В среду пятой седмицы Великого поста вечером совершается утреня Четвертака Великого канона с пением Великого канона прп. Андрея Критского и читается житие прп. Марии Египетской. В народе эта служба получила название «Стояние Марии Египетской». Верующие молятся, держа в руках зажженные свечи и текст богослужения.
Первоначально Великий канон только за этим богослужением и читался, и для него он был и составлен. Читать его в первые четыре дня Великого Поста — это уже более поздняя практика.
«Стояние Марии Египетской» - одно из самых длительных богослужений в году. Эта служба наиболее утомительная физически из-за земных поклонов, которые на покаянном каноне делаются. В Каноне более 200 тропарей; после пения каждого тропаря положен поклон. Если по уставу, то на каждом из более чем двухсот тропарей Великого канона положено совершать по три земных поклона, не говоря уж о том, что земные поклоны совершаются еще и в другие моменты службы.
Зачем это всё нужно? Тому, кто уже привык немножко к церковным аскетическим нормам, тому это понятно из собственного опыта. Невозможно быть постоянно сосредоточенным на молитве, потому что постоянно возникают отвлекающие мысли. И вот, чтобы как-то отрешиться от того, о чем мы обычно думаем, и больше сосредоточиться на том, что нам предлагается и вводятся дополнительные средства: всякие физические ограничения. Прежде всего, их два: пост, состоящий в заметном ограничении еды, а не просто перемене блюд, и земные поклоны.
Именно на службе «Стояния Марии Египетской» дается такая возможность. Заметьте, что это уже вторая половина Великого поста, несколько охладел пыл покаянного настроя. Поэтому тот, кто может себе позволить в этом участвовать, получает великое благо, которое заключается не в самих этих средствах, а в том, что с их помощью достигается – получение помощи Божией, называемой Благодатью, которую мы обычно смутно воспринимаем, даже если регулярно ходим в церковь.
О тексте Великого канона.
Великий покаянный канон написал критский архиепископ VIII века Андрей. Появление канона связывают с раскаянием святителя в ереси монофелитства (учение о единоволии Христа). Канон был дополнен современником архиепископа Андрея преподобным Иоанном Дамаскиным.
Покаянный канон святитель Андрей написал для себя и не предназначал для общецерковного употребления. Сокрушаясь о грехах, архиепископ в поэтическом повествовании рассматривает Священную историю как переживания собственной души.
«Я самый страшный грешник, виновный более всех людей», — главная тема Великого покаянного канона. Это утверждение концентрирует на своих грехах и исключает осуждение по отношению к другим людям.
Канон призывает к покаянию. Наиболее известное песнопение канона — кондак, сочиненный Романом Сладкопевцем: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?...»
Как канон вошел в церковную жизнь? Рукопись Покаянного канона хранилась в монастыре святого Потапия в Константинополе. В 790 году столица империи пережила землетрясение. Монахи спасались на городской площади, подальше от падающих зданий. Они взяли рукопись канона и читали ее, молясь об усмирении стихии. После этого канон стали читать во дни бедствий, а затем Великим постом с молитвой преподобного Ефрема Сирина. Общецерковное употребление канон получил в IX веке.
Канон состоит из 250 тропарей, вспоминающих события от грехопадения Адама до земной жизни Христа. К Великому канону примыкают 2 ряда песнопений: 16 тропарей и 24 стихиры. Почти в каждой песни канона можно выделить 2 части: 1-я — беседа со своей душой о своих грехах и средствах их исправления; 2-я — молитвенный вопль к Богу о помиловании. Великий канон завершается тропарями в честь его творца — святого Андрея Критского.
Если невнимательно всматриваться в текст, то может сложится впечатление, что уж слишком много в нем библейского материала, зачем это нужно? Зачем этот канон во время покаяния? Понятно, когда мы обсуждаем наши собственные грехи и прочие проблемы. А библейские примеры для чего?
И здесь нам Церковь помогает самым неожиданным образом: оказывается, при тщательном прочтении текста Великого канона почти каждый начинает с большим интересом читать Библию! Почему? Потому что прп. Андрей, живыми примерами из текста Священного Писания привлекает наше внимание, а затем и желание всё больше знать о Библии, особенно о Ветхом Завете, который мы обычно знаем не очень. Неоднократно начнем читать подряд, но надолго нас не хватит. А если кого и хватит, то уже не из-за какого-то религиозного интереса, а просто из интереса, что там и как. Это помогает знанию Библии чисто внешнему, но не поможет душе, а, может, даже повредит, тем более оттуда разные выводы можно сделать.
Надо подойти к Библии прежде всего в тех примерах, которые мы имеем для себя лично. Для этого надо не подряд читать всю Библию. Покаянный канон Андрея Критского является именно таким примером. Это те эпизоды из Библии, те ситуации, которые нам надо применять в своей жизни, и которые должны у нас четко откладываться. Эти моменты из Ветхого и Нового Завета мы особенно должны знать. И причем, там сразу дается и понимание. Они не просто выбраны, там прямо показано, что нужно делать. Даже если в каком-то отдельном тропаре Андрея Критского может быть не сказано, что хорошо, а что плохо, но по контексту понятно.
Вот для чего нужен Великий Канон, вот для чего там нужно столько имен, столько эпизодов. Для того чтобы их знать. Хорошо, внимательно слушать, а потом еще и желательно почитать Библию самим.
Вот для чего нужен Великий Канон - он открывает путь в Библию.
Материал подготовила ТАТЬЯНА Невская,
катехизатор.