Полное название праздника в богослужебных книгах Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Покров Пресвятой Богородицы – непереходящий великий праздник, который отмечается 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю). У праздника предпразднства, попразднства и отдания нет. Богослужебные особенности во многом соответствуют Богородичным двунадесятым праздникам, хотя сам праздник Покрова Пресвятой Богородицы относится к великим недвунадесятым праздникам.
В основу праздника положено предание о явлении Андрею, Христа ради юродивому, Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе, в котором хранилась риза Божьей Матери.
Рассказ о событии взят из Жития Андрея Юродивого, который, вместе со своим учеником, блаженным Епифанием, и увидел Богородицу, распростёршую над собравшимся в храме народом свой омофор.
В Житии Андрея Юродивого, помещённом в Великих Четьих Минеях, не указан ни день недели, ни какое-либо число, сказано лишь, что видение было во время всенощного бдения, в четвёртом часу ночи, во Влахернском храме.
Согласно Житию, Богородица «высоко», то есть по воздуху, пришла царскими вратами в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, которые по обеим сторонам поддерживали Пречистую; рядом с Богородицей были многие святые, поющие духовные песнопения, в белых одеждах, одни шли впереди Девы Марии, другие после неё. Остановившись вблизи амвона, перед алтарём, Богоматерь сняла с себя омофор, который был на верху её головы, и держала над молящимися людьми. При этом омофор сиял как илектор (др.-греч. ἠλέκτωρ — лучезарное светило, солнце, огненная стихия, (космический) огонь). Спустя время Богородица удалилась, оставив благодать.
Слово «омофор» в описаниях праздника Покрова и в соответствующих богослужебных текстах означает головной убор Богоматери. Хотя при обычном употреблении омофор — принадлежность богослужебного облачения архиерея.
ИСТОРИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРАЗДНИКА. История праздника Покрова Богоматери до сих пор полна пробелов. Высказывались различные мнения о месте его появления. Афонский монах Пахомий Логофет, говорит о том, что праздник установлен в Константинополе и оттуда пришёл на Русь. Доказательств Пахомий не привёл, но его утверждение надолго стало причиной споров о том, является ли Покров по происхождению русским или византийским праздником.
Согласно византийской версии, праздник был учреждён императором Львом Мудрым (866—912). Установление праздника Покрова в Греческой Церкви 1 октября могло быть приурочено ко дню памяти святого Романа Сладкопевца, одного из предполагаемых авторов акафиста Пресвятой Богородице, служившего во Влахернском храме.
Согласно русской версии, Покров представлял собой русский церковный праздник, не вошедший в греческие богослужебные уставы. Праздник Покрова известен только по русским месяцесловам, в византийских источниках он отсутствует — не был известен или исчез.
Традиционная точка зрения связывает начало почитания Покрова на Руси с Владимиро-Суздальскими землями и именем святого князя Андрея Боголюбского. Считается, что Покров Богородицы, которому посвящён храм Покрова на Нерли (1158—1165)) был новым праздником, установленным Андреем Боголюбским и епископом без санкции киевского митрополита. Этот праздник выражал в особенно открытой, но и утонченной форме мысль о преимущественном покровительстве Богоматери Владимирской земле, ее князю и его людям.
Ещё одна гипотеза - об установлении праздника в первой половине XII века в Киеве. Предполагают, что что на Руси праздник был первоначально принят в Киево-Печерском и соседнем с ним Влахернском монастырях. Некоторые из учёных предполагают: инициатором установления праздника был не Андрей Боголюбский, а его дед Владимир Всеволодович Мономах.
Покров Пресвятой Богородицы почитался на Руси как символ особого покровительства Богоматери Русской земле. Специфика этого праздника на Руси заключается в почитании образов как «покрова, ограды, защиты».
Этот праздник установлен, конечно, не только в память о конкретном событии, а, гораздо больше, в напоминание того, что Божия Матерь все время покрывает нас своим покровом и защищает от всякого зла, как поется в песнопениях сегодняшнего праздника.
Кондак Покрова Пресвятой Богородицы, глас 3
Дева днесь предстоит в церкви/ и с лики святых невидимо за ны молится Богу,/ Ангели со архиереи покланяются,/ апостоли же со пророки ликовствуют:// нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы, глас 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, / осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, / и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла, / молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, // спасти души наша. (Сегодня мы, правоверные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богоматерь, посещением. И, взирая на Твой пречистый образ, с умилением восклицаем: «Покрой нас Своим честным покрывалом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Своего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших!»).
Иконография Покрова основывается на Житии Андрея, Христа ради юродивого, в котором описывается явление Покрова Богородицы. Центральной, главной и обязательной фигурою на иконах является Дева Мария, которую изображают с омофором в руках или в виде оранты в верхней средней части икон. В состав композиций икон входят также изображения Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, расположенные по обеим сторонам от изображения Девы Марии. Кроме того, в нижней части икон изображается Андрей, Христа ради юродивый, рукою указывающий Епифанию на Богородицу.
Достаточно часто встречается изображение Романа Сладкопевца на амвоне, держащего в руке папирусный свиток, на котором написано его знаменитое песнопение в честь Рождества Христова, которое до сих пор (хотя не целиком, а только первые строфы) остается в богослужении Рождества: “Дева днесь Пресущественного раждает”.
Кроме того, на иконах Покрова изображаются святые в белых одеждах — спутники Богородицы во время небесного её шествия по Влахернскому храму — и ангелы, летящие рядом с Мариею. В нижней части иконы, рядом с Андреем, изображают и молящихся людей.
Все изображения, кроме изображения самой Богоматери, не являются обязательными и могут варьироваться на разных иконах или даже совершенно отсутствовать.
Память преподобного Романа Сладкопевца. Сегодня также празднуется память святого Романа Сладкопевца, который жил в VI веке, значительно раньше, чем произошло событие, которое стало предметом воспоминания в празднике Покрова. В житии святого Романа Сладкопевца повествуется о чуде, как он молился Божией Матери, чтобы Она даровала ему слово, чтобы он мог Ее воспеть, и Она вдохновила его на эти стихи. Эти два чуда оказались объединены в одном дне, потому на русских иконах часто изображают и Романа Сладкопевца.
Теперь перед этой иконой молятся все церковные поэты, чтобы он их вдохновил и ходатайствовал перед Матерью Божией о том, чтобы Она подала дар составления божественных служб, как в свое время Она дала его самому Роману Сладкопевцу.Почитают св. Романа Сладкопевца и те, кто поет на клиросе, т.е. все чтецы и певцы церковные, особенно певцы, и это, можно сказать, их профессиональный праздник. Сегодня смело можно поздравить наш клирос с профессиональными именинами!
НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ. В народной традиции этот день отмечал встречу осени с зимой, начало вечерних девичьих посиделок и осеннего свадебного сезона. Название праздника народная этимология связывает с первым снегом, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов. «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». Примерно с этих дней начинали топить в избах на юге России и на Украине, скот больше не выгоняли на пастбище, завершали все полевые и огородные работы.
В этот день Пресвятой Богородице молятся о замужестве; Роману Сладкопевцу — о просвещении разума, научении духовной грамоте и о помощи в трудном учении.
У девушек существовало поверье: которая из них раньше поставит в этот день свечку, та раньше и замуж выйдет, поэтому они встают рано утром и бегут в храм.
По народному счёту времени Покров и Казанская — это сезонные вехи: Покров — зазимки, Казанская — первозимье, начало санного пути. Вплоть до начала XX века в нижегородско-самарском Поволжье бытовало сказание о том, что каждый год в назимние октябрьские дни — «от Покрова до Казанской» — Богородица ходит по земле с собором святых праведников, проверяя, весь ли урожай «сдвинулся» с полей в закрома.
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем".
Величание Покрову Пресвятой Богородицы
Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим Покров Твой честный, / Тя бо виде святый Андрей на воздусе, / за ны Христу молящуюся.
Материал подготовила Татьяна Невская, катехизатор