Среда, 27 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

26 ноября — день памяти Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского

В Православной Церкви, среди поминаемых трех вселенских святителей и учителей Церкви мы постоянно произносим имя Иоанна Златоуста.

Имя его произносится третьим, поскольку он младше святителей Василия Великого и Григория Богослова по времени его жизни.
Его жизненный путь признают исповедническим. Скончался святитель в причерноморской ссылке, несправедливо низложенный с Константинопольской кафедры. Несмотря на то, что святитель был иерархом столицы, жил он в суровом подвижничестве и оставил по себе память как удивительный проповедник.

Святитель Иоанн Златоуст родился примерно в 347 году в столице древней Сирии – городе Антиохии в семье военачальника. Это было время прекращения гонения на христиан в Римской империи. Антиохия была крупнейшим городом восточного Средиземноморья. Это здесь еще в апостольские времена впервые прозвучало само название «христиане».

 

Невзирая на раннюю смерть отца, богатство его семьи позволило святому Иоанну получить прекрасное образование, его учителями были лучшие, на то время, философы и ораторы. Юношей, в возрасте 18 лет, он отправился в Афины, чтобы продолжить дальнейшее обучение. Тут святой Иоанн углубленно стал изучать Священное писание и, возвратившись в 20 лет домой, принял крещение от епископа Антиохийского. Вскоре Иоанн был рукоположен в чтеца, а после этого ему предлагали стать пресвитером, но он отказался.

Отношение к христианству в Римской империи второй половины IV века было отчасти похожим на то, что мы знаем по собственному опыту. Старики еще помнили те времена, когда говорить о Христе было смертельно опасно, можно было угодить на арену в качестве жертвы для диких зверей. Да и во время отрочества Иоанна Римом правил император Юлиан Отступник, пытавшийся возродить языческую религию.

Впрочем, Юлиан потерпел неудачу и сам погиб на войне, так что отныне империя становилась христианской. Это значит, что в Церковь пришло огромное количество людей — кто ради веры, кто за компанию, кто из любопытства, а кто-то и в поисках выгоды. Всех их объединяло крайне поверхностное знакомство с верой и жизнью Церкви и вполне языческий менталитет. Многие и вовсе не понимали, чем поклонение Христу принципиально отличается от поклонения множеству божеств, которых они прежде чтили. А некоторые видели в христианстве всего лишь новую идеологию, полезную имперской власти.

Поэтому настоящие «идейные» христиане уходили в монахи. После смерти матери, Иоанн раздал свое состояние, стал иноком и на целых четыре года он отправился в уединение, два из которых – был в полном молчании.

В 381 году святой Иоанн вернулся домой, где все-таки принял священство, а через пять лет стал пресвитером. Ему было поручено произносить проповеди, и он делал это при стечении народа не реже двух раз в неделю, а иногда и ежедневно. В те времена не было средств массовой информации, а книги были очень дороги, и проповедь, по сути, оставалась единственным способом научить чему бы то ни было церковный народ.

В центре его проповеди всегда оставалось Священное Писание. И это неудивительно, ведь он сам считал, что именно «от незнания Писания произошли бесчисленные бедствия: отсюда произросла великая зараза ересей, отсюда — нерадивое житье, бесполезные труды. Подобно тому как лишенные этого света не могут прямо идти, так и не взирающие на луч божественного Писания вынуждаются много и часто грешить, так как поистине ходят в самой глубокой тьме».

Иоанн мог выбрать какую-то одну из библейских книг и разбирать ее подробно, от главы к главе, за каждой проповедью, а мог поступить иначе — посвятить свою беседу тем страницам Писания, где речь идет о наступающем празднике.

Но его интерес к Писанию — не теоретический, именно там он находит самые важные указания для своей паствы: как жить по Евангелию, как исполнять волю Божию, как любить ближнего. Его проповеди очень мало похожи на скучные богословские лекции, пересыпанные цитатами.

Вот он рассказывает о хананеянке, то есть язычнице, которая обратилась ко Христу с мольбой об исцелении ее дочери. Среди аудитории наверняка было много вчерашних язычников, выходцев практически из родных мест этой женщины, таких же, по сути, хананеев. «Итак, возлюбленный, зная, что так бывает во время молитв, подражай хананеянке; хотя ты — муж, однако подражай жене, иноплеменнице, слабой, отверженной и презираемой. Ты не имеешь бесноватой дочери? Но ты имеешь грешную душу. Что сказала хананеянка? “Помилуй меня, дочь моя жестоко беснуется”. Так и ты скажи: “Помилуй меня: душа моя жестоко беснуется” … Куда бы ты ни пошел, везде слышишь слова Христовы: “О, женщина! Велика вера твоя”. Войди в церковь персов и услышишь Христа, говорящего: “О, женщина! Велика вера твоя”; равно как и в церковь готов, варваров, индийцев, мавров, и какую только страну освещает солнце».

За красноречие Иоанна называют Златоустом, но он служит Богу далеко не только устами. Много занимается он и благотворительностью в Антиохии. Его слава не прошла мимо внимания властей Восточной Римской империи: когда в 397 году скончался Констанинопольский архиепископ Нектарий, на первенствующую кафедру пригласили именно Иоанна. Главную роль здесь сыграло желание императора Аркадия видеть в своей столице такого одаренного и активного иерарха.

Но ожидания императора не оправдались. Святой Иоанн оказался настоящим епископом, служителем воли Божией, а не обласканным властью чиновником, который играет ту музыку, которую заказывает правящая верхушка.
Иоанн уже практически не проповедует, а занимается административной работой. При этом, невзирая на чин и сан, он устраняет нечистых клириков, от других требует честности и открытости в служении. Также бесстрашно Иоанн выступает против социального неравенства.

В правящем священстве тоже было очень много недовольных правлением Иоанна Златоуста, считавших его действия излишними и даже жестокими. В 403 году, по решению Собора епископов, святитель был отправлен в изгнание. Но скоро его возвратили из ссылки, благодаря поддержке народа, который потребовал вернуть своего любимого пастыря Иоанна обратно.

Многие попадают под «пресс правды» нового архиепископа, не исключая самого императора и его супругу, которую Иоанн обличил в чрезмерной роскоши и жадности по отношению к подчиненным. Иоанн просто не мог воспринимать христианство и в особенности священство не всерьез, не мог рядом с собой видеть людей, сочетавших христианскую символику со вполне языческими поступками. Например, установили на городском ипподроме серебряную статую императрицы — что в этом такого? Всегда так поступали в Риме! Но Иоанн откликается на это событие проповедью: «Вновь Иродиада беснуется, вновь возмущается, вновь пляшет, вновь требует главы Иоанна на блюде». Императрицу он сравнивает с распутной женой царя Ирода, император, соответственно, оказывается Иродом… Это уже было слишком.

И снова, в 404 году собирается Константинопольский собор, решением которого является отправка Иоанна Златоуста в новую ссылку. В ссылку святитель Иоанн Златоуст был отправлен в Армению (город Кукуз), потом в современную Пицунду (Абхазия), по пути в которую он и скончался в Команах 14 сентября (по старому стилю) 407 года.
Перед смертью Иоанн Златоуст подвел итог своей земной жизни словами: СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!

Хотя преставление святителя Иоанна Златоуста было 14 сентября, день его памяти перенесен на 13 ноября (26 по новому стилю), чтобы он не совпадал с праздником Воздвижения Животворящего Креста Господня.
Кроме этой даты, 27 января (9 февраля по новому стилю) отмечается память перенесения святых мощей Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь, а 30 января/12 февраля — Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Но мы к тому же поминаем святителя на большинстве наших литургий и встречаем вместе с ним каждую Пасху, слушая в храмах его «Огласительное слово», где цитаты из Писания перемежаются с ликующим голосом самого Иоанна:

«Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков!».

Иконография святителя Иоанна Златоуста почти не отличается от общей иконографии святителей. Но в Византийское время у нее была одна особенность: святителя писали с крестом – знаком мученичества. Интересно, что свт. Иоанн Златоуст пострадал не от язычников, не от еретиков, а от своих же собратьев и не без участия тогдашней власти. И этот крест в эпоху Византийской Империи был напоминанием, что мученичество возможно не только в эпоху гонений.

Также святитель Иоанн чтится как создатель редакции Литургии, наиболее распространенной в Православной Церкви, а потому его образ часто можно увидеть в храме в Алтаре или в иконостасе в святительском чине вместе с другими Отцами Церкви, порой и на Царских вратах, а также на священном облачении.

Святителю отче Иоанне, моли Христа Бога нашего за нас!

По материалам открытых источников.
Татьяна Невская, катехизатор.

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх