Среда, 27 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

21 ноября (8 ст. ст.) - Собор св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – праздник молитвенного прославления Небесных Сил.

Во время пагубного впадения в гордость высшего ангела Люцифера (в переводе с латыни: Светоносный, или утренняя звезда: Денница), ставшего сатаной (противником Бога) и увлекшего за собою треть ангелов, ставших бесами, св. Архангел Михаил, собрав все чины и воинства ангельские, велегласно воскликнул: «Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками Божественного Света! Вонмем, как они ради гордости внезапно от Света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра Денница и сокрушилась на земле" (Св. Григорий Двоеслов. Толкование 4 на Евангелие).

 

В битве с сатаной и его бесами верные Богу ангелы одержали победу, сатана был низвергнут с неба. За такую верность св. Архангел Михаил и был поставлен Богом Архистратигом (по-гречески – верховным военачальником) вождем Небесных Сил, которые остались верны Господу и воспевают Его славу.

Само имя Михаил означает по-древнееврейски «Кто как Бог». И одно это уже говорит, сколь высоко он почитается Святой Церковью. Он обладает необыкновенной духовной силою, которой побеждает все козни диавольские.

Почти все важнейшие события библейской истории происходят при участии Архангела Михаила. Отцы Церкви писали, что именно св. Архангел Михаил был херувимом, поставленным у райских ворот охранять путь к дереву жизни (Быт. 3:24), он же предводительствовал израильтянам во время исхода из Египта (Исх. 14:19; 23:20), через него Бог даровал на Синае десять заповедей, он встал на пути Валаама (Числ. 22:22) и разгромил армию ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19:35). В книге пророка Даниила читаем: «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских» (10:13) И далее, в 12 главе: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего» (12:1). Имя Михаила Архангела упоминается и в Откровении св. Иоанна Богослова: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них… И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом или сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы низвержены с ним» (12:7).

Исходя из таких мест в Священном Писании, св. Архангел Михаил считается в Церкви покровителем и защитником народа Божия – сначала древнееврейского народа Израиля, в котором пророками возвещалось воплощение Спасителя. После же отпадения евреев в служение их новому "отцу" – диаволу (Ин. 8:44) св. Архангел Михаил становится хранителем Нового Израиля – всех христиан.

Почитание Архистратига Михаила русскими князьями выражалось в молитвенном обращении о помощи в минуты опасности, перед началом решающих сражений и вообще в ходе войны. Наши предки создали множество храмов в честь Архистратига. В Киеве сразу после Крещения Руси был создан Архангельский собор, затем почти во всех русских городах, князья испрашивали именно в этих храмах благословения при венчании на царство, при крещении наследников, перед своей кончиной. Изображения св. Архистратига помещались на княжеских боевых шлемах, личных печатях, гербах, знамёнах. Всё это определялось особым отношением к Архангелу Михаилу как защитнику русской государственности. Для Успенского собора Кремля была написана икона "Благословенное воинство", где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Когда была установлена дата праздника? Из книг Ветхого и Нового завета мы узнаем об Ангелах — существах невидимого мира, посланниках Божиих. Многочисленные случаи их явления людям известны издавна. И люди постоянно обращались в молитве к ним, и получали желаемое. Но почему тогда праздники памяти им появились только спустя несколько веков, после того, когда основные праздники уже имели даты?

Дело в том, что в апостольские времена возникло искаженное, еретическое мнение, что нельзя молиться напрямую ко Христу, а нужно обращаться к Ангелам.

Ересь эта, по словам блаженного Феодорита, достигала даже степени идолослужения. В Священном Писании есть намеки на неправильное почитание ангелов (Кол.2:18; Откр.22:8-9). Поэтому на поместном Лаодикийском Соборе, состоявшийся около 360 года в городе Лаодикия (Малая Азия) было осуждено еретическое мнение об ангелах как творцах и повелителях Вселенной. «Правило 35. Не подобает христианам оставляти церковь Божию, и отходити, и ангелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема: понеже оставил Господа нашего Исуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолосдужению. (Осуждаются еретики, не молящиеся Богу и Христу, а только ангелам, аки бы творцам и правителям мира)».

По этой причине только к VIII веку определяется почитание архангелов Михаила и Гавриила. Но это ещё не установленные даты празднования памяти. Пока это было лишь строительство храмов в их честь. Храмы в честь архангела Михаила существовали уже в IV в., но неизвестно, в какой день тогда праздновали архангелу.

Как же устанавливалась календарная дата праздника? Известно, что при образовании календаря поместные церкви устанавливали память того или иного события по своему усмотрению. И это число календаря вовсе не отличалось абсолютной точностью. Иными словами, дата его памяти в данном календаре не обозначала всегда точного дня его кончины. Это мог быть зафиксированный день перенесения мощей данного святого или их обретения; день освящения храма его имени, а иногда и самый день его мученической кончины. Отсюда различия одной и той же памяти в разных календарях, что вызывает определенное недоумение. Еще более недоумения вызывает дата празднования собора бесплотных сил Михаила и других архангельских чинов. В русском «Полном Месяцеслове Востока» преосв. Сергия Могилевского, читаются следующие строки: «Собор в честь ангелов – древний праздник, частная причина его установления неизвестна; кажется, ее и не было, иначе она не была бы забыта». Естественно, что здесь могла иметь место только воля Церкви, у которой были какие-то свои соображения.

Какие же? Нередко в установлении точности дат празднования Церковь руководствовалась своими особыми, так сказ. «педагогическими» или миссионерскими соображениями. Фиксируя тот или иной день, Церковь имела в виду преодолевать какие-то местные традиции, пережитки прежних религиозных обычаев и т.д. Такие даты праздников еще называют «заместительными», то есть установленные «на месте» уже существовавших праздничных дат нехристианского происхождения. По этому поводу очень полезно обратиться к эортологическим этюдам проф. В. В. Болотова, бесспорного авторитета в вопросах истории календаря, праздников, летоисчисления и пр. Он говорит: «Язычество, с которым ведет борьбу Церковь, есть не только религия, но и сложившийся известным образом быт. Доказать язычнику несостоятельность его представлений о богах и убедить его веровать в единого христианского Бога значило сделать много, но еще не все. Порвать свои житейские отношения с соседями-язычниками новообращенный не имел возможности. Нужно было сохранить его от рецидива, и праздники занимали едва ли не главное место между теми оружиями, которыми отвергнутое язычество могло вести партизанскую войну с побеждающим его христианством».

Он добавляет: «Учреждая во дни языческих празднеств свои праздники, Церковь выбивала из рук политеизма одно из последних средств обороны. Установить христианский праздник в день праздника языческого значило созвать христиан в церковь и поставить их под влияние таких воспоминаний, что для многих становилось потом психологически невозможно участвовать в языческих праздниках. Кто утром слышал о том, что среди шумного пира поведено было усекнуть голову большего из рожденных женами, у того язычески новогоднее настроение было уже на весь день испорчено».

Этим принципом замены какого-либо языческого празднества воспоминанием о христианских событиях Церковь и руководствовалась очень широко. Очень много праздничных дат могут быть этим объяснены.

Праздник архангела Михаила 8 ноября (ст.ст.) – александрийского происхождения и заменил собою древнейший праздник Крещения Господня, установленный египетскою церковью в противовес торжествам в честь Усири.

История его такова. 8 ноября в Египте совершался национальный праздник «χebs-ta», т.е. «запашка земли», знаменовавший начало зимних полевых работ по окончании нильского наводнения. Кроме того, праздник 8-го ноября был предначатием торжеств в честь Усири, египетского божка, носивший выразительное имя Онуфрия, т.е. «доброго существа». Торжества в честь его продолжались несколько дней, и каждый день отмечался как особый языческий праздник. То есть, около 8 ноября группировался целый сноп языческих празднеств в Египте. Лишь праздник «вспахивания земли» 8 ноября имел чисто земледельческую основу. Дальнейшие празднества насквозь проникнуты языческою религиозною стихией.

Всем этим соблазнам язычества египетская церковь противопоставила праздник Крещения Господня, поскольку в седьмом десятилетии IV в. египетская церковь была уверена, что именно 8 ноября крестился Господь.

Однако, уже в 388 г. принятый Антиохийскою церковью день праздника Рождества Христова - 25-го декабря - сделался впервые известен на востоке. А между 400 и 432 гг. этот праздник приняла и церковь Александрийская.

Здесь это нововведение представляло трудность. Ведь если Христос крестился не 8 ноября, то этот день приходилось или освятить другим праздником, или обратить в будни.

И Египетская церковь, а за нею и все остальные церкви принимают 8 ноября как день памяти архангелу Михаилу, и воинству его, и всем силам небесным бесплотным (отсюда название праздника – Собор, то есть собрание всех воспоминаний о мире небесном).

Иконы. Архангел Михаил часто изображается с тростью-копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой.

На более поздних иконах архангел Михаил может изображаться попирающим ногами дьявола, в левой руке как победитель держит зелёную финиковую ветвь, в правой — копьё с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом) либо держит в руках пламенный меч и щит. Также Михаил может быть представлен в качестве стражи Царя Небесного, облачённый в воинские доспехи, либо скачущим на коне.

Из икон, посвящённых архангелу Михаилу, можно отметить «Чудо Архистратига Михаила в Хонех», «Явление Архангела Михаила Исусу Навину», «Собор Архистратига Михаила», «Низвержение сатаны», «Три отрока в пещи огненной», «Архангел Михаил несет Аввакума с пищей для Даниила во рву львином», «Архангел Михаил обучает Адама копать землю» и другие.

Сегодня мы радостно приветствуем бесчисленное множество наших бесплотных помощников в борьбе с грехом и диаволом и просим их: «да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы». Потому что подлинное их оружие именно – молитва. В своем послании Апостол Иуда показывает, как воинствует Архангел Михаил. Он, споря с диаволом, «не смел произнесть укоризненного суда, но сказал: «Да запретит тебе Господь» (Иуд.1:9). И сквозь эти молитвенные слова – какой сокрушительный удар последовал: «Я видел Сатану, спадшего с неба, как молнию. Се даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам», – говорит Господь. И как святому Андрею Юродивому было показано, насколько те, кто за нас, сильнее тех, кто против нас, – так и мы должны быть уверены, что «ополчится Ангел Господень окрест боящихся» Бога «и избавит их» (Пс. 33).

Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, глас 4

Небесных воинств Архистратизи,/ молим вас присно мы, недостойнии,/ да вашими молитвами оградите нас/ кровом крил невещественныя вашея славы,/ сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия:/ от бед избавите ны,// яко чиноначальницы Вышних сил.

Кондак Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, глас 2

Архистратизи Божии,/ служителие Божественныя славы,/ Ангелов начальницы и человеков наставницы,/ полезное нам просите и велию милость,// яко Безплотных Архистратизи.

Величание

Величаем вас,/ Архангели, и Ангели/ и вся Воинства,/ Херувими и Серафими,// славящии Господа.

Татьяна Невская, катехизатор;
по материалам открытых источников.

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх