Вторник, 26 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

13 декабря – день памяти Апостола Андрея Первозванного

13 декабря Православная Церковь совершает память святого славного апостола Андрея Первозванного.

Апостол Андрей был ро­дом из се­вер­ной части Свя­той Зем­ли – из Га­ли­лейского города на берегу Генисаретского озера, Виф­са­и­ды - иудейского города в языческой земле, у которого были тесные взаимоотношения с греческой культурой; это объясняет, почему у апостола греческое имя Андрей - Ἀνδρέαν -"мужчина", "мужественный», а также его ходатайство от имени эллинов, упомянутых в Ин. 12:22.

Поначалу семья Андрея жила в Вифсаиде, а потом переехала в Капернаум: старший брат Симон (будущий апостол Петр) с женой и тещей, и младший — холостяк Андрей. Нужно отметить, что в I веке немногие благочестивые иудеи выбирали безбрачие. Отца их звали Иона (Мф 16: 17; Ин 1: 42). Братья были галилейскими рыбаками. Старшим был Симон. Семья была небогатой, но благочестивой и дружной.

Когда разнесся слух, что на Иордане появился пророк, который учит о скором наступлении Судных времен, Андрея от всей семьи посылают пойти и посмотреть, что там происходит. Ан­дрей вме­сте с Иоан­ном Зе­ве­де­е­вым (про­ис­хо­див­шим тоже из Виф­са­и­ды) по­сле­до­вал за про­ро­ком.

 

Мно­гие на­ча­ли ду­мать, что Иоанн Кре­сти­тель и есть ожи­да­е­мый Мес­сия, но он объ­яс­нил лю­дям, что он не Мес­сия, а по­слан толь­ко при­го­то­вить Ему путь. В то вре­мя Гос­подь Иисус Хри­стос при­шел к Иоан­ну Кре­сти­те­лю на Иор­дан для Кре­ще­ния, и тот (см.: Лк. 13:10-17), ука­зы­вая на Гос­по­да, ска­зал сво­им уче­ни­кам: «Вот Аг­нец Бо­жий, Ко­то­рый бе­рет на се­бя гре­хи ми­ра». Услы­шав это, Ан­дрей с Иоан­ном по­сле­до­ва­ли за Иису­сом. Гос­подь, уви­дев их, спро­сил: «Что вам на­доб­но?» Они ска­за­ли: «Рав­ви (Учи­тель), где Ты жи­вешь?» – «Пой­ди­те и уви­ди­те», – от­ве­тил Иисус, и с то­го вре­ме­ни они ста­ли Его уче­ни­ка­ми. В этот же день апо­стол Ан­дрей по­шел к сво­е­му бра­ту Си­мо­ну Пет­ру и ска­зал ему: «Мы на­шли Мес­сию».

Иоанн Златоуст поясняет: «Андрей, после того как остался с Иисусом и усвоил все то, чему научил его Иисус, не закрывает в себе это сокровище, а торопится к своему брату, чтобы поделиться тем богатством, которое он получил. Слова Андрея – это слова человека, с томлением ожидавшего прихода Мессии, ожидавшего его сошествия с небес, преисполнившегося радости, увидев его, и поспешившего сообщить другим великую новость. Передав незамедлительно брату то, что он узнал, он тем самым показывает, насколько он любит его, насколько он привязан к своим близким, насколько искренне он старается подать им руку в духовном пути».

И Петр при­со­еди­нил­ся к уче­ни­кам Хри­сто­вым.

Апо­стол Ан­дрей - первый призывающий из апостолов.

Апостол Андрей называется Первозванным. Этот эпитет впервые встречается в гностических «Деяниях Андрея» (кон. II в.), но вошел в литургические тексты Церкви только после переноса мощей апостола в Константинополь в конце IV в. (356 или 357 н. э.).

Однако в Евангелии говорится, что Андрей был призван Христом вместе с Иоанном. Почему возлюбленный ученик Христа Иоанн не стал заодно с Андреем называться «Первозванным»? И почему именно его — Андрея — мы видим первым призванным?

Возможно потому, что это не просто первый призванный, а первый призывающий из апостолов. Заметьте, сразу после того, как Андрей возвращается от Христа, он зовет своего брата — Симона, говоря ему о себе с Иоанном: «Мы нашли Мессию». Делится с братом своей радостью об обретении Мессии-Спасителя и приводит брата ко Христу.

Как без смиренного согласия Пречистой и Преблагословенной Девы Марии не произошло бы Воплощение Сына Божия, так и без свободного согласия апостолов следовать за Христом и выполнять Его заповеди не образовалась бы Новозаветная Церковь.

Свт. Иоанн Златоуст в Похвальном слове святому апостолу Андрею Первозванному особо подчеркивает то, что Андрей первым из апостолов начал благовестие: «Креп­ка сеть апо­столь­ско­го лов­ле­ния, див­на па­мять Ан­дрея и див­но вос­по­ми­на­ние се­ти, ко­то­рую он упо­тре­бил для лов­ле­ния и для при­вле­че­ния на­ро­дов ко Хри­сто­вой ве­ре. Ибо невод, ка­ким поль­зо­ва­лись сии бес­смерт­ные апостолы, ни­ко­гда не мо­жет быть про­рван за­бве­ни­ем. … Ан­дрей по­сле Пет­ра ро­дил­ся в жизнь и пер­вый при­вел Пет­ра к Еван­ге­лию, и – как уло­вил его: "мы на­шли, ска­зал, Мес­сию". От ра­до­сти это бы­ло ска­за­но, это бы­ло со­еди­нен­ное с ве­се­ли­ем бла­го­ве­стие о най­ден­ном пред­ме­те. "Мы на­шли, ска­зал, сие со­кро­ви­ще… Мы на­шли, без­на­чаль­но рож­ден­но­го и явив­ше­го­ся в по­след­ние дни. О, ве­ли­кое со­кро­ви­ще, пол­но­та ко­то­ро­го не мо­жет быть ис­чер­па­на!.. Хри­стос – ис­тин­но по при­ро­де Бог, но Ко­то­рый, по Сво­е­му ми­ло­сер­дию к лю­дям, за­пе­чат­лел Сво­им ис­хож­де­ни­ем де­ви­че­ское чре­во, как неко­то­рою пе­ча­тью, и сих ры­ба­рей ис­точ­ни­ка­ми Сво­их ис­це­ле­ний. Его есть дер­жа­ва, Цар­ство, сла­ва и по­кло­не­ние, с непо­роч­ным и еди­но­сущ­ным От­цом и Свя­тым Ду­хом, ныне и все­гда, и во ве­ки ве­ков, аминь".

И заповедь о благовестии, еще даже не произнесенную Господом нашим, первым из Его учеников выполняет апостол Андрей. Затем это делает апостол Филипп – он «находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета».

Но дальше, когда мы читаем Новый Завет, мы видим, что Андрей как бы уходит на второй план. Упоминания о нем становятся редкими. Андрею Первозванному не суждено стать первоверховным апостолом, но у него своя роль. Он тот, кто постоянно приводит людей ко Христу. Сначала он привел ко Христу своего брата, а затем — неких эллинов. Апостол Филипп, к которому эллины обратились с просьбой показать Мессию, побоялся это сделать, и он идет к Андрею, зная, что тот обязательно это сделает. Андрей крепко верил, что Иисус Христос– Мессия.

В другой раз, когда послушать проповедь Христа пришли тысячи людей и к вечеру люди утомились и проголодались, Спаситель сказал своим ученикам: «Накормите вы их». Но апостолы были в замешательстве — они не знали, как накормить такое количество людей. Все растерялись, кроме Андрея. Именно Андрей нашел того мальчика, у которого было пять хлебов и две рыбки. Перед Андреем была поставлена задача, и он начал ее решать. Он рассудил так: «Ты сделай все возможное, что от тебя зависит, а невозможное сделает Бог». Он верил в то, что Господь способен накормить большое количество людей такими крохами. Действительно, вот эти пять хлебов и две рыбки умножаются Христом, и насыщаются пять тысяч человек.

По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырёх учеников Иисуса, которым Он на горе Елеонской открыл судьбы мира (Мк. 13:3).

До последнего дня земного пути Спасителя следовал за ним его Первозванный апостол. После крестной гибели Го́спода святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. В день Пятидесятницы в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа в виде огненных языков на апостолов. Так, вдохновляемые Духом Божиим, апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных наречиях о великих делах Господа.

По­сле со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха двенадцать учеников Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников ко Христу.

Апостолы, в том числе и апостол Андрей проповедовали по всей земле, невзирая, на бесчестие и хуление, на голод и жажду, на наготу и побои, на гонения и смертельные приговоры. Апостол Павел, призванный на апостольское служение уже после Евангельских событий, говорит об апостольском служении так: «Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне... хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4: 9-16).

Святому Андрею выпали по жребию обширные земли Вифинии и Пропонтиды с городами Халкидон и Византия, также земли Фракии и Македонии, простирающиеся до Чёрного моря и Дуная, кроме того, земли Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи, города Аминс, Трапезунд, Ираклия и Амастрида.

Святой Андрей прошёл эти города и страны, неся язычникам евангельскую проповедь.

Первым поприщем его апостольского служения стало побережье Чёрного моря, которое в те времена называли «Эвксинским Понтом» («Гостеприимным морем»), южное побережье Турции.
Евсевий Кесарийский в первой половине IV в., ссылаясь на не дошедшее до нас сочинение Оригена, говорит о служении Андрея в Скифии т.е. зем­ле, на ко­то­рой позд­нее об­ра­зо­ва­лась Рос­сия. Между Иверией и Скифией Андрей посетил, как утверждается, Боспор, Феодосию и Херсонес.


Свой смертный час апостол встретил в малоазийском городе Патры. Его распяли на Х-образном кресте: руки и ноги туго привязали ко кресту, не прибивая гвоздями, чтобы продлить мучения. Но даже испытывая страдания, апостол еще три дня проповедовал с креста. Житие сообщает, что, когда святой апостол скончался, крест озарился ярким сиянием. Сегодня на месте распятия Первозванного апостола, рядом с источником, забившим после его кончины, возвышается величественный собор Андрея Первозванного – самый большой православный храм Греции.

Апостол Андрей очень многих привел ко Христу. И даже сейчас, в наше время, когда много неверия и много духовных соблазнов, слова апостола «Мы нашли Мессию!» по-прежнему актуальны. Они указывают нам, живущим уже в XXI веке, все тот же путь ко спасению — путь ко Христу.

Апостол земли Русской.

Рус­ская Цер­ковь, при­няв ве­ру из Ви­зан­тии, епи­ско­пы ко­то­рой ве­дут пре­ем­ство от апо­сто­ла Ан­дрея, то­же счи­та­ет се­бя его пре­ем­ни­цей. Земной путь апостола Андрея закончился примерно в 70-х годах I века. Но семя Древа Жизни продолжало расти. Спустя девять веков оно проросло и на берегах Днепра. «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь», вошедшее в «Повесть временных лет», повествует о том, что апостол Андрей поднялся вверх по Днепру и осветил место, на котором позднее был построен город Киев, и даже (что, впрочем, ставится под еще большее сомнение) добрался до Новгородской земли.

Указывая на место, где впоследствии будет основан Киев, апостол Андрей, по преданию, сказал: «Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, имать град великий быти и церкви многи Бог въздвигнути имать». Согласно летописной легенде, апостол поднялся на эти горы, благословил их и водрузил крест.

По преданию, в XIII веке на этом месте была сооружена церковь во имя Воздвижения Честного Креста. А в 1749–1754 годах по приказу императрицы Елизаветы Петровны на этом месте был построен храм во имя самого Первозванного апостола. Андреевская церковь расположена на правом берегу Днепра, над исторической частью города – Подолом, на Андреевском спуске, соединяя верхний город с нижним.

