Среда, 27 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

2 ноября - Димитриевская родительская суббота

2 ноября - Димитриевская родительская суббота – один из основных поминальных дней русского православного календаря. Это – наш национальный поминальный день, основанный на предании.

Поэтому Димитриевской субботы нет ни греческом, ни даже в Русском официальном Церковном уставе (Типиконе).

Димитриевская суббота названа так по имени святого великомученика Димитрия, коменданта греческого города Солуни (или Фессалоник), казненного за исповедание христианства в 306 г. (8 ноября н.ст.). Он был человеком военным – и потому считается покровителем воинов, а на иконах изображается в доспехах и с копьем.

В 2019 году праздник, посвященный Дмитрию Солунскому, выпадает на вторник 8 ноября. Соответственно, поминальный день будет в предшествующую ему субботу – 2 ноября.

 

Установил же этот день, согласно преданию, другой Димитрий – наш славный великий князь Димитрий Донской – после знаменитой Куликовской битвы в 1380 г. Однако, непосредственное участие в его установлении Димитрия Донского подвергается обоснованному сомнению. Как пишет известный автор руководства по богослужебному уставу, «Димитрий Донской, после погребения убитых на побоище, приказал там совершить панихиду по ним. Затем, вернувшись в Москву, повелел по всем церквам её отправить панихиду об убиенных. Наконец, по прибытии в Троице-Сергиеву лавру, приказал и там совершить панихиду.

В летописях не сказано, чтобы Димитрий Донской указал для поминовения воинов субботу пред Дмитриевым днем, то есть пред днем своего тезоименитства. Предполагают, что только после кончины его назначена суббота пред Димитриевым днем для поминовения усопших.

В православной традиции каждая суббота – особый день для христиан. В каждую субботу совершается поминове­ние усопших, – не покинувших нас навсегда, но терпеливо ждущих последнего дня всеобщего Воскресения. Среди этих дней выделяются особые общецерковные ежегодные – "родительские субботы", названные так потому, что каждый христианин молится прежде всего за своих родителей.

Любовь, которую нам заповедал Господь наш Иисус Христос, должна простираться не только на живых, но и на ушедших от нас наших близких и родных. К усопшим наша любовь должна быть даже больше, потому что живые наши ближние сами могут себе помочь покаянием или совершением добрых дел и таким образом облегчить участь свою, но усопшие помочь себе уже ничем не могут, вся их надежда на облегчение своей загробной доли – только на оставшихся в живых членов Церкви. Мы должны им в этом сочувствовать, тем более что участь их нам неизвестна. В большинстве ведь люди умирают с грехами. Участь усопшего подобна положению человека, который плывет по очень опасному месту. Наши молитвы являются как бы тем спасительным канатом, который мы подаем ближнему в этот опасный момент.

Один афонский схимник очень любил молиться за усопших. Однажды во время молитвы он неожиданно впал в забытье, и им овладело полусонное состояние. И видит он себя среди прекрасного луга, на котором росло множество чудесных цветов, а впереди перед ним раскинулся изумительнейший сад со многими ароматными деревьями. Долго старец любовался этим райским садом. Затем он обернулся направо и увидел красивые беленькие домики и возле одного из них – своего старого знакомого, который недавно умер и за которого он молился. Схимник подошел нему, поцеловал его и спросил:

– Как ты здесь живешь?

– Хорошо, – отвечал тот, – по милости Божией нахожусь среди этого красивого места.

– А знаешь ли ты, что я молюсь за тебя? – спрашивает его старец.

— Как же не знаю, все знаю и спасибо тебе за это. Когда вы поминаете нас на проскомидии или на Божественной литургии, то в это время здесь для нас бывает духовный праздник.

Усопшие наши всё знают и всё слышат. Со смертью общение между усопшими и живыми не прекращается, оно существует. Смерти, как таковой, нет. Только на время человек разрешается от своего тела, оставляет этот видимый и переселяется в другой, невидимый для нас, мир. Спаситель говорит, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20:38). И бывали случаи, когда усопшие, по воле Божией, являлись живущим, чтобы свидетельствовать им о своей новой жизни, или побудить молиться, или предупредить о какой-либо опасности, являя им таким образом бессмертие души человеческой.

По свидетельству всех Святых Отцов, сильнейшим средством для облегчения участи усопших является принесение Бескровной Жертвы, но так как на Божественной литургии не всякий имеет возможность присутствовать, то не надо пренебрегать и частной, домашней молитвой. Можно молиться за усопших и утром, и вечером, и дома, и на пути, и за работой – во всякое время и на всяком месте, и Бог примет такую молитву, если она будет исходить от чистого, любящего сердца и будет соединена с живой верой в Господа Иисуса Христа. Мы не можем молиться только за тех ближних, о которых знаем, что они умерли в упорном неверии, при жизни своей издевались над христианскими истинами и отошли в мир иной без признаков раскаяния. Такой человек – хулитель Духа Святого, и ему грех его не простится ни в сей век, ни в будущий (см.: Мф. 12: 31-32). А за тех, которые умерли в вере и с раскаянием, надо молиться, и можно быть смело уверенными, что молитвы наши облегчат их участь.

Вопрос читателя: Как правильно проводить родительскую субботу? Отвечает иеромонах Даниил (Суздальцев):

В православной традиции такие дни называются поминальными. Поминать, значит помнить, помнить, значит молиться. В молитве объединяются наше сердце и ум в обращении к Богу. Поэтому несомненно самое главное это сходить в храм и помолиться, подать записочки. Есть традиция в памятные дни у умершего (напр. годины) устраивать поминальный обед. И его целью так же является молитвенное воспоминание, а обед — это ваша благодарность за молитву.
Поход в этот день на кладбище скорее желателен, чем обязателен. На кладбище вы можете сходить в любой день и прибраться на месте погребения. Ни в коем случае не надо носить собой еду и спиртное и устраивать на могиле подобие тризны. Помоги Господи!

Церковное поминовение в родительскую субботу. Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, это хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Необходимо помнить, что молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Материал подготовила Татьяна Невская, катехизатор.

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх