Понедельник, 25 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

18 января - день Навечерия Крещения Господня, или Крещенский сочельник.

18 января Русская Православная церковь отмечает день Навечерия Богоявления Господня или Крещенский сочельник.

Крещенский сочельник — это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне или Крещение.

До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в V веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название – сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.

 

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно.

Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды, и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника.

В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды. Как и на Рождество, в крещенский Сочельник за столом собирается вся семья. Подаются лишь постные блюда. На столе обязательно должна присутствовать сочиво.

Богослужение Сочельника. Традиционно в храме в этот день совершаются Царские Часы и Вечерня с чтением паремий (отрывков из книг Священного Писания) и Литургия Василия Великого, то есть это очень большая служба, похожая на те, которые совершаются в Рождественский Сочельник и в Великую Субботу. Все богослужебные тексты этого дня посвящены Крещению Господню и Богоявлению.

Литургия в этот день начинается Вечерней, то есть это необычный вид Литургии, которая совершается всего несколько раз в год – Рождественский Сочельник, Крещенский Сочельник, Великий Четверг и Великая Суббота.

В сочельник, 18 января после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда. Обряд проникнут воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

Освященная таким образом вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой.

Это звучное и таинственное слово вошло в славянский литургический язык из греческого. Здесь агиасма (буквально «святыня») употребляется в широком значении; в церковнославянском языке агиасма (с ударением на третьем слоге) обозначает святую воду. «Агиасма еже есть освященая вода».

Но что же такое «святая вода»? Согласно христианскому вероучению – это обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретающая особые освящающие («благодат­ные») и исцеляющие свойства после совершения над ней особого богослуже­бного действа, именуемого водоосвящением. Народ часто называет его «водосвятием»; в древнерусском языке встречается термин «водокрещение».

Известно, что почитание воды как одной из основных «творческих стихий» мироздания имеет обще религиозный характер. У разных народов акцентируется при этом святость воды определенных источников и рек, зачастую обеспечивающих само существование народа на данной территории (Нил у древних египтян, Иордан у евреев, Ганг у индусов, Рейн у германцев, Дунай у славян). Являясь средством достижения внешней чистоты тела, в том числе и ритуальной, вода стала символом внутреннего очищения грешной души человека, поэтому обязательные священные омовения занимают важное место в религиозном законодательстве Моисея, Зороастра, Мухаммада; огром­ное значение придавали этому обряду древнехристианские «гностики».

Инте­ресно, что свою практику покаянного крещения (буквально «омовения») Иоанн Предтеча заимствовал, вероятно, у эсхатологически настроенных ессеев, в общине которых он мог воспитываться после смерти пожилых родителей.

Христианство удержало и дополнило эту символику очистительной воды, получившей особое значение в связи с установлением самим Иисусом Христом таинства крещения (Мф 28:19).

Водоосвящение «великое» и «малое». Православная Церковь различает два вида водоосвящения – «великое» и «малое». Великое водоосвящение непосредственно связано с праздником Богоявления (Крещения Господня), отсюда его другое название – «богоявленское», или «крещенское» водоосвящение. Этот обряд восходит еще к дохристианскому культу священных вод Нила.

В настоящее время освящение крещенской воды совершается дважды – накануне праздника Богоявления (в Крещенский сочельник) и в самый день праздника после Литургии. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Первая традиция восходит, вероятно, к древнехристианской практике массового крещения оглашенных после Утренней службы Богоявления, со временем превратившуюся в традицию воспоминания крещения Самого Иисуса Христа.

Вторая традиция связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Спасителя.

Освященная вода, остающаяся после таинства крещения («крестиль­ная вода»), также именуется «великой агиасмой»; её, разумеется, не пьют, но с благоговением выливают в «место непопираемое», как предписывает «Номоканон» при Большом Требнике.

В XV–XVII вв. на Руси существовал особый чин Причащения богоявлен­ской воды, «егда несть леть (не дозволено) причаститися животворящих Христовых Таин, Плоти и Крови», совершавшийся «по совету духовного настоятеля». Но и сейчас великая агиасма, одна из главных литургических святынь Православной Церкви, употребляется в случае канонических или иных препятствий к причащению Святых Тайн. В этом случае Требник предписывает вкушать агиасму натощак, вместе с антидором.

В то же время Церковный устав строго предупреждает тех, кто невольно приравнивает агиасму к Святым Тайнам, соблюдая перед её вкушением литургический пост и отказываясь пить святую воду в случае принятия пищи.

Встречается также и выражение «малая агиасма». В чем же различие?

О чудесных свойствах богоявленской воды говорит святитель Иоанн Зла­тоуст: «В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят весь год... Cущество этой воды не портится от про­должительности времени, но целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и, после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников».

Малое водоосвящение совершается 14 августа (в праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня, когда, согласно преданию, началось в 988 году крещение Руси), в день Преполовения Пятидесятницы, в дни храмовых праздников, а также в другое время по желанию верующих или официальным поводам – в храмах, домах, на городских и сельских площадях, в полях. Ему обычно предшествует молебен.

Символически это водоосвящение связано с иерусалимской купелью Бетзата («Дом милосердия») у Овчих ворот, в которой ангел «возмущал» воду, придавая ей тем самым исцеляющую силу (Ин. 5:1–9), а также с чудом, совершённым Иисусом Христом у Силоамского источника (Ин. 9:1–11).

Малая агиасма также, разумеется, обладает благодатными свойствами и применяется в священных церемониях: при окроплении зданий, полей, стад скота и др. Эту воду верующие тоже пьют как в храме, так и дома (в этом случае обычно утром натощак, часто вместе с просфорой).

Определенной разновидностью агиасмы может считаться «родостома», «родостама», «родостамна» (греч. rodostagma – 'розовая вода') – вода с добавками ароматических веществ, употребляемая в смеси с красным вином при освящении антиминсов и престолов. Она символизирует благовонное миро, которым Мария, сестра Лазаря, помазала ноги Иисуса Христа (Ин. 12:3), а Его тайные ученики – всё тело Учителя при погребении (Ин. 19:39–40).

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…».

Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры, «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Водоосвящение и купание. «Сегодня освящается естество вод», – поётся за службой водоосвя­щения. Естественно, христианину хочется не только вкусить агиасму, но всё тело освятить погружением в эту преображенную стихию.

По древнерусским представлениям, такое купание было необходимо участникам святочных игр, сопровождавшихся шутовским ряженьем, – «чтобы смыть с себя скверну бесовских масок». А современные весельчаки, предававшиеся на святках хорошо известным «национальным излишествам», желают столь радикальным методом разом смыть с себя все грехи. Здесь мы уже выходим за рамки здравого смысла.

В авторитетном богослужебно-практическом руководстве читаем:

«В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках… Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На Востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу этого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимою – значит требовать от Бога чуда, или же совершенно прене­брегать своей жизнью и здоровьем. …Подобные обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены».

Это здравое в богословском аспекте суждение обращено ко всем современным экстремалам, стремящихся окунуться в ледяную воду. Причем, иногда желают придать такому «экстриму» массовый и едва ли не обязательный характер и даже назвать его «православной церковной традицией». Это лишь дискредитирует нашу Церковь в глазах всех здравомыслящих людей, в том числе и интеллигентных православных христиан. Зимние утехи «моржей» не имеют к празднику Святого Богоявления никакого отношения.

Сочельник в литературе

В XIX веке большую популярность приобрели святочные (рождественские) рассказы, публиковавшиеся на страницах журналов и газет. Свое название они получили от слова «святки», т.е. святые дни от Рождества Христова до праздника Богоявления. Веселые и печальные, не лишенные фантасмагоричности святочные рассказы были любимы и читаемы в дореволюционной России; в канун Новогодья их печатали едва ли не все журналы и газеты.

Сегодня, передавая аромат минувшего времени, они ничуть не утратили своей свежести.

Примером такого произведения является замечательный рассказ известного русского писателя В. И. Даля, открывающий живую и интересную картину Крещенского сочельника во всех его красках. Этот рассказ можно прочитать по ссылке: http://semyaivera.ru/2012/01/18/kreshhenskiy-sochelnik-rasskaz-detyam/.

А вот небольшой юмористический рассказ русского писателя Н. А. Лейкин (1841-1906) - из жизни обычного обывателя девятнадцатого века, в котором великое и смешное идут рядом, смех сквозь слёзы, ком в горле и одновременно лёгкость на душе...

В крещенский сочельник

Крещенский сочельник. В церквах освятили воду. Купец Однодворов и супруга его вернулись из церкви и принесли с собой целый полштоф освященной воды.

— Ну, сподобил Господь!.. — сказал купец. — Ведь я до воды-то ни-ни… Ни Боже мой… Даже чаю не вкушал.

— И я от кофеища грешного удержалась, — отвечала жена. — А уж как тянуло! Просто ужасти. Ду-маю: выпью хоть черненького, по немощам моим; но как вспомнила, что бесы-то возликуют, а ангелы слезами зальются, глядя на мое малодушество, так вот меня словно кто опалил под сердце. Сейчас надо крестов богоявленских на дверях мелом наставить, — прибавила она.

— Ты обед-то вели подавать прежде, а уж кресты потом расставим… Есть до того хочу, что даже тошно.

— Нет, нет. Кресты надо прежде всего… Сначала очистим дом от бесовщины, а потом уж и за обед примемся.

— Да откуда у нас бесовщине-то было набраться?

— Как откуда? Дети маски надевали и беса тешили. А уж если его тешат — он тут, он радуется. Сама я под Новый год гадала; и воск лила, и бумагу жгла, — а это тоже бесу потеха. Значит, дом наш не-чистый и его надо освятить крестом. Где мел? Дети! Сыщите мне мел!

— Да вели ты подавать хоть мне-то щи!

— А вот только у детей маски отниму да под плитой сожгу. Ребятишки! Где у вас маски? Давайте сюда.

— Мы, мамашенька, их до будущих святок…

— Нет, нет… Все под плиту. Не желаю я, чтоб дом наш харями погаными осквернялся.

Дети заревели.

— Цыц! — крикнул отец. — А то я, голодный, всех как Сидоровых коз перепорю!

— Оставьте нам хоть арапскую-то маску…

— Где у меня ремень? Где у меня подтяжки? Где веревка?

Мальчик принес маски. Мать схватила их и потащила в печку. Вернувшись, она стала ходить по ком-натам и ставить на дверях мелом кресты. Отец бродил сзади и потирал желудок.

— Что у нас сегодня к обеду? — спрашивал он.

— Да уж известное дело, что в сочельник бывает… Лишь бы как-нибудь поесть… на то он и сочель-ник. Святые-то, вон, акридами да диким медом питались. Суп грибной будет.

— Суп грибной — это хорошо. Послушай… Кресты можно расставить и после обеда. Вели ты пода-вать на стол. Видишь ли, даже слюна бьет — вот как есть хочется.

— Погоди. Не умрешь. Сначала изгоним беса, а потом и за обед…

— Ну, делай, как знаешь, а я буду водку пить и рыжиками закусывать. Что у нас еще к обеду, кроме грибного супу?

— Да уж известно, что в постные дни. Надо воздерживаться. В постные дни разносолов не бывает. Пирогов с груздями и с кашей велела испечь.

Купец выпил рюмку водки, прожевывал рыжик и говорил:

— Пирог с груздем и кашей я даже обожаю. У тебя там в буфете кочанная капуста была… Дай-ко мне ключ… Я достану.

— Эдакое нетерпение! Дай кресты-то расставить…

— Да ты, может быть, еще на чердак пойдешь кресты расставлять?

— А ты думал как? И на чердаке надо поставить крест, чтоб беса выгнать. Ведь мы на чердак-то за бельем ходим. Ну что за радость, если нечистая сила нас пугать будет? Черкни-ка ты мелком вон на том косяке — ты повыше меня. Мне не достать.

— Матушка! Руки не действуют. Я совсем ослаб, не евши. Так что же у нас еще-то к обеду будет?

— Да уж известно, что в сочельник многого не стряпают. Так, чуть-чуть… Кисель клюквенный велела сделать.

— С миндальным молоком? Это, брат, чудесно. Этим я могу до отвалу нажраться.

— Сыт будешь, а только уж известно — сочельник, пост… Быть бы живу.

— Ну а больше ничего?

— Как ничего! Аладьи будут с патокой.

— Ну, вот за это совсем мерси. За это повезу тебя завтра на набережную около Иордани прогули-ваться. Вели только поскорее на стол подавать.

— Сейчас, сейчас… — отвечала жена, но вдруг вскрикнула: — Ах я дура, дура! Вот дура-то полоса-тая!

— Что такое? — искренно спросил муж.

— Да как же… Печем постный пирог, а сковородцы-то от скоромного масла я и забыла с кухаркой выжечь! Ну что теперь делать? Ведь после этого мы все должны оскоромиться со скоромного-то противня. Батюшки! И аладьи ведь на скоромной сковородке пекутся. Вот грех-то! Ну что тут де-лать?!

Купчиха стояла и разводила руками. Муж плюнул.

— Фу ты! А я думал и не ведь что… только попусту меня-то перепугала. Акулина! Подавай скорей на стол! — крикнул он кухарке.

1879

Материал подготовила
Татьяна Невская, катехизатор.

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх