Понедельник, 25 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора.

Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.

Совершается праздник в ноябре - девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) - в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских.

Кто такие Ангелы? Это те, кто больше всего впитал в себя Света, первородного Света, о котором сказано в Библии:

1.В начале сотворил Бог небо и землю.2.Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.3.И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. (Быт.1:1-3).

Первым Свет получило Небо и небожители – ангелы.

 

В связи с этим в восточной патристике очень распространено учение об ангелах как о «вторых светах». Вот как об этом пишет архимандрит Киприан (Керн) в своей работе: «Ангелы, иночество, человечество»: «Эта идея стала излюбленной не только у православных мистиков (псевдо –Дионисий Ареопагит, далее – Симеон Новый Богослов, Григорий Палама), но имеет также своих сторонников и толкователей в лице других святых отцов Церкви, как, например, Григорий Богослов, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.

Сущность этого учения сводится к нижеследующему. Бог, Св. Троица есть Первоначальный, Вечный, Несозданный Свет, от Которого изливается озарение на весь мир, на всю тварь, на все живые существа. Самая сущность Божества непостижима ни для кого. Но Богу по Его любви к миру и человечеству свойственно изливать Свой несозданный божественный свет непрерывным потоком на тварный мир. И в этом «светолитии», в Своих «энергиях», Бог становится доступен восприятию, «причастен» низшим существам…».

«Богоначального, Первичного Света приобщаются прежде всего те ангельские чиноначалия, которые по своей близости к Источнику этого Света способны наиболее полно его воспринять… Познавание Бога совершается соответственно достоинству познающего. Ангелы, окружая Престол славы Божией, и непосредственно приобщаясь этого Света, сообщают Его по иерархической нисходящей постепенности ниже себя стоящим ангельским чинам, и таки образом являются как бы зеркалами, отражающими этот Свет … Они суть отблески Совершенного Света, «вторичные светы», «световидные» существа, слуги Первичного Света и наполняются Им.

Однако постепенное излияние божественного Света не останавливается на ступенях небесной, ангельской, иерархии. Этого «светолития» удостаиваются, конечно, тоже сообразно с их достоинством и способностью восприятия, и наиболее духовно-чуткие, озаренные люди.

Таким образом составляется в этой иерархии последовательная «золотая цепь», которая … утверждается в Боге и неудоборазрываема. «Дух Святый, который сходит от Отца Светов на достойных духовных мужей, а от них передается и другим, освежает всех как роса» (Св. Симеон Новый Богослов). По словам св. Максима Исповедника «твари причащаются Божественного блаженства соответственно своей приемлемости». И св. Григорий Палама знает, что «этот Божественный Свет» дается в меру и воспринимается больше или меньше, в соответствии с достоинством воспринимающих».

«Иерархичность познания и стройная постепенность в восприятии божественной энергии света легла в основание восточной мистики и составляет сущность христианской гносеологии. В этой иерархичности подчеркнуто ясно положение, занимаемое ангельскими чинами и их служение. Они суть зеркала, вторичные светы, передающие низшим духовным существам этот божественный Свет. Они просветители, и как «чистые умы» познают тайны Божии и сообщают их в той же иерархической постепенности. Их премудрое назначение служить в просвещении и другим ангелам и роду людскому. Просвещение это выражается в приобщении этих низших существ божественной энергии, умному Фаворскому Свету, несозданному, вечному. Ангелы, вместе с этим отражением Света и просвещением себя и других, беспрестанно славословят величие Божие, прославляют его, воспевая Богу Трисвятую песнь. И это беспрестанное славословие Имени Божия и Его Святости, от круга к кругу, от чина в чин, со ступени на ступень, подобно некоему эху раздается в сферах надземного бытия, отголоском чего является и наше литургическое восхваление, и прославление Святейшего и Сладчайшего Имени Божия.

