Среда, 27 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

29 ноября – День памяти Апостола и Евангелиста Матфея

Во второй день Рождественского поста, 29 ноября, Православная Церковь вспоминает святого апостола и Евангелиста Матфея — одного из ближайших двенадцати учеников Христа.

Имя апостола - Матфей (Ле́вий) - (греч. Матфеос, на древнееврейском и арамейском Матитияху, что буквально означает " подарок ЯХВЕ"). Упомянут в списках апостолов в Евангелиях Мф.10:3, Мк. 3:18, Лк.6:15, в Деян.1:13. Иногда Евангелия его называют Левий Алфеев, то есть " Леви бен", что значит – сын Алфея. Он был одним из трех сыновей Алфея, которые все трое последовали за Спасителем; имена двух других: Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем. Имя Алфей происходит от названия первой еврейской буквы алеф, т.е. первый, возможно, он был первый отец, благословивший своих детей на служение Иисусу Христу.

 

По всей вероятности, никто из Двенадцати не был таким отъявленным грешником, как Матфей. Известно, что Матфей (Левий) жил в Капернауме (Лк. 5:27-29) и был сборщиком податей, то есть служил оккупационному режиму римлян и наживался на своих соотечественниках. Люди всегда видели его и гневались на него, для них Матфей был худшим из худших. Ни один уважающий себя иудей в здравом рассудке не примет решение стать мытарем. Таким образом, Матфей полностью отрезал себя не только от общения со своим народом, но и от общения со своим Богом.

Из-за того, что ему запрещалось посещать синагогу, приносить Богу жертвы и поклоняться в Храме, по сути, он считался язычником. Поэтому Матфей, вероятно, был просто ошеломлен, когда Иисус избрал его. Это было подобно грому среди ясного неба. По рассказам самого Матфея, Иисус увидел мытаря, сидящего у сбора пошлин, и просто сказал: «Следуй за Мною» (Мф. 9:9). Матфей, не колеблясь ни минуты, сразу же «встал и последовал за Ним». Он оставил свой ящик с деньгами и навсегда ушел от проклятой работы.

Вот и всё, что сообщает нам об этом человеке Новый Завет. Этот апостол не оставил нам своих посланий, ничего не сообщается и о его особом участии в каких-то событиях евангельской истории, о его проповеди после Вознесения, да вообще о его жизни. Ничего, кроме этого краткого эпизода – переломного момента, когда всё изменилось сразу и навсегда.

Апостол Матфей написал одно из Евангелий, в названии которого звучит его имя. То есть, мы могли бы надеяться узнать много подробностей об этом человеке и его характере. Но на самом деле мы очень мало знаем о Матфее. Нам известно лишь то, что он был смиренным, скромным человеком, который на протяжении всего рассказа о жизни и служении Иисуса остается в тени. Во всем Евангелии Матфей упоминает свое имя лишь дважды. Один раз — когда описывает свое призвание, и второй раз — в перечислении имен апостолов.

О дальнейшей его жизни почти ничего не известно. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где был замучен около 60 года; по другим, он был казнён за проповедь в малоазийском городе Иераполис.

Матфей - евангелист. Среди всех книг Нового Завета именно Евангелие от Матфея стоит самым первым. Матфей очень хорошо знал Ветхий Завет, ведь в написанном им Евангелии девяносто девять раз цитируются ветхозаветные книги. А это больше, чем цитировали Писание Марк, Лука и Иоанн, вместе взятые. Он цитирует места из Закона, Псалмов и Пророков, то есть из всех ветхозаветных Писаний. Должно быть, он изучал Ветхий Завет сам, потому что ему не разрешалось слушать объяснение Божьего Слова в синагоге. Вероятно, мытарь обратился к Писанию, чтобы заполнить пустоту своей жизни.

Матфей верил в истинного Бога. И зная, что записано в откровении Божьем, он хорошо понял обетования о Мессии. Он также, по всей вероятности, знал об Иисусе. Сидя при дорогах у стола для сбора пошлин, он все время слышал новости о Чудотворце, Который исцелял, изгонял бесов и вершил чудеса. Следственно, когда пришел Иисус и призвал Матфея идти за Ним, Матфей уже имел достаточную веру, чтобы оставить все и повиноваться призыву.

Кроме того, будучи мытарем, Матфей знал о своих грехах, своей жадности, о том, что совершил предательство своего народа. Он знал, что виновен во взяточничестве, стяжательстве, угнетении и оскорблении людей. Когда же Иисус сказал ему: «Следуй за Мною», в том повелении Матфей услышал обетование о прощении его грехов. Его сердце уже жаждало такого прощения. Вот почему он встал и, ни минуты не колеблясь, весь остаток жизни посвятил следованию за Христом.

Веру мытаря ясно видно не только в его мгновенном отклике на призыв Иисуса, но и в том пиршестве, которое он устроил в своем доме. Вероятно, Матфей пригласил на праздник множество знакомых мытарей, изгоев общества, чтобы они могли встретиться с Иисусом. Как и в случае с Филиппом и Андреем, когда Матфей последовал за Иисусом, первым его побуждением было пригласить своих близких друзей и познакомить их со Спасителем.

Нельзя не вспомнить древнейшее Предание Церкви о том, как Матфей писал свое Евангелие

Дело в том, что, когда в начале 40-х годов на Церковь в Иерусалиме начинаются гонения, апостолы понимают, что им предстоит покинуть пределы Иерусалима. И по просьбе иерусалимских христиан апостолы обращаются к Матфею, чтобы он записал то, что мы сейчас называем Евангелием. Чтобы, когда апостолы покинут пределы Иерусалима и разойдутся, у верующих был тот текст, по которому бы они точно учились бы спасению.

Почему выбор падает на Матфея? Потому что в отличие от прочих апостолов, которые, как известно, были рыбаками, не исключено, что даже неграмотными, Матфей состоял на службе у римского государства, он был сборщиком податей и, соответственно, должен был иметь и образование, и знание и греческого, и еврейского языков, должен был знать законы. То есть уровень его человеческого образования позволял записать именно то, что попросили записать апостолы.

Конечно, было бы наивно полагать, что, попросив Матфея оставить Евангелие Иерусалимской церкви, апостолы не вникли бы в то, что он запишет и оставит. По всей вероятности, все вместе они соборно восстановили самые необходимые моменты соборного, общественного служения нашего Господа, и евангелист Матфей их прописал. Таким образом, Евангелие от Матфея не просто Евангелие конкретно апостола Матфея и больше никого. По всей вероятности, это первый соборный церковный труд, который был санкционирован для использования всеми прочими апостолами. Каждому из нас очень важно понимать, что Евангелие от Матфея было хорошо знакомо и апостолу Петру, и апостолу Иоанну Богослову, и апостолу Иакову и прочим апостолам.

Изначально, согласно свидетельству древних, апостол Матфей оставил нам свое Евангелие на арамейском языке. Это язык сиро-халдейской группы, который был разговорным, обще употребляемым языком.

Что важно? Наши древние церковные учителя середины II—III веков утверждали, что Матфей лично сам перевел это Евангелие на греческий язык. Более того, важно, что к 70-му году Евангелие на еврейском языке было утрачено Церковью, и те церковные учителя, которые знали о нем, в общем-то, его не видели. Поэтому, говоря о языке Евангелия от Матфея, мы можем смело утверждать, что практически изначально оно было написано на древнегреческом языке.

О дальнейшей жизни самого апостола мы узнаем из церковного предания, но тут полного единства нет. Сначала он проповедовал в Иерусалиме и его окрестностях – книга Деяний, рассказывающая о первых миссионерских путешествиях, не упоминает Матфея.

Но затем он, видимо, двинулся из Палестины на Восток и побывал в Сирии, Персии и Мидии (нынешний Иран), возможно, и в Индии. Особенно известны рассказы о его проповеди в Эфиопии и далее за ее пределами, среди людоедских племен черной Африки. Эта проповедь сопровождалась многочисленными чудесами и привела к основанию местной церковной общины, возглавлять которую апостол поручил рукоположенному им епископу по имени Платон. Там же он, по описанию жития, принял мученическую смерть около 60-го года. Но достоверных источников, где говорилось бы о том, как умер апостол, нет. Однако в ранних преданиях записано, что апостола сожгли.

Впрочем, по другим источникам, его мученическая кончина случилась в малоазийском городе Иераполе, который известен сегодня туристам, посещающим в Турции кальциевые источники Памук-Кале. Жители этого города как раз носили греко-римские имена.

Его мощи хранятся в храме Сан-Маттео в Салерно (Италия). Своим покровителем Св. Матфея традиционно считают таможенники и обладатели «финансовых профессии».

Апостол Матфей - человек, который, не думая ни минуты, оставил доходную карьеру, и который до самого конца жизни остался усердным последователем Христа, готовым отдать Господу все без остатка, о чем и поется в праздничном тропаре апостола и евангелиста Матфея:

Тропарь апостола и евангелиста Матфея, глас 3
Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу,/ явльшуся на земли человеком за благость,/ Тому последовав, апостол избранный явился еси/ и благовестник Евангелия вселенней велегласен./ Сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве,/ моли Милостиваго Бога,// да грехов оставление подаст душам нашим.

Кондак апостола и евангелиста Матфея, глас 4
Мытарства иго отверг,/ правды игу притяглся еси/ и явился еси купец всеизряднейший,/ богатство принес юже с высоты премудрость./ Отонудуже проповедал еси истины слово/ и унылых воздвигл еси души,// написав час судный.

Татьяна Невская, катехизатор.

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх