он тоже пострадал за народ.
Праздник 1 августа ст. ст. в честь Маккавейских мучеников —очень древний, и даже неизвестно, когда он возник, потому что издавна на могиле этих мучеников в Антиохии совершалось празднование, которое прослеживается с очень раннего времени, уже с IV века, и можно предполагать, что оно существовало еще в ветхозаветное время. Смысл празднования тот, что кровь этих мучеников, их смерть является очистительной, как очистительна была кровь ветхозаветного козла, приносимого в День Очищения, чтобы очистить грехи народа: мученики Маккавейские совершили этот чин очищения не в один определенный для этого день в году, а в тот день, когда они пострадали, и не кровью жертвенного животного, а своею собственной кровью. И потом все это, согласно апостолу Павлу, который особенно в Послании к Евреям подробно это объясняет, применилось ко Христу. Вот и не случайно уже более поздний и христианский праздник Креста тоже стал совершаться в этот день.
Для христиан понятие Дня Очищения, очищения кровью, пролитой за грехи народа, связано со Христом. И потому-то память самого мученичества, которое было прообразом и как бы пророчеством о будущем страдании Христа, в христианской традиции стало сочетаться с еще одним днем памяти самого страдания Спасителя.
Тропарь мучеников Маккавеев, глас 1
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/ умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,// Человеколюбче, молимся.
В Библии эти мученики никаких имен не имеют, и мать их тоже никакого имени не имеет, просто указано, что вот были такие люди, а в предании нашем появляются имена. Но важны не сами эти имена, а важно, что они означают. Семь мучеников, которые подобны, как говорится в богослужении к этому празднику, семи дням недели, замыкают круг лет. Число семь обладает полнотой всего века, а мать их является образом вечности, и в сирийской традиции, на еврейском языке ее имя “Шмуни”, что означает “осмерица”, то есть “восьмерка”. Но это означает вечность, потому что восьмой день – это день вечности. День памяти этих мучеников открывает нам вечность. Мученики эти являются свидетелями христианства, потому что греческое слово, которые мы переводим “мученик”, не означает того, кто терпит мучение, а имеет корень от слова, которое обозначает “свидетель”.
Вот что же они свидетельствуют? Они свидетели вечности. И не просто свидетели вечности, а они являются дверью, подобно тому, как Христос говорит про Себя: “Аз есмь дверь”. Поэтому обо всех тех, кто вошли в Тело Христово и стали Телом Христовым, тоже можно сказать, что они дверь.
В этот день открываются врата вечности. Может быть и хорошо, что тяжелый месяц август начинается с того дня, когда открываются врата вечности, и на них нам указывает это древнейшая, еще, наверное, дохристианская память мучеников. Главное то в их подвиге, что подчеркнуто в сегодняшних евангельских чтениях, которые неслучайно для них выбраны, а именно: надо ничего не предпочитать Царствию Небесному и Богу, и исполнению Божиих повелений. В том числе, не предпочитать семью – ближайших родственников, родителей и детей. Потому что мучеников этих замучили на глазах их матери, и она сама каждого из них побуждала не отступать и не поддаваться мучениям, потому что важнее быть с Богом, и именно в сегодняшнем Евангельском чтении объясняется, почему. Потому что получаем мы в Царствии Небесном в сто раз больше всего. То есть и матерей, и детей, и жен, и так далее. Мы можем сказать: зачем нам сто жен и сто матерей? Но это один из случаев, когда не надо понимать Евангелие буквально, потому что получается абсурд. То, что мы хотим прибрести на земле, привязываясь к различным людям, к различным родственникам, все это выражает нашу глубинную потребность. Но настоящее удовлетворение этой потребности, которая следует тому замыслу, который был у создавшего нас Бога, может быть достигнуто только в Царствии Небесном. А для того, чтобы она осуществлялась, не надо сейчас держаться за временное. Это также должно умирять нашу скорбь в потере наших близких. Конечно, не может не быть в этом случае скорби, и мы помним, как Иисус Христос плакал над матерью, но скорбь должна умиряться именно этим — только в Царствии Небесном мы можем быть по-настоящему с кем-то связаны.
Поэтому не надо бояться потерять ради Бога. Об этом нам особенно говорят сегодняшние мученики. Можно сказать, что все святые об этом говорят, особенно все мученики, но сегодняшние в особенности, и описание их мученичества это подчеркивает.Не надо ничего бояться потерять ради Бога, потому что потеря ради Бога – это приобретение. Тогда мы как раз по-настоящему и приобретем. У нас ведь и должна быть такая цель христианская – по-настоящему приобрести в Боге, ради Бога и для Бога, — тогда мы должны сознательно и легко терять, идти на это. Но тоже не по самочинию, а тогда, когда будет воля Божия, указанная нам какими-то обстоятельствами, как и в случае этих мучеников.
Молитвами сегодняшних мучеников, силою Честнаго Животворящего Креста да укрепит нас Господь в прохождении и начавшегося Успенского поста, и месяца августа, и всех дней нашей жизни.
О праздниках осеннего цикла – о Спасах - втором и третьем - продолжение следует.
Татьяна Невская, катехизатор.