27 ноября Русская Православная Церковь отмечает день памяти одного из 12 учеников Христа – апостола Филиппа.
Святой апостол Филипп был родом из Вифсаиды (Галилея), это название переводится с иврита: "Дом рыболовства", из одного города с Андреем Первозванным и Петром. Точная дата его рождения нам неизвестна. По одним данным, Филипп родился в 5 году, по другим – в 3 от Р.Х.
В отличии от Петра и Андрея, которые были простыми рыбаками, Филипп с ранней юности был отдан родителями учиться книжной премудрости. Он изучил Священное Писание и хорошо знал все пророчества об ожидаемом Мессии. Когда Иисус стал проповедовать на берегах Геннисаретского озера, и нашел Филиппа, то сказал ему: «Иди за Мною». Филипп тотчас всем сердцем уверовал в Него.
Филипп упомянут в списках апостолов в Евангелии Мф.10:3; Мк.3:18; Лк.6:14, а также в Деяниях Апостолов Деян.1:13.
Об апостоле Филиппе написано только в Евангелии от Иоанна, в остальных Евангелиях его имя упоминается лишь при перечислении всех 12-ти апостолов. Это позволяет предположить, что апостол Иоанн дружил с Филиппом, хорошо знал его и написал о нем, о его характере и о том, что любовь Иисуса преобразует даже такие сложные личности.
Греческое имя Филипп означает «друг лошадей». После триумфальных побед Александра Македонского (в 4-м веке до н. э) греческая цивилизация распространилась по всему Средиземноморью, и многие жители Среднего Востока переняли греческий язык, греческую культуру и греческие традиции. Таких людей называли «эллинами» (ср. Деян. 6:1). Возможно, Филипп был родом из семьи иудеев-эллинов. Должно быть, у апостола также было иудейское имя, ведь все двенадцать апостолов были иудеями. Наиболее близкое еврейское имя ПИНХАС - такое имя дают людям в Израиле сегодня, желающим поменять свое греческое имя Филипп на еврейское, и означает оно "смелый воин». Однако иудейское имя Филиппа не записано в Писании.
Не путайте апостола с диаконом Филиппом, о котором мы читаем в 6-й главе книги Деяний (диакон стал благовестником и привел ко Христу эфиопского евнуха). Апостол Филипп — совершенно другой человек. Евсевий Кесарийский приводит сообщение Климента Александрийского о том, что диакон Филипп был женат и имел дочерей.
Матфей, Марк и Лука не дают никаких подробностей об апостоле Филиппе. Все, что касается Филиппа, записано в Евангелии от Иоанна. Именно из этого текста мы узнаем, что Филипп был совершенно не таким, как Петр, Андрей, Иаков или Иоанн.
Впервые мы читаем о Филиппе в 1-й главе Евангелия от Иоанна (Ин.1:43-45). Иисус первых трех учеников призвал в пустыне, где они сидели у ног Иоанна Крестителя. А вот Филиппа Иисус нашел и пригласил присоединиться к другим ученикам. С большей или меньшей степенью уверенности можно сказать, что Петр, Андрей и Иоанн (наверное, как Иаков) сами нашли Иисуса. В данном же случае мы читаем, что Сам Иисус искал и нашел одного из учеников.
Филипп обладал не только ищущим сердцем, но и задатками благовестника. Откликнувшись на призыв Иисуса, апостол первым делом находит своего друга Нафанаила и рассказывает ему о Мессии. Это он привел ко Христу апостола Нафанаила (Ин.1:46).
Далее мы видим Филиппа в эпизоде, описанном в 6-й главе Евангелия от Иоанна (Ин.6:7). Это история о насыщении пяти тысяч. Иоанн пишет: «Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?»
Почему Иисус задал вопрос именно Филиппу? Иоанн говорит и об этом: «Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать» (Ин. 6:6). Очевидно, Филипп был распорядителем среди апостолов. Вероятно, апостол отвечал за снабжение продуктами и другими необходимыми вещами.
Итак, Иисус испытывал Филиппа, но не для того, чтобы узнать его точку зрения; Иисус уже знал ее (ср. Ин. 2:25). Он хотел испытать его веру.
Филипп был очевидцем того, как Господь превратил воду в вино (Ин. 2:2). До этого момента он много раз видел, как Иисус исцелял людей, как Своими чудесами Иисус создавал и возрождал. Но когда Филипп увидел огромную толпу, его стали одолевать сомнения. Он совершенно забыл о сверхъестественных возможностях, которыми обладал Иисус. Когда же Иисус испытал веру апостола, он (Филипп) ответил с явным неверием. Филипп не выдержал испытания. Позже Иисус учил учеников: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20).
