Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора.
Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.
Совершается праздник в ноябре - девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) - в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских.
Кто такие Ангелы? Это те, кто больше всего впитал в себя Света, первородного Света, о котором сказано в Библии:
1.В начале сотворил Бог небо и землю.2.Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.3.И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. (Быт.1:1-3).
Первым Свет получило Небо и небожители – ангелы.
В связи с этим в восточной патристике очень распространено учение об ангелах как о «вторых светах». Вот как об этом пишет архимандрит Киприан (Керн) в своей работе: «Ангелы, иночество, человечество»: «Эта идея стала излюбленной не только у православных мистиков (псевдо –Дионисий Ареопагит, далее – Симеон Новый Богослов, Григорий Палама), но имеет также своих сторонников и толкователей в лице других святых отцов Церкви, как, например, Григорий Богослов, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.
Сущность этого учения сводится к нижеследующему. Бог, Св. Троица есть Первоначальный, Вечный, Несозданный Свет, от Которого изливается озарение на весь мир, на всю тварь, на все живые существа. Самая сущность Божества непостижима ни для кого. Но Богу по Его любви к миру и человечеству свойственно изливать Свой несозданный божественный свет непрерывным потоком на тварный мир. И в этом «светолитии», в Своих «энергиях», Бог становится доступен восприятию, «причастен» низшим существам…».
«Богоначального, Первичного Света приобщаются прежде всего те ангельские чиноначалия, которые по своей близости к Источнику этого Света способны наиболее полно его воспринять… Познавание Бога совершается соответственно достоинству познающего. Ангелы, окружая Престол славы Божией, и непосредственно приобщаясь этого Света, сообщают Его по иерархической нисходящей постепенности ниже себя стоящим ангельским чинам, и таки образом являются как бы зеркалами, отражающими этот Свет … Они суть отблески Совершенного Света, «вторичные светы», «световидные» существа, слуги Первичного Света и наполняются Им.
Однако постепенное излияние божественного Света не останавливается на ступенях небесной, ангельской, иерархии. Этого «светолития» удостаиваются, конечно, тоже сообразно с их достоинством и способностью восприятия, и наиболее духовно-чуткие, озаренные люди.
Таким образом составляется в этой иерархии последовательная «золотая цепь», которая … утверждается в Боге и неудоборазрываема. «Дух Святый, который сходит от Отца Светов на достойных духовных мужей, а от них передается и другим, освежает всех как роса» (Св. Симеон Новый Богослов). По словам св. Максима Исповедника «твари причащаются Божественного блаженства соответственно своей приемлемости». И св. Григорий Палама знает, что «этот Божественный Свет» дается в меру и воспринимается больше или меньше, в соответствии с достоинством воспринимающих».
«Иерархичность познания и стройная постепенность в восприятии божественной энергии света легла в основание восточной мистики и составляет сущность христианской гносеологии. В этой иерархичности подчеркнуто ясно положение, занимаемое ангельскими чинами и их служение. Они суть зеркала, вторичные светы, передающие низшим духовным существам этот божественный Свет. Они просветители, и как «чистые умы» познают тайны Божии и сообщают их в той же иерархической постепенности. Их премудрое назначение служить в просвещении и другим ангелам и роду людскому. Просвещение это выражается в приобщении этих низших существ божественной энергии, умному Фаворскому Свету, несозданному, вечному. Ангелы, вместе с этим отражением Света и просвещением себя и других, беспрестанно славословят величие Божие, прославляют его, воспевая Богу Трисвятую песнь. И это беспрестанное славословие Имени Божия и Его Святости, от круга к кругу, от чина в чин, со ступени на ступень, подобно некоему эху раздается в сферах надземного бытия, отголоском чего является и наше литургическое восхваление, и прославление Святейшего и Сладчайшего Имени Божия.
В этом немолчном упоминовении Имени совершается также таинственный и умопостигаемый процесс познавания Непознаваемого, проникновения в глубину Того, словесным выражением Чего является Самое Имя. И это служит к Просвещению Светом Божественной Славы.
Итак, ангелы суть вторичные светы, таинственные духовные зеркала, отражающее миру предвечный Свет Божества. Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир.
Назначение ангельского лика - в несении Света. Они светоносители, luciferi. Сфера ангельского служения – просвещение, ибо ангелы суть слуги света. Следовательно, все, что омрачает, что заслоняет свет и мешает духовному просвещению, все это – удел и область сатанина и его клевретов, духов, «не соблюдших своего начальства» (Иуд. 1: 6), отпадших от Божественного света и связанных «узами адского мрака» (2Пет.2:4).
Таково вкратце учение Предания о служении ангельских чинов и о их назначении и месте в общей системе мироздания и мироуправления». (Архимандрит Киприан Керн). (Подробно см.:1. https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/angely-inochestvo-chelovechestvo/, 2. https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-nebesnoj-ierarkhii/#10).
Вот как об Ангелах говорит Святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«Ангелы имеют духовную, невещественную, тонкую, бессмертную природу, свободную от всякой тли, но ограниченную, не такую, как Сам Господь, Дух – всюду сущий и единый, безначальный и все наполняющий. Он привел ангелов из небытия в бытие, словом Своим освятил, и за непреклонность к злу утвердил их непадаемо Духом Святым, (т.е. они уже не могут впасть в грех); природа их полна чудного, немерцающего света, святости, благости, красоты, премудрости, силы, бессмертия, пламенной любви к Творцу, и друг к другу, и к людям, коих спасению они радуются и желают иметь их своими вечными согражданами в стране вечного света и нетления, мира и радости. Святой Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла, восхищенного Духом Святым до третьего неба, услышал от него таинственное учение об ангельском мире, записал его и передал Церкви.
Ангельский мир разделяется на девять порядков, а эти – каждый на три чина. Первые и световиднейшие ангелы (Михаил и Гавриил), как светлая заря Безначальной Троицы, предстоят непосредственно пламенеющему престолу Божию, просвещаются неприступным светом Его и подают просвещение и ведение тайн Божиих следующим за ними чинам, и низшие чины управляются премирно высшими. Такое небесное гражданство, такой премирный, святой, пресветлый, благостный Собор небожителей называется небесной иерархией».
Сам же Св. Дионисий Ареопагит в своей работе «О небесной иерархии» говорит следующее:
«Сколько чинов небесных Существ, какие они, и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, – в точности знает это, как я думаю, один Бог, Виновник их Иерархии. Знают также и они сами свои собственные силы, свой свет, священное их и премирное чиноначалие. А нам нельзя знать тайны пренебесных Умов и святейшие их совершенства. Можно сказать об этом столько, сколько Бог открыл нам чрез них же самих, как знающих себя. Итак, я ничего не буду говорить от себя, но по возможности предложу то, что нам известно из Ангельских явлений, бывших святым богословам».
«Слово Божие все небесные Существа для ясности обозначает девятью именами. Наш Божественный руководитель разделяет их на три тройственные степени.
Находящиеся в первой степени всегда предстоят Богу (Ис. 6:2–3; Иезек. глава1) теснее и без посредства прочих с Ним соединены: ибо святейшие Престолы, многоочитые и многокрылатые чины, называемые на языке евреев Херувимами и Серафимами, по изъяснению Священного Писания, находятся в большей и непосредственнейшей пред другими близости к Богу. О сей-то тройственной степени наш славный Наставник говорит как о единой, единокупной и истинно первой Иерархии, которой нет Богоподобнее и ближе к первому озарению от первоначального Божественного света.
Вторая степень содержит в себе Власти, Господства и Силы;
третья и последняя в небесной Иерархии содержит чин Ангелов, Архангелов и Начал»
Классификация ангельских чинов согласно свмч. Дионисию Ареопагиту | ||||
Чин | Описание | Празднование | В Св. Писании | |
1 | Серафимы |
В переводе «пламенеющие», побуждают к любви к Богу; (изобр. шестикрылыми). |
8/21 ноября | Ис.6:2, 6 |
2 | Херувимы | «Многое разумение», чрез них ниспосылается просвещение; (изобр. четырёхкрылыми | Евр. 9:5 3 | |
3 | Престолы | Чрез них преимущественно проявляется правосудие Божие; (изобр. в виде колёс со множеством глаз на ободьях). | Кол. 1:16 | |
4 | Власти | Укрощают власть бесовскую, отражают искушения | Кол. 1:16 | |
5 | Господства | Ниспосылают силу к мудрому управлению земным властям | Кол. 1:16 | |
6 | Силы | Укрепляют людей, дают благодать чудотворений угодникам Божиим | Еф. 1:21 | |
7 | Начала | Управляют вселенной, законами природы; охраняют народы, страны. | Кол. 1:16 | |
8 | Архангелы | Являются проводниками откровения Божия (подробнее см. таблицу ниже) | 1Фес.4:16 | |
9 | Ангелы | Приставлены для хранения каждого христианина | Быт.19:15 | |
Архангелы | ||||
1 | Михаил | Евр. «кто как Бог»; Архистратиг (военачальник); на иконе попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Поставлен Богом над всеми девятью Ангельскими чинами. | 8/21 ноября | Иуд.1:9; Дан. 3:92–95 |
2 | Гавриил | «Сила Божия»; возвещает людям великие дела Божии; изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой. | 26 мар./8 апр.; 13/26 июл.; 8/21 ноя. | Лк.1:26; Дан. 8:16 |
3 | Рафаил | «Исцеление Божие»; целитель, врач Божий; изображается держащим сосуд с целительными снадобьями и ведущим правою рукою Товию, несущего рыбу | 8/21 ноября | Тов. 3:16; 12:15 |
4 | Уриил | «Свет, огнь Божий»; просвещает людей и воспламеняет их сердца любовью к Богу; изображается держащим в правой руке обнажённый меч на уровне груди, а опущенной левой руке – пламень огненный | 3Езд. 5:20 | |
5 | Салафиил | «Молитвенник Божий»; изображается с руками, молитвенно сложенными на груди | 3Езд. 5:16 | |
6 | Иегудиил | «Славящий Бога»; покровитель монахов и трудящихся для славы Божией; изобр. держащим в правой руке золотой венец, а в левой бич из трёх чёрных верёвок с тремя концами (награда святым и воздаяние грешникам). | Упоминается только в Св. Предании | |
7 | Варахиил | «Благословение Божие»; податель благословений и милости Божией; изобр. Несущим на груди белые розы, как предвестие блаженства в Царствии Небесном, либо розы на одежде. | Упоминается только в Св. Предании | |
8 | Иеремиил | «Высота Божия»; изображается держащим в руке весы | 3Езд. 4:36 |
Ноябрь избран для праздника Ангелам потому, что он есть девятый от марта, который был некогда началом года, а число девять соответствует девяти чинам ангельским.
Ангелы на иконах — набор символов, которые передают нам не внешний вид, а идею ангелов как посланников Божиих, т.к. Ангелы не имеют материальной плоти:
Крылья — символ быстроты и все проникновенности;
Посох — символ посланничества;
Зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) — символ дара предвидения, которым наделил Ангелов Бог;
Тороки (развивающиеся золотые «ленты» в волосах) — символ особого слышания Бога и послушания воле Его;
«Око» во лбу – символ всевидения;
Облик прекрасного юноши — символ совершенства. В Священном Писании Ангелы посланные Богом, как правило, являлись избранным людям в образе прекрасных, светозарных юношей в белом облачении.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит (см. https://pravoslavie.ru/49947.html): «Священные боговдохновенные зрители тайн Божиих и ангельских видений – пророки и евангелисты – видели ангелов в таинственном видении дружественно обращающими лица свои друг к другу и согласно воспевающими Святую Троицу. Это научает и нас относиться друг к другу с горячей любовью и жить в единомыслии, служа усердно общему всех Творцу.
Слава безмерной благости Божией, приготовившей нам Царство вечное, Царство света немерцающего, мира и блаженства непоколебимого, вместе с бесчисленными Соборами Ангелов! Употребим малое здешнее время на преуспеяние в христианской добродетели, чтобы наследовать это бесконечное блаженство, которого, да и сподобит нас Господь молитвами Пречистой Богоматери и предстательством Честных Небесных Сил бесплотных, особенно светозарных, молниевидных Михаила и Гавриила, и святых Ангелов-хранителей наших. Аминь».
Материал подготовила Татьяна Невская, катехизатор