В этом немолчном упоминовении Имени совершается также таинственный и умопостигаемый процесс познавания Непознаваемого, проникновения в глубину Того, словесным выражением Чего является Самое Имя. И это служит к Просвещению Светом Божественной Славы.

Итак, ангелы суть вторичные светы, таинственные духовные зеркала, отражающее миру предвечный Свет Божества. Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир.

Назначение ангельского лика - в несении Света. Они светоносители, luciferi. Сфера ангельского служения – просвещение, ибо ангелы суть слуги света. Следовательно, все, что омрачает, что заслоняет свет и мешает духовному просвещению, все это – удел и область сатанина и его клевретов, духов, «не соблюдших своего начальства» (Иуд. 1: 6), отпадших от Божественного света и связанных «узами адского мрака» (2Пет.2:4).

Таково вкратце учение Предания о служении ангельских чинов и о их назначении и месте в общей системе мироздания и мироуправления». (Архимандрит Киприан Керн). (Подробно см.:1. https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/angely-inochestvo-chelovechestvo/, 2. https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-nebesnoj-ierarkhii/#10).

Вот как об Ангелах говорит Святой праведный Иоанн Кронштадтский:

«Ангелы имеют духовную, невещественную, тонкую, бессмертную природу, свободную от всякой тли, но ограниченную, не такую, как Сам Господь, Дух – всюду сущий и единый, безначальный и все наполняющий. Он привел ангелов из небытия в бытие, словом Своим освятил, и за непреклонность к злу утвердил их непадаемо Духом Святым, (т.е. они уже не могут впасть в грех); природа их полна чудного, немерцающего света, святости, благости, красоты, премудрости, силы, бессмертия, пламенной любви к Творцу, и друг к другу, и к людям, коих спасению они радуются и желают иметь их своими вечными согражданами в стране вечного света и нетления, мира и радости. Святой Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла, восхищенного Духом Святым до третьего неба, услышал от него таинственное учение об ангельском мире, записал его и передал Церкви.

Ангельский мир разделяется на девять порядков, а эти – каждый на три чина. Первые и световиднейшие ангелы (Михаил и Гавриил), как светлая заря Безначальной Троицы, предстоят непосредственно пламенеющему престолу Божию, просвещаются неприступным светом Его и подают просвещение и ведение тайн Божиих следующим за ними чинам, и низшие чины управляются премирно высшими. Такое небесное гражданство, такой премирный, святой, пресветлый, благостный Собор небожителей называется небесной иерархией».

Сам же Св. Дионисий Ареопагит в своей работе «О небесной иерархии» говорит следующее:

«Сколько чинов небесных Существ, какие они, и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, – в точности знает это, как я думаю, один Бог, Виновник их Иерархии. Знают также и они сами свои собственные силы, свой свет, священное их и премирное чиноначалие. А нам нельзя знать тайны пренебесных Умов и святейшие их совершенства. Можно сказать об этом столько, сколько Бог открыл нам чрез них же самих, как знающих себя. Итак, я ничего не буду говорить от себя, но по возможности предложу то, что нам известно из Ангельских явлений, бывших святым богословам».

«Слово Божие все небесные Существа для ясности обозначает девятью именами. Наш Божественный руководитель разделяет их на три тройственные степени.

Находящиеся в первой степени всегда предстоят Богу (Ис. 6:2–3; Иезек. глава1) теснее и без посредства прочих с Ним соединены: ибо святейшие Престолы, многоочитые и многокрылатые чины, называемые на языке евреев Херувимами и Серафимами, по изъяснению Священного Писания, находятся в большей и непосредственнейшей пред другими близости к Богу. О сей-то тройственной степени наш славный Наставник говорит как о единой, единокупной и истинно первой Иерархии, которой нет Богоподобнее и ближе к первому озарению от первоначального Божественного света.

Вторая степень содержит в себе Власти, Господства и Силы;

третья и последняя в небесной Иерархии содержит чин Ангелов, Архангелов и Начал»

Классификация ангельских чинов согласно свмч. Дионисию Ареопагиту
  Чин Описание Празднование В Св. Писании
1 Се­рафи­мы

В пе­ре­во­де «пла­ме­не­ю­щие», по­буж­да­ют к люб­ви к Бо­гу; (изобр. шес­тикры­лыми).

8/21 но­яб­ря Ис.6:2, 6
2 Хе­руви­мы «Мно­гое ра­зу­ме­ние», чрез них нис­по­сы­ла­ет­ся про­све­ще­ние; (изобр. че­тырёх­кры­лыми Евр. 9:5 3
3 Прес­то­лы Чрез них пре­иму­ще­ствен­но про­яв­ля­ет­ся пра­во­су­дие Бо­жие; (изобр. в ви­де ко­лёс со мно­же­ством глаз на ободь­ях). Кол. 1:16
4 Вла­сти Ук­ро­ща­ют власть бе­сов­скую, от­ра­жа­ют ис­ку­шения Кол. 1:16
5 Гос­под­ства Нис­по­сы­ла­ют си­лу к муд­ро­му уп­рав­ле­нию зем­ным влас­тям Кол. 1:16
6 Си­лы Ук­реп­ля­ют лю­дей, да­ют бла­го­дать чу­до­тво­ре­ний угод­ни­кам Бо­жи­им Еф. 1:21
7 На­ча­ла Уп­рав­ля­ют все­лен­ной, за­ко­на­ми при­ро­ды; ох­ра­ня­ют на­ро­ды, стра­ны. Кол. 1:16
8 Ар­хан­ге­лы Яв­ля­ют­ся про­вод­ни­ка­ми от­кро­ве­ния Бо­жия (под­роб­нее см. таб­ли­цу ни­же) 1Фес.4:16
9 Ан­ге­лы Прис­тав­ле­ны для хра­не­ния каж­до­го хрис­ти­ани­на Быт.19:15
Архан­ге­лы
1 Ми­ха­ил Евр. «кто как Бог»; Ар­хис­тра­тиг (вое­на­чаль­ник); на ико­не по­пи­ра­ет но­га­ми диа­во­ла, в ле­вой ру­ке дер­жит зе­ле­ную фи­ни­ко­вую ветвь, в пра­вой – копье с бе­лой хо­руг­вью (ино­гда пла­мен­ный меч), на ко­то­рой на­чер­тан черв­ле­ный крест. Пос­тав­лен Бо­гом над все­ми де­вя­тью Ан­гель­ски­ми чи­нами. 8/21 но­яб­ря Иуд.1:9; Дан. 3:92–95
2 Гав­ри­ил «Си­ла Бо­жия»; воз­ве­ща­ет лю­дям ве­ли­кие де­ла Бо­жии; изо­бра­жа­ет­ся с рай­ской вет­вью, при­не­сен­ной им Прес­вя­той Де­ве, или со све­тя­щим­ся фо­на­рем в пра­вой ру­ке и зер­ка­лом из яс­пи­са – в ле­вой. 26 мар./8 апр.; 13/26 и­юл.; 8/21 ноя. Лк.1:26; Дан. 8:16
3 Ра­фа­ил «Ис­це­ле­ние Бо­жие»; це­ли­тель, врач Бо­жий; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим со­суд с це­ли­тель­ны­ми сна­до­бья­ми и ве­ду­щим пра­вою ру­кою То­вию, не­су­ще­го ры­бу 8/21 но­яб­ря Тов. 3:16; 12:15
4 Ури­ил «Свет, огнь Бо­жий»; про­све­ща­ет лю­дей и вос­пла­ме­ня­ет их серд­ца лю­бо­вью к Бо­гу; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим в пра­вой ру­ке об­на­жён­ный меч на уров­не гру­ди, а опу­щен­ной ле­вой ру­ке – пла­мень ог­ненный 3Езд. 5:20
5 Са­лафи­ил «Мо­лит­вен­ник Бо­жий»; изо­бра­жа­ет­ся с ру­ка­ми, мо­лит­вен­но сло­жен­ны­ми на гру­ди 3Езд. 5:16
6 И­егу­ди­ил «Сла­вя­щий Бо­га»; пок­ро­ви­тель мо­на­хов и тру­дя­щих­ся для сла­вы Бо­жи­ей; изобр. дер­жа­щим в пра­вой ру­ке зо­ло­той ве­нец, а в ле­вой бич из трёх чёр­ных ве­рё­вок с тре­мя кон­ца­ми (наг­ра­да свя­тым и воз­да­я­ние греш­ни­кам). Упо­ми­на­ет­ся толь­ко в Св. Пре­да­нии
7 Ва­рахи­ил «Бла­го­сло­ве­ние Бо­жие»; по­да­тель бла­го­сло­ве­ний и ми­ло­сти Бо­жи­ей; изобр. Не­су­щим на гру­ди бе­лые ро­зы, как пред­ве­стие бла­жен­ства в Цар­ствии Не­бес­ном, ли­бо ро­зы на одеж­де. Упо­ми­на­ет­ся толь­ко в Св. Пре­да­нии
8 И­ере­ми­ил «Вы­со­та Бо­жия»; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим в ру­ке ве­сы 3Езд. 4:36

Ноябрь избран для празд­ни­ка Анге­лам пото­му, что он есть девя­тый от мар­та, кото­рый был неко­гда нача­лом года, а чис­ло девять соот­вет­ству­ет девя­ти чинам ангельским.

Анге­лы на ико­нах — набор сим­во­лов, кото­рые пере­да­ют нам не внеш­ний вид, а идею анге­лов как послан­ни­ков Божи­их, т.к. Анге­лы не име­ют мате­ри­аль­ной плоти:

Кры­лья — сим­вол быст­ро­ты и все проникновенности;

Посох — сим­вол посланничества;

Зер­ца­ло (сфе­ра в руке с изоб­ра­же­ни­ем кре­ста или аббре­ви­а­ту­ры име­ни Спа­си­те­ля) — сим­вол дара пред­ви­де­ния, кото­рым наде­лил Анге­лов Бог;

Торо­ки (раз­ви­ва­ю­щи­е­ся золо­тые «лен­ты» в воло­сах) — сим­вол осо­бо­го слы­ша­ния Бога и послу­ша­ния воле Его;

«Око» во лбу – сим­вол всевидения;

Облик пре­крас­но­го юно­ши — сим­вол совер­шен­ства. В Свя­щен­ном Писа­нии Анге­лы послан­ные Богом, как пра­ви­ло, явля­лись избран­ным людям в обра­зе пре­крас­ных, све­то­зар­ных юно­шей в белом облачении.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит (см. https://pravoslavie.ru/49947.html): «Священные боговдохновенные зрители тайн Божиих и ангельских видений – пророки и евангелисты – видели ангелов в таинственном видении дружественно обращающими лица свои друг к другу и согласно воспевающими Святую Троицу. Это научает и нас относиться друг к другу с горячей любовью и жить в единомыслии, служа усердно общему всех Творцу.

Слава безмерной благости Божией, приготовившей нам Царство вечное, Царство света немерцающего, мира и блаженства непоколебимого, вместе с бесчисленными Соборами Ангелов! Употребим малое здешнее время на преуспеяние в христианской добродетели, чтобы наследовать это бесконечное блаженство, которого, да и сподобит нас Господь молитвами Пречистой Богоматери и предстательством Честных Небесных Сил бесплотных, особенно светозарных, молниевидных Михаила и Гавриила, и святых Ангелов-хранителей наших. Аминь».

Материал подготовила Татьяна Невская, катехизатор

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх