Вход Господень в Иерусалим - двунадесятый праздник, который отмечается в шестое воскресение Великого поста, за неделю до Пасхи.
Праздник посвящён торжественному въезду в Иерусалим Иисуса Христа, описанному во всех четырёх Евангелиях. Праздник, в отличие от других двунадесятых праздников, формально не имеет предпразднства, хотя Лазарева суббота накануне может рассматриваться как предпразднство, и совсем не имеет попразднства, так как за ним сразу следует Страстная седмица.
Праздник имеет несколько названий — Неделя ваий, Вербное воскресенье, Пальмовое воскресенье. В богослужебных книгах Русской православной церкви называется также Неделей Цветоносной, а в просторечии Вербным воскресеньем, что связано с тем, что пальмовые ветви в России и других странах с холодным климатом заменяли на вербы.
О пальмовых ветвях упоминается ещё в Ветхом Завете, как о символе радости. С ними встречали царей, победителей и героев (1Мак. 13:51). Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви, цветы и зажжённые свечи.
На утрене читается особая молитва на благословение «ваий» (веточек вербы). Обыкновенно после этого вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляются святой водой. У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.
События праздника. Этот праздник имеет очень большое количество смыслов, потому что Господь приходит в Иерусалим в последний раз, дальше все закончится распятием и страстями Христовыми. Исчерпать все эти смыслы крайне трудно, поскольку это очень важное событие в истории христианства.
В Евангелии от Иоанна рассказывается, как встречали иудеи Христа. «На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин.12:12-13).
Здесь народ встречает Христа восклицаниями "осанна", и делает это, вероятно, по некоторой ассоциации мысли. Именно ветви в руках напомнили народу радостный праздник кущей, когда с букетиками пальмовых ветвей в руках воспевался 117-й псалом, а в этом псалме и встречается воззвание «осанна». Народ таким образом выражал здесь свою радость о пришествии к нему Мессии-Царя и встречал Его радостными криками, полагая, что Христос пришел открыть Свое Царство.
Почему так встречали иудеи Христа? Потому что они увидели воскрешение Лазаря. Увидели и пошли за ним, признали Его. И это испугало начальников иудейского народа; потому они, читаем далее в Евангелии от Иоанна, окончательно решили Его поскорее убить.
Если же мы читаем у других евангелистов об этом, то там не только это не написано, но нам самим надо догадываться, зачем Он пришел, почему Его так встречали, откуда эти люди все узнали. Евангелисты вообще не упоминают о воскрешении Лазаря, все описывается с иным смыслом, но не исключающим первый.
У всех евангелистов мы читаем, что не просто Он пришел, а пришел как Мессия, и исполнились пророчества, в частности пророка Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9:9). Иисус входит в Иерусалим верхом на молодом осле.
Вот такой странный въезд в город, который при этом триумфальный. Въезд, который когда-то должен совершить Мессия. И вот, наконец, Он его совершает. Понятно, всего смысла этого события люди не могли особо понимать. Более того – евангелисты некоторые или, по крайней мере ученики, со слов которых писали евангелисты, тоже далеко не все понимали. Нужно иметь в виду, что все апостолы ждали того, что их Учитель придет в Иерусалим, чтобы там прославиться, как прославляется земной царь. Им казалось, что этот момент уже наступил, что Христос входит в Иерусалим с Царскою славою именно для того, чтобы принять Престол и воцариться; и они ликующе возглашали: «Осанна, благословен Грядый во Имя Господне». То есть ясный смысл Входа в Иерусалим как в Евангелии от Иоанна в других трех Евангелиях не прослеживается.
Но зато прослеживаются другие, лучшие моменты. Христос продвигается к Иерусалиму и входит не просто в Иерусалим, а входит прямо в Храм, это особенно видно в рассказе в Евангелии от Луки, где Он очищает Храм, выгоняет из него торговцев: «И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников» (Лк.19:45-46).
Очищение Храма перед приношением Агнца, Которым является Он Сам, – это, конечно, символический акт. Речь поэтому идет не о входе в Иерусалим, а о входе в Храм – Храм Отца Иисуса, Который Сам является Богом-Сыном. Вот такой догматический смысл.
В этом же Евангелии очень хорошо видно, что это завершающий этап Его путешествия: Он идет с севера на юг, проходит через всю Галилею, и все евангельские события происходят по пути – происходят остановки, встречи, а заканчивается все в Иерусалиме.
Этот путь, в свою очередь, повторяет, но в противоположном направлении, Исход евреев из Египта, который был продолжением Пасхи, а здесь, наоборот, к Пасхе заканчивается. И в Исходе был Моисей, а после него Иисус Навин, а теперь Христос – это новый Моисей и новый Иисус Навин. И Моисей дал Ветхий Завет, а Христос дает Новый Закон. Поэтому во всех евангелиях Христос показан как новый Моисей – иногда это более или менее прямо говорится (Ср.Ин.1:17: «ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа»).
Вот такие смыслы оказываются перед нашими глазами, если мы задумываемся над теми или другими фрагментами повествования. Получается, что целиком это все очень трудно охватить.
А событийно просматривается одно - – Иисус Христос появляется в Иерусалиме верхом на молодом осле. Такой жест означал две вещи: во-первых, это было намеренным притязанием на Мессианство. Это было исполнением слов пророка Захарии. Нет никакого сомнения в том, что Иисус объявлял Себя Мессией, делая Свое явление наглядным.
Но, кроме того, Он объявил и характер своего прихода. Дело в том, что на востоке осел считался животным благородным. У судьи Израиля Иаира было тридцать сыновей, «ездивших на тридцати молодых ослах» (Суд.10:4). Ахитеофел ехал на осле (2 Цар.17:23), Мемфивосфей, сын царя Саула, приехал к Давиду на осле («2 Цар. 19:26). По обычаю, на войну царь ехал на коне, но, когда он приходил с миром, он всегда садился на осла.
Действие Иисуса показывает, что Он не воинствующий царь, о котором они тогда мечтали, но Князь мира. Никто не видел этого тогда, даже ученики Его. К ним шел Тот, Кто должен был прийти, а они искали того, о ком мечтали и кого желали, и не узнали Того, Которого послал к ним Бог. Иисус представил яркую картину того, Кем Он являлся, но никто не понял Его.
Святитель Филарет (Вознесенский) в своей проповеди на празднике «Вход Господень в Иерусалим» так говорит:
«Велик был восторг и апостолов, и народа. Но Сам святейший Виновник торжества не принимал участия в этом ликовании; напротив того — как говорит Св. Евангелист Лука — когда они приблизились к Иерусалиму, и открылся вид на красоту этого св. города, Христос Спаситель, вопреки ликованию всех Его окружавших, как бы не видя и не слыша этого ликования, — заплакал, глядя на город, и сказал: «О, если бы ты хоть в этот день понял, что служит к спасению твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; и придет день, когда враги тебя окружат, осадят, разрушат и камня на камне тебе не оставят за то, что не уразумел ты времени посещения своего…»
«Господь знал, как непостоянен народ, и как переменчива толпа. Своим всеведением он провидел, что не пройдет и недели, как возгласы «Осанна Сыну Давидову» сменятся воплями «Возьми, возьми, распни Его», и что эти ужасные слова будет кричать тот самый народ, который только что восторженно встречал Его. Это наполнило глубокой скорбью Его Святейшую Душу.
Вот это мы с вами ныне вспоминаем и празднуем; но помним также, что, по словам молитвы церковной, этот день не только праздничный, но и предпраздничный. Ибо, если это воскресение именуется «Вербное Воскресение» или «Вход Господень в Иерусалим», то в следующий воскресный день будет праздников Праздник — Святая Пасха Христова, до которой всякая верующая душа надеется по милости Божией дожить и встретить Ее еще более торжественно и радостно.
А между этими двумя великими Праздниками, между этими двумя воскресными днями — находится Страстная седмица, с ее богатством богослужебных воспоминаний, молитвословий и священнодействий. Так постарайтесь же, возлюбленные, почерпнуть как можно больше из этого богатства Страстной Седмицы. Это особое, благодатное и священное время в церковно-богослужебном году. И прекрасно делает тот, кто пользуется каждой возможностью в дни страстной седмицы, особенно в ее три последние дня, — в четверг, пятницу и субботу, как можно чаще побывать в храме. Тот, кто по каким-либо причинам не бывал раньше в храме в эти святые дни и приходит впервые - поражается красотой молитв и священнодействий, и сплошь и рядом горько упрекает себя за то, что раньше пренебрегал этим, и сам себя лишал этого духовного богатства и укрепления. Это богатство Церковь предлагает нам теперь. Постараемся же воспользоваться им и, освятившись и укрепившись святыми службами Страстной Седмицы, — встретим, как должно, и Пасху Святую!».
Материал подготовила
Татьяна Невская, катехизатор.