В 12-й главе Евангелия от Иоанна мы видим еще одну сторону характера Филиппа.
В Ин.12:20–21 читаем: «Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса». Эллины подошли конкретно к Филиппу. Возможно потому, что апостол носил греческое имя, эллины подумали, что лучше всего подойти к нему. А может быть, они узнали, что он был распорядителем среди учеников.
Просьба не была трудновыполнимой. Однако Филипп, кажется, не знает, что ему делать с эллинами. Он опасается, что Иисус не примет эллинов. Тем не менее его сердце было добрым. Поэтому он отвел эллинов к Андрею; Андрей же привел бы к Иисусу любого человека. Итак, «Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу» (Ин. 12:22).
Ясно, что Филипп не был решительным человеком. Ему не хватало смелости и видения. Поэтому апостол был очень застенчивым и робким. Когда у Филиппа снова появляется возможность сделать шаг веры, он упускает ее.
Еще один последний беглый взгляд мы останавливаем на Филиппе во время Тайной Вечери, когда все ученики собрались в горнице (Ин.14). Стоит обратить особое внимание на то, что тот вечер был последним в земном служении Иисуса, канун Его распятия. Официальное обучение Двенадцати, фактически, подошло к концу. Однако вера учеников оставалась очень слабой. Как и говорил Иисус, ученики были «несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать» (Лук. 24:25).
Эти слова Иисуса, в частности, относились к Филиппу. Из всех неразумных, дерзких, до боли невежественных высказываний учеников ни одно из них так не разочаровывает, как слова Филиппа, сказанные в горнице.
Филипп: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин. 14:8).
Казалось, что ко времени последней вечери, после долгого следования за Иисусом, он должен бы понимать истины лучше. Все время следования за Иисусом Филипп слушал Его учение. Он стал свидетелем бессчетного числа чудес. Он видел людей, получавших исцеление от самых ужасных болезней и увечий. Он присутствовал и тогда, когда Иисус изгонял бесов. Он лично и тесно общался со Христом целыми днями напролет, двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю, в течение многих месяцев! Если бы Филипп действительно познал Христа, он также познал бы и Отца (Ин. 14:7). Как же теперь он мог сказать: «Покажи нам Отца»? Где он был все это время?
«Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (Ин. 14:9).
Иисус спросил Филиппа: «Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» (Ин. 14:10–11).
Обратите внимание на обращение к апостолу: «Разве ты не веришь..? Верьте!».
Филипп уже принял Иисуса как Мессию. Теперь Христос призывает его привести свою веру к логическому выводу: Филипп уже находится в присутствии живого и предвечного Бога. Апостолу не нужны были еще какие-нибудь величайшие чудеса. Ему не нужны были более веские доказательства.В течение трех лет Филипп взирал на лицо Самого Бога, но многое ему все еще осталось неясно.
Как и другие ученики, Филипп был человеком с ограниченными способностями. Его вера была слабой. Он не слишком хорошо понимал истины; был пессимистичным, трудным на подъем, неуверенным, все подвергал тщательному анализу. Все время апостол хотел тщательно придерживаться правил. Его разум занимали факты и цифры. Поэтому он не смог уловить величайшую картину божественной силы Христа, Его Личности и Его благодати. Филипп был медлительным в отношении понимания и веры, ему сложно было заглянуть за пределы происходящего. Он желал получить больше доказательств.
К счастью, Господь принимает и таких людей, как Филипп, и причем множество таких людей, любовь Иисуса преобразует даже такие сложные личности. В преданиях говорится, что Филипп внес величайший вклад в развитие ранней церкви и стал одним из первых апостолов-мучеников.
Несомненно, Филипп преодолел свои человеческие слабости характера, которые вставали на пути его веры, и наряду с другими апостолами стал живым доказательством того, что «…Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное, и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор. 1:27–29).
После Воскресения Господа апостол Филипп, как и другие верные ученики Христа, отправляется с миссией нести свет учения Христа разным народам. Филипп проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии. В миссионерском пути его верными спутниками были апостол Варфоломей, которого он когда-то привел ко Христу, и родная сестра Мариамна.
Проповедуя Христа в Иераполе, апостол Филипп вызвал сильный гнев в народе, угрожавшем даже побить его камнями, и по требованию толпы воскресил мёртвого, которого несли на носилках в продвигавшемся мимо погребальном шествии. За проповедническую деятельность был казнён (распят головой вниз) в 80 году — во время правления римского императора Тита — в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии.
Сестра его Мариамна погребла его тело и вместе с апостолом Варфоломеем направилась с проповедью в Армению, где апостол Варфоломей был распят (память 11 июня), Мариамна же проповедовала до своей кончины в Ликаонии (память 17 февраля).
Татьяна Невская, катехизатор.