30 сентября православная церковь отмечает память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Они родились в Италии во II веке, в царствование императора Адриана (117–138) и происходили из богатой и благочестивой семьи из Рима.
Мать трех дочерей София, имя которой означает «премудрость», воспитала чад в вере, надежде и любви к ближним. Она была христианкой и своих дочерей назвала — "Пистис", "Эльпис", "Агапэ", что в переводе с греческого означает Вера, Надежда, Любовь.
Вера, Надежда и Любовь — это три начальные добродетели, на которых созидается духовное стремление к совершенству и спасению души.
В те времена в языческой Италии были суровые гонения на христиан. Проповедование Иисуса Христа как Сына Божьего грозило жестоким наказанием, а зачастую пытками и смертью. Несмотря на это, горячо веровавшая женщина не побоялась не только сама принять крещение, но и воспитать в любви к Иисусу Христу своих дочерей.
Вере было 12 лет, Надежде — 10, а Любови — всего девять лет, когда слух об их христианской семье дошел до императора Адриана, и тот велел привести мать с дочерями к нему. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их отречься от христианства. Но девочки не отреклись от веры ради обещанных им земных радостей, не испугались страшных мук. Тогда император приказал жестоко истязать их. Перенося невиданные муки, святые сестры оставались непоколебимыми в вере. Мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девочек вытерпеть мучения во Имя Иисуса Христа. Все три ее дочери были обезглавлены.
Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. Женщина положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте, а сама так и осталась сидеть у их могил. На третий день она тихо скончалась. Верующие люди похоронили ее рядом с могилами ее святых девочек. Святая София также считается мученицей, хотя приняла страдания за Христа не телом, а сердцем.
История почитания святых. В VIII веке мощи мучениц из крипты кладбища святого Панкратия в Риме по распоряжению папы Римского Павла I (757-767) были перенесены в построенную новую церковь святого Сильвестра на Марсовом поле, а часть мощей мучениц была преподнесена в дар монастырю святой Иулии в Брешии (Италия).
10 мая 777 года мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии были перенесены в женский монастырь в Эшо под Страсбургом (Франция) по просьбе основателя обители епископа Ремигия.
Мощи святых мучениц привлекали к себе множество паломников, вокруг аббатства разрослась деревня, а для приезжающих была построена большая гостиница.
Во время Великой французской революции (1789-1794) монастырь был разорен, а мощи похищены. Предполагается, что, желая укрыть мощи мучениц от поругания, монахини спрятали их на монастырском кладбище, где они до сих пор пребывают сокрытыми в неизвестном месте.
Монастырский храм святого Трофима продолжал действовать до французской революции, а затем был продан с аукциона. В его помещениях несколько лет размещался трактир.
В 1898 году остатки монастырской церкви были объявлены "историческим памятником", началось ее постепенное восстановление.
3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез из Рима две новых частицы мощей святой Софии в Эшо (ныне местечко Эшо - это деревня в 15 км от Страсбурга с чуть более 4000 жителей). Одну из частиц положили в саркофаге из песчаника, а другую — в реликварий, помещенный в раку с другими святынями.
Ежегодно у христианской святыни в Эшо проходят богослужения, которые организует приход Всех святых Московского Патриархата в Страсбурге. В храме святого Трофима находится историческая рака, в которой хранились мощи мучениц на протяжении столетий, и сейчас там же находится частица мощей святой мученицы Софии. Здесь же почитается другая христианская святыня - частица Животворящего Креста Господня. Настоятель ставропигиального храма Всех святых, игумен Филипп (Рябых), поясняет: «Не случайно, по стечению исторических обстоятельств эти две святыни пребывают вместе, так как память святых мучениц всегда совпадает с продолжением праздника Воздвижения Креста Господня. Поэтому за богослужением неотделимо друг от друга звучат песнопения Животворящему Кресту и римским мученицам».
Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, глас 4
Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.
Иконы Святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Почитание образа этих святых имеет давнюю историю. Изображаются они фронтально, за спинами невысоких дочерей стоит св. София. Как правило, все держат в руках кресты — это символ великой жертвы Спасителя. Также он означает мученические испытания.
Часто икона «Вера, Надежда, Любовь и мать их София» выглядит очень красочно — на девочках ризы разных цветов (используются красный, белый, лазоревый, иногда зеленый и желтый). Юные отроковицы, чаще всего, не имеют на себе головного покрова, что весьма редко встречается в иконописной традиции женского образа в христианстве. Стиль изображения ликов зависит от времени выполнения иконы и школы, к которой принадлежал иконописец. Но всегда семейство находится вместе, как достойный образец для подражания.
На традиционных образах византийской школы святые отроковицы держат в руках православные восьмиконечные кресты, их мать стоит, молитвенно воздев руки к небу — она испрашивает Божьей помощи. Лики святых спокойны, головы наклонены, словно в знак согласия с волей Бога, который приготовил Своим детям испытания.
Существует также икона с клеймами, на которых изображены сцены из жития: на одном из них св. София с чадами изучают Священное Писание, на другом — предстают перед правителем, затем ведут беседу с языческой жрицей. Далее идут сцены мучений каждой из сестер, затем — погребение. В центре — классическое фронтальное изображение всей семьи. Икона эта также считается «семейной», как образец крепкой, дружной и благочестивой христианской семьи. Перед ней чаще всего молятся о семейном благополучии и здоровье своих домочадцев.
Народные традиции в день свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Праздник этот называют «Вселенскими бабьими именинами», ведь День Ангела выпадает здесь сразу четырем различным именинницам: Вере, Надежде, Любови и Софии. «Бабьи именины» в старину праздновали три дня. В эти дни прославляли материнскую мудрость (Софию) и женские добродетели — веру, надежду и любовь. В этот день женщине дозволялось поплакать о своей нелегкой доле, а также помянуть в слезной молитве родственниц и подруг. Однако плачь — не плачь, а за плиту становиться все равно придется. Поплакав, женщины принимались за стряпню, чтобы в свой именинный день ублажить домочадцев-мужчин именинными пирогами и кренделями!
Поздравляем всех именинниц с днем Ангела! Божиих благословений на вас и ваши дома!
По информации открытых источников
материал подготовила Татьяна Невская, катехизатор