Понедельник, 25 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

13 декабря – Апостола Андрея Первозванного

13 декабря Православная Церковь совершает память святого славного апостола Андрея Первозванного.

Священное Писание сообщает об апостоле Андрее не так уж много. Он фигурирует в списке двенадцати апостолов во всех трех синоптических Евангелиях (Мк.3:18; Мф. 10:2; Лк. 6:14) и в Книге Деяний Святых Апостолов (Деян. 1:13). Указано, что Андрей являлся родным братом апостола Петра.

Апостол Андрей был ро­дом из се­вер­ной части Свя­той Зем­ли – из Га­ли­лейского города на берегу Генисаретского озера, Виф­са­и­ды - иудейского города в языческой земле, у которого были тесные взаимоотношения с греческой культурой; это объясняет, почему у апостола греческое имя Андрей - Ἀνδρέαν -"мужчина", "мужественный», а также его ходатайство от имени эллинов, упомянутых в Ин. 12:22.

Поначалу семья Андрея жила в Вифсаиде, а потом переехала в Капернаум: старший брат Симон (будущий апостол Петр) с женой и тещей, и младший — холостяк Андрей. Отца их звали Иона (Мф 16:17; Ин 1:42). Братья были галилейскими рыбаками. Старшим был Симон. Семья была небогатой, но благочестивой и дружной.

 

Когда разнесся слух, что на Иордане появился пророк, который учит о скором наступлении Судных времен, Андрея от всей семьи посылают пойти и посмотреть, что там происходит. Ан­дрей вме­сте с Иоан­ном Зе­ве­де­е­вым (про­ис­хо­див­шим тоже из Виф­са­и­ды) по­сле­до­вал за про­ро­ком.

Мно­гие на­ча­ли ду­мать, что Иоанн Кре­сти­тель и есть ожи­да­е­мый Мес­сия, но он объ­яс­нил лю­дям, что он не Мес­сия, а по­слан толь­ко при­го­то­вить Ему путь. В то вре­мя Гос­подь Иисус Хри­стос при­шел к Иоан­ну Кре­сти­те­лю на Иор­дан для Кре­ще­ния, и тот, ука­зы­вая на Гос­по­да, ска­зал сво­им уче­ни­кам: «Вот Аг­нец Бо­жий, Ко­то­рый бе­рет на се­бя гре­хи ми­ра». Услы­шав это, Ан­дрей с Иоан­ном по­сле­до­ва­ли за Иису­сом. Гос­подь, уви­дев их, спро­сил: «Что вам на­доб­но?» Они ска­за­ли: «Рав­ви (Учи­тель), где Ты жи­вешь?» – «Пой­ди­те и уви­ди­те», – от­ве­тил Иисус, и с то­го вре­ме­ни они ста­ли Его уче­ни­ка­ми. В этот же день апо­стол Ан­дрей по­шел к сво­е­му бра­ту Си­мо­ну Пет­ру и ска­зал ему: «Мы на­шли Мес­сию». И Петр при­со­еди­нил­ся к уче­ни­кам Хри­сто­вым.

Апо­стол Ан­дрей - первый призывающий из апостолов

Апостол Андрей называется Первозванным. Однако в Евангелии говорится, что Андрей был призван Христом вместе с Иоанном. Почему возлюбленный ученик Христа Иоанн не стал заодно с Андреем называться «Первозванным»? И почему именно его — Андрея — мы видим первым призванным?

Возможно потому, что это не просто первый призванный, а первый призывающий из апостолов: сразу после того, как Андрей возвращается от Христа, он зовет своего брата — Симона, говоря ему о себе с Иоанном: «Мы нашли Мессию». Делится с братом своей радостью об обретении Мессии-Спасителя и приводит брата ко Христу.

Свт. Иоанн Златоуст в Похвальном слове святому апостолу Андрею Первозванному особо подчеркивает то, что Андрей первым из апостолов начал благовестие – весть о том, что явился Мессия. И заповедь о благовестии, еще даже не произнесенную Господом, первым из Его учеников выполняет апостол Андрей. Затем это делает апостол Филипп – он «находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета».

Но дальше, когда мы читаем Новый Завет, мы видим, что Андрей как бы уходит на второй план. Упоминания о нем становятся редкими. Андрею Первозванному не суждено стать первоверховным апостолом, но у него своя роль.

Он тот, кто постоянно приводит людей ко Христу. Сначала он привел ко Христу своего брата, а затем — неких эллинов. Апостол Филипп, к которому эллины обратились с просьбой показать Мессию, побоялся это сделать, и он идет к Андрею, зная, что тот обязательно это сделает. Андрей крепко верил, что Иисус Христос– Мессия.

В другой раз, когда послушать проповедь Христа пришли тысячи людей и к вечеру люди утомились и проголодались, Спаситель сказал своим ученикам: «Накормите вы их». Но апостолы были в замешательстве — они не знали, как накормить такое количество людей. Все растерялись, кроме Андрея. Именно Андрей нашел того мальчика, у которого было пять хлебов и две рыбки. Перед Андреем была поставлена задача, и он начал ее решать. Он рассудил так: «Ты сделай все возможное, что от тебя зависит, а невозможное сделает Бог». Он верил в то, что Господь способен накормить большое количество людей такими крохами. Действительно, вот эти пять хлебов и две рыбки умножаются Христом, и насыщаются пять тысяч человек.

Один из четырех. По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырёх учеников Иисуса, которым Он на горе Елеонской открыл судьбы мира (Мк. 13:3). До последнего дня земного пути Спасителя следовал за ним его Первозванный апостол. После крестной гибели Го́спода святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. В день Пятидесятницы в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа в виде огненных языков на апостолов. Так, вдохновляемые Духом Божиим, апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных наречиях о великих делах Господа.

По­сле со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха двенадцать учеников Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников ко Христу. Святому Андрею выпали по жребию обширные земли Вифинии и Пропонтиды с городами Халкидон и Византия, также земли Фракии и Македонии, простирающиеся до Чёрного моря и Дуная, кроме того, земли Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи, города Аминс, Трапезунд, Ираклия и Амастрида.

Святой Андрей прошёл эти города и страны, неся язычникам евангельскую проповедь. Первым поприщем его апостольского служения стало побережье Чёрного моря, которое в те времена называли «Эвксинским Понтом» («Гостеприимным морем»), южное побережье Турции.
Евсевий Кесарийский в первой половине IV в., ссылаясь на не дошедшее до нас сочинение Оригена, говорит о служении Андрея в Скифии т.е. зем­ле, на ко­то­рой позд­нее об­ра­зо­ва­лась Рос­сия. Между Иверией и Скифией Андрей посетил, как утверждается, Боспор, Феодосию и Херсонес.
Свой смертный час апостол встретил в малоазийском городе Патры. Его распяли на Х-образном кресте: руки и ноги туго привязали ко кресту, не прибивая гвоздями, чтобы продлить мучения. Но даже испытывая страдания, апостол еще три дня проповедовал с креста. Житие сообщает, что, когда святой апостол скончался, крест озарился ярким сиянием.

Сегодня на месте распятия Первозванного апостола, рядом с источником, забившим после его кончины, возвышается величественный собор Андрея Первозванного – самый большой православный храм Греции.

Апостол Андрей очень многих привел ко Христу. И даже сейчас, в наше время, когда много неверия и много духовных соблазнов, слова апостола «Мы нашли Мессию!» по-прежнему актуальны. Они указывают нам, живущим уже в XXI веке, все тот же путь ко спасению — путь ко Христу.

Апостол земли Русской

На Руси стал особо почитаться потому, что он считался еще раньше покровителем Константинополя. И именно этот Апостол, как говорится в преданиях о его житии, проповедовал христианство в землях, где был впоследствии основан Константинополь, а также и в других областях черноморского побережья, некоторые из которых впоследствии вошли в состав Российской империи. Рассказы о том, что святой апостол Андрей проповедовал на месте будущего града Киева, появились как раз в ознаменование того, что Киев это и есть новый Константинополь, в знак преемственности между Константинополем и Киевом.

Спустя еще несколько веков, когда Константинополь пал — это было уже в XV веке, и столицей Руси в это время была уже Москва, а не Киев, — преемственность между Россией и Византией стала очень важной, потому что именно Россия превратилась в единственное христианское государство, которое поддерживало всех православных христиан, не только тех, которые жили на его территории, но и тех, которые жили на территории других стран, в том числе Турецкой империи.

И именно тогда была попытка сделать Москву Третьим Римом. Точнее, в этом было призвание Москвы, чтобы стать Третьим Римом, и можно сказать, что она и стала Третьим Римом.

Но теперь, оглядываясь на пройденную историю православного российского государства, которое продолжалось с XVI века, когда была основана российская монархия и Москва была провозглашена Третьим Римом, по ХХ-й, — видно, что там было много ошибок. Поэтому можно сказать, к сожалению, что Третий Рим оказался третьего сорта. И он рухнул по причине своих собственных беззаконий. Собственно, и два первых Рима рухнули по той же причине, но особенно это касается третьего.

Ни один из 12 апостолов так ощутимо не присутствует в истории России на всем ее протяжении, как апостол Андрей. Уже в XI веке на Руси глубоко почитали Первозванного апостола. Это подтверждает и тот факт, что в 1030 году младший сын князя Ярослава Мудрого Всеволод Ярославич был крещен с именем Андрей, а в 1086 году он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь, который является первым упомянутым в летописных источниках женским монастырем Руси. Особо почитали апостола в Новгородской земле. В конце XI века в Новгороде был построен первый храм во имя святого Андрея Первозванного.

Апостол Андрей – покровитель. Он был объявлен святым покровителем Византии и его мощи покоились в церкви Двенадцати апостолов в Константинополе. В процессе христианской истории апостол Андрей стал ключевой фигурой для многих национальных церквей. Его глубоко почитали греки и посвятили ему один из самых больших соборов на месте его мученичества в Патрах.

Он был первым миссионером на протославянских территориях и был провозглашен святым покровителем России, поскольку считалось, что он первый проповедовал здесь Евангелие. Румыны почитают его как крестителя своего народа. Апостол Андрей очень популярен на Кавказе - в Грузии и в Армении. Апостол Андрей —также святой покровитель Украины, Шотландии, Румынии, Греции, Сицилии, Амальфи; а также моряков и рыбаков. Традиционно апостол Андрей считается святым покровителем христианского Востока, тогда как апостол Петр - покровителем Запада.

Апостол Андрей, брат Первоверховного апостола Петра, небесного покровителя Санкт-Петербурга, также является заступником этого города: в день основания северной столицы – праздник Пресвятой Троицы 16/27 мая 1703 года – Петр Великий заложил в основание крепости ковчег с частицей мощей апостола Андрея.

Большинство из 12 апостолов были рыбаками. Но покровителем военного флота России стал именно Первозванный апостол. Учреждая русский военно-морской флот, Петр I для его знамени выбрал изображение голубого косого Андреевского креста.

В 1718 году в храме святого апостола Андрея в Кронштадте впервые был совершен чин освящения Андреевского флага, который стал развеваться над кораблем «Святитель Николай» и фрегатом «Орел».

Флаг с Андреевским крестом сегодня снова, после десятилетий атеистических притеснений, реет над военными кораблями России.

Орден Андрея Первозванного стал высшим орденом государства. Это первый и самый знаменитый русский орден. До 1917 года – высшая награда Российской империи, а с 1998 года – и Российской Федерации. Орден был учрежден Петром I в 1698 или 1699 году.

В искусстве. Картины с изображением святого Андрея создавались многими великими живописцами, в том числе Мурильо, Эль Греко, Сурбараном. Картина Эль Греко «Святой Апостол Андрей» изображает святого в полном согласии с традицией. Это старец, обликом похожий на своего брата Апостола Петра. В его руках — косой крест. Реже его изображают с рыболовной сетью или веревкой.

На полотне Эль Греко изобразил Андрея, как и других апостолов, в простой одежде, с седыми взъерошенными волосами и недлинной густой бородой. Художник в точности воплотил в картине описание апостола из труда монаха Епифания «Житие Андрея Первозванного»: «он не был мал по телесному сложению, но высок, носат, броваст, немного сгорблен». Правой рукой апостол придерживает деревянный крест. Левая ладонь апостола простерта в благословляющем жесте, ее изображение напоминает крыло голубя, символа Святого Духа.

Тропарь апостолу Андрею Первозванному, глас 4
Яко апостолов первозванный и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.
Кондак апостолу Андрею Первозванному, глас 2
Мужества тезоименитаго богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго.

Татьяна Невская, по материалам портала ПРАВОСЛАВИЕ.РУ.

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх