Вторник, 26 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

7 марта - Память св. великомученика Феодора Тирона

 Первый день Великого поста, помимо названия «Чистый понедельник» является в православной традиции ещё и первым днём Феодоровой недели.

Это название недели - «Феодоровская» или «Фёдоровская» связано с почитанием в субботу (в этом году – 7 марта) Православной церковью памяти Феодора Тирона («тирон» по-гречески значит «воин»).

Родился Феодор в III веке, в местечке Амасья, умер 17 февраля 306 года, там же. Почитается в лике великомучеников. День памяти у православных — 17 февраля (1 марта) в високосный год, и 17 февраля (2 марта) в не високосные годы, и в первую субботу Великого поста.

Согласно житию, Феодор был воином мармаритского полка в городе Амасии (Понт, Малая Азия). Во время проводимой по указанию императора Галерия кампании по принуждению христиан к принесению жертв языческим богам, Феодор отказался от требования своего военачальника принести жертвы. Ему было дано несколько дней на размышление, во время которых святой Феодор усиленно молился. После его обвинили в сожжении храма Кибелы и привели на суд к градоначальнику. Феодор исповедал себя христианином, после чего был заключён в тюрьму и обречён на голодную смерть. Обнаружив через некоторое время Феодора живым, градоначальник вновь предложил ему совершить жертвоприношение. После отказа Феодора подвергли пытке — строгали его тело железными зубцами, но святой продолжал исповедовать Христа.

 

Феодора сожгли на костре. Его останки, по преданию не повреждённые огнём, попросила христианка Евсевия и погребла в своём доме в городе Евхаитах. Позднее его мощи были перенесены в Константинополь, а глава в - Италию.

Накануне праздника памяти св. великомученику Феодору Тирону, в пятницу утром обычно совершается молебен великомученику Феодору Тирону и освящение кутии (кутья – (от греч. кукия –бобы), также коливо, канун, сочиво это каша из цельных зёрен   пшеницы, ячменя, реже пшена или риса с добавлением мёда или сахара, иногда с сухофруктами (изюмом), орехами, зёрнами мака) - в память о чуде великомученика Феодора Тирона. Он совершил его во время Великого поста в Константинополе при Юлиане Отступнике, императоре, который хотел вновь ввести языческую веру в качестве государственной религии вместо христианства и всячески старался ущемлять христиан, унижать их религию. Поэтому он повелел все постные продукты, которые продавались на столичном рынке, окропить кровью идоложертвенных животных, чтобы они стали скверными, и чтобы те христиане, которые поели бы эту пищу, потом испытывали бы всякие тяжелые угрызения и смущения из-за того, что они съели пищу, принесенную идолам.

Но святой Феодор явился во сне константинопольскому архиепископу Евдоксию и предупредил его о замысле императора. Святой Феодор повелел употреблять в эти дни в пищу коливо - пищу, которая была принятой в той местности, откуда был родом сам святой Феодор.

У этого чуда есть одна особенность. Люди, которые были спасены святым Феодором от осквернения, в основном состояли в общении с патриархом Константинополя, который был в то врем еретиком и исповедовал арианство. И именно ему явился во сне Феодор Тирон и предупредил его о замыслах царя, научив его употреблять в пищу коливо, чтобы не покупать продукты на рынке.

Но почему Церковь празднует то, что совершилось вроде бы с еретиками? Да потому, что это были люди, хотя и попавшие в ересь, но христиане, которых следовало из ереси извлекать. Арианство – въедливая ересь, но и она была побеждена - вскоре после этих событий в Константинополе сменилась власть и светская, и церковная, и эти же самые люди вошли в ограду Православной Церкви.

Другая странность праздника заключается в том, что всего лишь соблюдение внешним образом церковного установления становится таким большим праздником. Почему это так важно? Почему вообще Церковь придает такое большое значение внешнему - правильно соблюсти пощение? Ясно, что никто из здравомыслящих людей, а тем более из святых отцов, не скажет, что внешняя обрядность это главное. Наоборот, она по важности стоит на последнем месте; это относится и к соблюдению поста.

Но стремясь к самому важному, что есть в Церкви, а именно к спасению души, необходимо начинать в обратном порядке, т.е.   начинать с менее важного, а потом уже двигаться дальше. Не может быть исполнения тех заповедей, которые приводят к спасению души, если мы не исполняем самые простые заповеди, которые учат нас самым элементарным навыкам послушания. Об этом Церковь постоянно нам напоминает. В богослужении, в частности, в службах в честь церковных праздников, содержится множество объяснений касательно того, что мы должны обращать внимание на соблюдение всякой внешней обрядности. Само установление поста является самым наглядным объяснением такого закона духовной жизни.

Именно об этом идет речь в сегодняшнем празднике: закон духовной жизни таков, что начинать надо с самого простого, и потому, когда люди благодаря чуду святого Феодора Тирона смогли не нарушить и соблюсти внешнее установление поста, это событие стало для Церкви значительным, тем более, что речь шла о довольно большом количестве народа.

Память святого великомученика Феодора Тирона, которому молимся также и об обретении украденного, почитаем сугубым образом: в день мученической кончины (17 февраля ст. ст.) и каждую субботу первой недели Великого Поста, когда поем ему в церковном каноне:

От вся́каго, мо́лимся, изба́ви преще́ния, всеблаже́нне Фео́доре, тя́ ве́рою блажа́щия и Боже́ственную па́мять твою́ почита́ющия.

Святый великомучениче Феодоре, моли Бога о нас!

Татьяна НЕВСКАЯ, катехизатор

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх