Среда, 27 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

2 августа – день памяти святого пророка Божия Илии

1336426235 w640_h640_ikona-prorok-ilya

Святая Церковь 2 августа чтит память Пророка Илии. В Предтеченском храме города Кировска совершается богослужение. Накануне, 1 августа в 17.00 служится всенощное бдение, завтра в пятницу в 9.00 – Литургия, Молебен, Освящение овощей. Приглашаем верующих помолиться за богослужениями!

Сегодня Православная Церковь прославляет имя пророка Божиего Илии. Святой пророк Божий Илия принадлежит к числу наиболее прославленных Богом мужей благочестия ветхозаветной Церкви. Его служение в Израиле происходило за восемь с половиной столетий до Рождества Христова. Родился он в городе Фисвы, поэтому пророка Илию иногда называют Илия Фесвитянин. Весь его род из колена Левиина, то есть он - потомственный священник, и по церковному преданию, на которое ссылается святитель Епифаний Кипрский, отец новорожденного видел Ангелов Божиих, пеленавших младенца огнем и влагавших в уста его пламень. Данное младенцу имя Илия (крепость Господня) определило всю его жизнь.

 

История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвёртой Книгах Царств (3Цар. 17—20 и 4Цар. 1—3).

Илия был пророк, то есть человек, получивший от Бога особый дар и особые силы. Некоторые считают, что пророк — это тот, кто видит и предсказывает будущее, но это неправильно. Конечно, у пророка может быть сила духовного прозрения и видения будущего, но смысл пророческого служения в другом. Пророк — это тот, кто передает людям Божию правду и Божию волю. Вот пророк Илия и был таким вдохновенным свидетелем Божией правды и Божией воли, а жил он в очень тяжелое время.

Царь Ахав, который правил во времена Илии, был человек слабовольный, а жена его Иезавель, по национальности финикиянка, была женщиной с очень сильным характером. Она вышла замуж за израильского царя, но не порвала с языческими культами и поклонялась Ваалу и Астарте. Став царицей, она решила утвердить веру в этих ложных идолов во всем израильском народе и подчинила своей воле и мужа, так что он исполнял все то, что она говорила. В стране стали воздвигать капища Ваалу и священные рощи в честь Астарты, — в то время, когда пророк Илия вышел на проповедь, в Израиле было 450 лжепророков Ваала. На их долю выпала обязанность изменить сознание израильтян, отвратить их от поклонения истинному Богу, и, опираясь на царскую власть, служители Ваала стали насаждать эту ложь. А ложь, которую проповедуют при поддержке государственной власти, принимается хотя бы из-за страха, — началось массовое предательство, многие отрекались от Бога…

А что же Илия? Один против 450-ти, которых поддерживала мощь государства и царская казна? Казалось бы, как он может перекричать эти 450 голосов, да еще и царицу Иезавель и Ахава, царя израильского? С великой молитвой обратился пророк Божий ко Господу, и Бог по его молитве наказал народ израильский: три с лишним года не было дождей. И наконец наступил кульминационный момент этой борьбы — мужественный Илия говорит Ахаву: «Воздвигни жертвенник на горе Кармил, и пусть твои лжепророки принесут жертву Ваалу, не возжигая огня». И поставили жертвенник, положили на него дрова, а сверху — жертвенных животных, но как ни пытались лжепророки призвать огонь с неба, ничего не получалось. Тогда Илия обратил пламенную молитву к Богу, и возгорелся огонь, и принесена была жертва Единому Истинному Богу; и в этот же день пошел дождь (см. 3 Цар. 18:1-46). Так один человек, опиравшийся на силу Божию, победил всю силу государственной власти, всю мощь тогдашней ложной и греховной идеологии, и спас свой народ. Таков был ветхозаветный подвижник, имя которого мы сегодня вспоминаем.

В христианстве считается, что Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар. 2:11).

Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт. 5:24). Впрочем, в православном богословии есть мнение, что Илия был вознесен не на небо, но в некое сокровенное место, в котором и ожидает дня Второго пришествия Иисуса Христа.

Именно это событие в жизни великого пророка - явление колесницы огненной - послужило к тому, что у Воздушно-десантных войск России, которое иногда называют небесным крылатым войском, появился свой небесный покровитель - пророк Илия.

Конечно, колесница огненная, которая возносится на небо, очень грубо может быть представлена той техникой, которой пользуются десантники. Но как очень грубый образ можно принять также и это.

Пророк Илия является покровителем Воздушно-десантных войск России не случайно, потому что он особый, очень ревностный пророк. На некоторых иконах он изображается с мечом в руках, поскольку однажды имел такое дерзновение: после того как не произошло ожидаемое чудо через молитву лжепророка, поклонявшегося идолам языческим, Илия вознес святые молитвы, и с неба сошел огонь и сжег ту жертву, которая лежала без огня на дровах; затем, возгоревшись гневом, он заколол лжепророков Ваала.

Своими корнями праздник «Ильин День» уходит в XVI-XVII век, связывая ушедшие и ныне живущие поколения. Ежегодно в этот день русские цари и патриархи, русское воинство и народ шли крестным ходом из Кремля к храму пророка Божия Илии, останавливаясь на Лобном месте, чтобы совершить молебен. Праздник сопровождался делами милосердия.

Возрожденный в 2003 году, сегодня праздник в честь пророка Илии, который считается небесным покровителем Воздушно-десантных войск, стал доброй традицией и, по свидетельству патриарха Кирилла, «приобрел статус общественно-церковного мероприятия».

Но надо сказать ещё вот о чём. Народное почитание пророка Илии очень мало связано с христианством. На самом же деле жизнь пророка Илии — пример ветхозаветного монашества: в Библии описана умная молитва пророка Илии за столетия до пришествия Христа; внешнее бытие пророка Илии соответствует внутреннему бытию каждого христианина — одиночеству. Этот пророк, прежде всего, являет еще в Ветхом Завете тот идеал, который в Ветхом Завете ясно проповедан не был, были лишь немногие примеры, и как раз пророк Илия его достиг. Это пример монашества.

Конечно, тогда не было никакого института монашества, монашеского пострига или специальных монашеских одежд, но и в другом монашестве, более позднем, христианском, это все является неважным, второстепенным, и даже может просто отсутствовать. А самое главное, чтобы жизнь была по сути монашеская.

Хотя и одежда на первых порах монашества имела значение. В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова событие вознесения Илии описывается так: «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его» (Сирах. 48:12). Согласно Четвертой книге Царств, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её ему уже с огненной колесницы (4Цар. 2:11-13). В Византии память пророков Божиих Илии и Елисея первоначально праздновалась в один день, именно сегодня. Позднее эти два праздника были разделены. Елисей — ученик пророка Илии; после того, как Илия был взят живым на небо, Елисей получил просимую благодать — в два раза больше, чем у Илии.

Вот глядя на пример Илии и Елисея, ранние христиане создавали монашескую жизнь. Самая главная монашеская одежда первоначально была именно милоть. Вспомним, как в житии Антония Великого рассказывается, как он нашел подвижника, находившегося в далекой пустыне, Павла Фивейского, который уже много десятилетий к тому времени отшельничал. Господь специально показал Антонию, где его найти, потому что Павел Фивейский собирался преставиться ко Господу. И Павел Фивейский оставил ему свою милость, которая была как благословение Илиино Елисею. Так оно досталось отцу монашества Антонию Великому. Это было в первой половине IV века.

Раньше было не пострижение в монашество, а надевание монашеских одежд. Оно было признаком того, что человек становится монахом. В этом состояла основная часть ритуала посвящения в монашество, а пострижения волос не было вообще. Потом, когда оно появилось как дополнение, то оно появилось именно как дополнение к главному – надеванию монашеских одежд. Поэтому до сих пор в некоторых странах, особенно в Эфиопии, но и в русском народе сохранялась до недавнего времени об этом память: считалось, что, если кто-то даже шутки ради или случайно надел на себя часть монашеского облачения, значит, он уже постригся в монахи, что он уже фактически монах. Или, по крайней мере, в России так считалось, что он должен стать монахом, а его отказ от этого будет уже грехом.

Пророк Илия - один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Издревле Православная Церковь свято чтит его память. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга (память 11 июля) построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты (Псковская область). Так сохраняется память святого пророка, преподавшего нам великий урок верности Богу, пошедший на многие и многие страдания для того, чтобы в народе своем укрепить веру в истинного Бога.

Тропарь пророка Илии, глас 4

Во плоти Ангел,/ пророков основание,/ вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный,/ свыше пославый Елиссееви благодать/ недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати,// темже и почитающим его точит исцеления.

Величание

Величаем тя,/ святый славный пророче Божий Илие,/ и чтим, еже на Небеса/ на колеснице огненней,// преславное восхождение твое.

Татьяна Невская, катехизатор

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх