«Чистый понедельник» — неканоническое название первого дня Великого поста. Чистый понедельник не входит в число Великих церковных праздников, он не посвящён ни событиям, ни святым. Этот день не имеет конкретной даты, он привязан к началу Великого поста. Именно с понедельника всегда начинается Великий пост, а слово «чистый» означает очищение, духовное и телесное.
В этом 2020 году – это 2 марта, понедельник. Церковное название - Начало Великого поста или Феодоровой недели.
Вдумчивый прихожанин непременно задастся вопросом - почему Великий пост начинается с понедельника? Ведь согласно библейскому и церковному счету дней – это уже второй день недели как семидневного календарного цикла. Ответ прост: потому, что период покаяния и плача о своих грехах не может начинаться с праздничной «Малой пасхи», как именуется каждый воскресный день, отмечаемый торжественной Литургией и сопровождающим ее радостным пением! Кроме того, по церковному, воскресенье — это «неделя». В этот день не делают, не работают, отдыхают. Но Чистый понедельник, по сути, подразумевает работу и физическую, и духовную. Именно поэтому с него и начинается Великий пост.
Тема «чистого понедельника» затрагивается ещё в Ветхом Завете, чтение которого во всех храмах начинается с этого дня, начиная с шестого часа. В этом часе читается Книга пророка Исаии (Ис.I:1-20), в которой в частности говорится:
16Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; 17научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. 18Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю». (Ис.1:16-18).
Кроме Книга пророка Исаии, Великим постом в будни за вечерней читаются книги Бытия и Притч Соломоновых. Чтение это - lectio continua, то есть чтение по порядку и целиком трех Ветхозаветных книг: Бытия, пророка Исайи и притч Соломоновых.
Первая седмица Великого поста — время особой молитвы и строгого воздержания. В первые четыре дня — с понедельника по четверг — практически во всех храмах по вечерам читается Покаянный канон преподобного Андрея Критского.
Это очень большой по объему, разделенный на четыре части канон, в котором вся священная история Ветхого и Нового Завета увидена сквозь призму состояний, грехов, страстей и покаяния человеческой души.
Персонажи и события священной истории аллегорически представляют все многообразие духовной жизни человека: от рабства безобразию страстей и порабощения плоти до красоты покаяния и царственной свободы духа, даруемой Богом.
«Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний, кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию; но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление», – такими словами начинается Великий канон.
«Помилуй мя, Боже, помилуй мя», – повторяет хор особым великопостным распевом после каждого «куплета» (тропаря) канона.
Также на всех богослужениях читается молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». В этой молитве – несколько прошений, каждое из которых сопровождается земным поклоном. "Дух праздности, уныния, любоначалия и празнословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков".
В течение всего Великого Поста по будним дням не совершается Литургия – главное христианское богослужение, во время которого хлеб и вино благодатию Святого Духа претворяются в Тело и Кровь Христовы, преподаваемые верным.
Однако в некоторые дни совершается Литургия Преждеосвященных Даров – особое богослужение, во время которого верующих причащают Святыми Дарами Тела и Крови Христовых, освященными заранее (отсюда название – «преждеосвященных Даров») на воскресной Литургии и оставленными на Престоле в алтаре: в среду и пяток каждой седмицы, а также в четверг пятой седмицы, в день Обретения главы Иоанна Предтечи, в день Сорока мучеников Севастийских, если они придутся на понедельник, вторник или четверг. На Литурии Преждеосвященных Даров стоит побывать хотя бы один раз за время Поста.
Отметим, что каждую субботу, кроме первой, совершается поминовение усопших, а каждое воскресенье Великого Поста имеет особенное посвящение. Первое воскресение именуется Неделей Торжества Православия, во второе – Церковь вспоминает великого богослова XIV века святителя Григория Паламу, третье воскресенье называется Крестопоклонным, когда на поклонение верующим для укрепления их сил выносится Св. Крест, четвертое воскресенье посвящено преподобному Иоанну Лествичнику, пятое – преподобной Марии Египетской.
Особенности первого дня Великого поста. У православных славян первый день Великого поста и его первая неделя - это средоточие очистительных обрядов, связанных с переходом от масленичной скоромной пищи и разгула к великопостным ограничениям, как пищевым, так и поведенческим.
У славян-католиков начало поста приходится на среду (Пепельная среда). Несмотря на церковные предписания о строгости первого дня поста, часто в этот день – в понедельник и во вторник тоже - ещё продолжались мясопустные игры и развлечения. А в среду на католических мессах проводится специальный обряд посыпания голов верующих освящённым пеплом (иногда вместо посыпания пеплом головы наносится на лоб пеплом знак креста). Этот обряд знаменует сокрушение и покаяние, которые требуются от христиан во время поста. Во время обряда священник говорит каждому верующему «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:14), либо «Прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19). Пепел, по традиции, получается от сожжения ветвей, сохранявшихся с прошлого Вербного воскресения.
Духовный смысл Чистого понедельника. Чистый понедельник открывает путь к Пасхе. Это время задуматься о том, как проходит жизнь, нет ли в ней грязных помыслов, от которых надо очистить душу. Недаром пост в Чистый Понедельник особенно строг. День, в который мы стараемся стать достойными Христа, Его великой жертвы за нас. Потому ничто земное не должно отвлекать нас от духовного, от близости Пасхи.
Питание в первый день поста. Великий пост строг, но питание может быть различным для тех, кто не может обойтись без определенных продуктов. Послабление дается беременным, маленьким детям, людям, страдающим заболеваниями. Пост не должен идти человеку во вред.В целом питание во время поста помогает сосредоточиться на духовном, а не на телесном, тяжелая пища и чревоугодие отвлекают человека от духовной жизни телесными проблемами и немощами. На время Великого поста из рациона исключается пища животного происхождения, молочные продукты, яйца. Можно употреблять растительную пищу, крупы, грибы, бобовые, хлеб, в определенные дни (в Благовещенье и Вербное воскресение) – морепродукты и рыбу.
Но именно в Чистый понедельник действует особое правило: Церковь рекомендует отказаться от пищи совсем, употребляя только воду. Это строгое правило можно соблюдать тем, кто уверен, что не навредит своему здоровью.
О других названиях Чистого понедельника. Есть и другие названия этого дня: Фёдоров или жиловый понедельник, Тужилки, Полоскозуб.
Феодоров (Фёдоров) понедельник, то есть первый день Феодоровой недели. Первая суббота Великого поста (в этом году – 7 марта) является днём Святого Великомученика Феодора Тирона, который начинают праздновать с вечера пятницы, а первая неделя поста посвящена именно ему.
Жилявый (жиловый) понедельник, что означает — сильный, жилистый, твёрдый. Действительно, после разгульной Масленицы понадобятся все силы, чтобы перейти на пост. Тем более, что первая неделя поста является строгой, а в первый день желательно вообще воздержаться от пищи.
Тужилки по Масленице — название объясняется тем, что в этот день принято расставаться с «наследием» Масленицы, в частности, избавиться от оставшейся еды, но не выбросить её, не раздать бедным, а скормить скоту и птицам.
Полоскозуб — связано с появлением в XIX веке в некоторых областях Руси традиции опохмеляться, полоскать рот водкой якобы для того, чтоб избавиться от остатков скоромного. Церковь эту традицию не одобряет.
История праздника. Традиция Чистого понедельника появилась ещё в Древней, дохристианской Руси. Так же, как и теперь, этот день был связан с окончанием масленичной недели. Широко и весело проводив зиму и встретив весну, народ наводил порядок и чистоту в доме, начинал готовиться к весенним работам. Мужчины чинили то, что требовало ремонта, женщины убирали, мыли полы и посуду, стирали, чистили зимние вещи, которые следовало убрать в сундуки. В этот день принято было мыться в реке или озере, но не все, конечно, принимали в этом участие, а только те, кто мог. Зато все непременно посещали баню.
После Крещения Руси Церковь перенесла празднование Масленицы на более ранний срок, а вместе с ней и Чистый понедельник, расширив его смысл. Чистый понедельник начинается с вечера Прощёного воскресенья, когда верующие просят прощение у Бога и людей, и сами отпускают все свои обиды и тёмные мысли, то есть очищают души.
Следующий день следует посвятить себе и дому: сходить в баню, выстирать и поменять бельё, отмыть посуду от масленичного пиршества, тщательно вымыть полы и другие поверхности.
Многие считают, что пост — это в первую очередь диета, и что ограничив себя в еде, они соблюдают все правила. На самом деле это не так. Пост, в первую очередь это ограничение до полного отказа от светских развлечений, страстей, это время поиска душевного равновесия, воздержания от злословия, осуждения, лжи. Иными словами, это огромная работа над собой, над своей личностью. И начало поста — Чистый понедельник.
Татьяна Невская, катехизатор