Ни доказать, ни опровергнуть легенды о «хождении» апостола Андрея по русским землям невозможно. Многие историки, как светские, так и церковные, достаточно скептически к ним относятся. Так, А.В. Карташев в «Очерках по истории Русской Церкви» писал: «Не имея прямых данных к тому, чтобы без остатка отклонять предание об ап. Андрее, идущее от такой глубокой древности, и толкуя его в географическом отношении пока согласно с господствующим в науке мнением, мы без насилия ученой совести можем допускать, что Первозванный апостол если и не был в странах на север от Черного моря, то мог быть в Грузии и Абхазии, а может быть, и в Крыму…» Но с точностью мы можем сказать одно: образ Первозванного апостола, ступали или нет его ноги по землям нашего Отечества, стал тем фундаментом, на котором и поныне стоит Русь Православная.

Ни один из 12 апостолов так ощутимо не присутствует в истории России на всем ее протяжении, как апостол Андрей. Уже в XI веке на Руси глубоко почитали Первозванного апостола. Это подтверждает и тот факт, что в 1030 году младший сын князя Ярослава Мудрого Всеволод Ярославич был крещен с именем Андрей, а в 1086 году он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь, который является первым упомянутым в летописных источниках женским монастырем Руси.

Особо почитали апостола в Новгородской земле. В конце XI века в Новгороде был построен первый храм во имя святого Андрея Первозванного. В предисловии к житию новгородского святого преподобного Михаила Клопского, составленному по благословению архиепископа Макария в 1537 году, говорится о жезле святого Андрея Первозванного: после Крещения Руси «на том месте, идеже святый апостол жезл свой водрузил, храм во имя святаго апостола Андрея поставляется и в нем безценное и честное оно сокровище – многоцелебный жезл – полагается, о немже многа и неисповедимая сказуются чудеса иже и до ныне всеми видим есть».

Во второй половине XVI века было составлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображениа Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа на Валааме и отчасти повесть о преподобных святых отец тоя же обители началник Сергиа и Германа и о принесении святых мощей их», где говорится о посещении апостолом Андреем Валаама.

Киевский Собор 1621 года даже засвидетельствовал: «Святой апостол Андрей есть первый архиепископ Константинопольский, патриарх Вселенский и апостол Русский, и на Киевских горах стояли ноги его, и очи его Россию видели и уста благоволили».

Апостол Андрей, брат Первоверховного апостола Петра, небесного покровителя Санкт-Петербурга, также является заступником этого города: в день основания северной столицы – праздник Пресвятой Троицы 16/27 мая 1703 года – Петр Великий заложил в основание крепости ковчег с частицей мощей апостола Андрея.

Орден Андрея Первозванного стал высшим орденом государства. Это первый и самый знаменитый русский орден. До 1917 года – высшая награда Российской империи, а с 1998 года – и Российской Федерации. Орден был учрежден Петром I в 1698 или 1699 году. Согласно проекту статута ордена, составленному в 1720 году Петром I, он должен вручаться «в воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные нам и отечеству оказанные заслуги, а другим для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям, ибо ничто столько не поощряет и не воспламеняет человеческого любочестия и славолюбия, как явственные знаки и видимое за добродетель воздаяние».

Большинство из 12 апостолов были рыбаками. Но покровителем военного флота России стал именно Первозванный апостол. Учреждая русский военно-морской флот, Петр I для его знамени выбрал изображение голубого косого Андреевского креста. Он лично разрабатывал проект флага, и, согласно преданию, «Петр Первый, заснувший ночью за рабочим столом, был разбужен утренним солнцем, лучи которого, переломившиеся через промерзшую слюду окна, упали на белый лист бумаги синеватым диагональным крестом. Свет солнца и цвет моря – вот что символизирует Андреевский флаг».

В 1718 году в храме святого апостола Андрея в Кронштадте впервые был совершен чин освящения Андреевского флага, который стал развеваться над кораблем «Святитель Николай» и фрегатом «Орел».

Флаг с Андреевским крестом сегодня снова, после десятилетий атеистических притеснений, реет над военными кораблями России.

Тропарь апостолу Андрею Первозванному, глас 4
Яко апостолов первозванный и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак апостолу Андрею Первозванному, глас 2
Мужества тезоименитаго богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго.

Татьяна Невская,

по материалам портала ПРАВОСЛАВИЕ.РУ.

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх