Во вторую Неделю по Пасхе Церковь совершает особенный праздник, который имеет в церковном Уставе несколько названий: одно название — Неделя Антипасхи, другое название — Неделя Фомина.
Что значит «Антипасха»? Греческая приставка «анти» обычно понимается в двух смыслах: в смысле «против» кого-то или чего-то (например, антикризисные меры), или же в смысле «вместо» кого-то или чего-то, как в слове «антихрист» - тот, кто вместо Христа.
Ни то, ни другое значение к «Антипасхе» не подходит. В данном случае «анти» имеет несколько другой оттенок – «анти» как «другое», как повторение чего-либо. И Антипасха в данном конкретном случае - это персональное повторение Пасхи для апостола Фомы. Это день, когда апостол Фома уверился, что Господь воскрес.
Здесь надо отметить, что устоявшееся выражение «Фома неверующий», которое берет начало именно из событий, состоявшихся в Фомину неделю, закрепило за апостолом не очень хорошую, а главное — совершенно неправильную репутацию. Апостол Фома был самым критично мыслящим среди апостолов. Это был человек твёрдый в вере, верный Христу, но, имея способность критично мыслить, он любил все основательно проверять. О его верности говорит факт, описанный в Священном Писании. Когда Господь вознамерился идти воскрешать умершего Лазаря, то ученики уговаривали Его не идти, зная, что Господа уже ищут взять под стражу. И когда Господь сказал: «Лазарь, друг наш, уснул» (Ин. 11:11), апостолы успокоились: «Господи! если уснул, то выздоровеет.» (Ин. 11:12). Однако снова огорчились, когда Господь прямо сказал: «Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.» (Ин. 11:14-15) И только апостол Фома сказал: «… пойдем и мы умрем с ним.» (Ин. 11:16). Такова была верность апостола Фомы. И в этот раз он просто хорошо помнил слова Христовы: «Если скажут вам … - вот, Он в потаенных комнатах – не верьте» (Мф.24:26). Ну, он и не поверил, сказал: «…если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его – не поверю» (Ин.20:25).
И всё-таки эти названия не вполне раскрывают смысл праздника и, может быть, даже самого главного они и не раскрывают. Что же главное в празднике второй Недели по Пасхе?
Главный смысл праздника связан с символическим значением восьмого дня. Можно сказать, что сегодня годовщина уверения Фомы, потому что оно совершилось на восьмой день после Пасхи, и сегодня как раз восьмой день после Пасхи.
Пасхальной радостью нужно жить не одну неделю в году. Для того чтобы мы были способны всегда радоваться, Церковь протягивает пасхальную нить сквозь целый год обычной жизни, и узелками на этой нити завязан воскресный день. Это — малая Пасха, антипасха, не в смысле «против», а в смысле «вместо».
Воскресный день как праздник был у Церкви с самого начала. Не было ещё никаких памятных дней, памятей Богородице и Апостолам и других. А у Церкви был. Воскресный день. Это был первый праздник нового человечества.
Но воскресение – это и особый день и символически. Воскресенье — одновременно день первый и день восьмой. Почему? Потому что шесть дней творил Бог Вселенную, в седьмой день, т.е. в субботу, Бог благословил то, что создал.
«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт 2:2-3).
«Бог почил от Своих дел» - это не значит, что Бог устал или нуждался в отдыхе. Бог всемогущий. Он никогда не устает. «Почил от Своих дел…» означает, только то, что Он перестал создавать. Он перестал творить. И в законе, данном Богом, важнейшей заповедью стала заповедь о почитании субботнего, седьмого дня. Молитва, отдых и богомыслие должны были наполнять субботу.
Таким образом, седьмой день, день покоя был дан для воспоминания не просто о покое Божием после сотворения мира, а прежде всего о том, что еще не было получено, — о покое вечном в вечном Небесном Царствии.
Кто же податель этого вечного покоя? Святые отцы Церкви утверждают, что Сам Христос, в Котором мы находим вечное упокоение и Который Сам является этим Небесным Царствием, Сам является этим вечным днем, — Он Сам в то же время и суббота, наш покой.
Человек согрешил и попал под власть соблазнителя, его нужно было спасать, а вместе с ним и всю Вселенную. Суббота не исцеляла человека, но лишь поддерживала в нём духовную жизнь. Христос исцелил человека и сделал это в первый день недели — в воскресенье.
Церковь не отменяет субботу, называет её праздником, наполняет молитвой.
Но выше субботы Церковь поставляет первый день — воскресенье.
И если в обычном времени день, который идет за седьмым днем недели, является первым днем следующей недели, то христианство открывает совершенно другое измерение. Воскресенье — одновременно день первый и день восьмой.
Первый — внутри седмеричного цикла, установленного при творении Вселенной; восьмой — как разрыв кольца и выход за пределы любых циклов. Именно днём восьмым называют будущий век Отцы. Седьмой день творения, в который Бог ничего нового не создаёт, но управляет уже созданным, длится до сих пор. С пришествием Христа и Его праведным Судом начнётся новый день — восьмой — и Царство Христово, ему же не будет конца.
Так в праздновании воскресного дня соединяются оба конца истории — её творческое начало и её грандиозное завершение. И блажен всяк человек, участвующий в это воскресной молитве, соприкасающейся с Вечностью!
И именно открытие этой Вечности особенно символизируется сегодняшним праздником. Если внимательно следить за сегодняшним богослужением, то можно понять, что он выше любого обыкновенного воскресного дня.
Сегодняшнее богослужение состояло только из песнопений, связанных с этим праздником, и были отменены почти все пасхальные песнопения, которые поются в течение 40 дней после Пасхи (кроме, конечно, пасхального тропаря «Христос воскресе») и обычной воскресной службы тоже не было. Отмена или перенесение воскресного последования и других уставных моментов Антипасхи свидетельствуют о чрезвычайно большом значении, которое этот день издревле имеет в литургической жизни Церкви.
Была служба только этому особому празднику, потому что, хотя это первое воскресенье после Пасхи, и оно открывает ряд всех воскресных дней, но, открывая этот ряд, оно само выходит из этого ряда и является совершенно особым образом вечности.
ГИМНОГРАФИЯ праздника тематически очень разнообразна. Наряду с главными темами – Воскресения Христова, Уверения ап. Фомы, Обновления выделяются также некоторые сопутствующие смысловые мотивы.
Большая часть гимнографического материала посвящена теме человеколюбия и крайнего снисхождения Божия; посредством сопоставления раскрывается смысл празднуемого события: всесильный Господь, Воскресший из мертвых «запечатану гробу» и явившийся ученикам «дверем заключенным» (отпустительный тропарь), снисходит по Своему человеколюбию к немощи нашей настолько, что допускает прикосновение к Своей плоти, столь же уничижительное для Него, как и Крестные страдания, и «неправедное убиение», и еретические измышления, ради того, чтобы человек приобрел веру в Воскресение. Господь не только снисходительно допускает прикосновения ап. Фомы, но и Сам призывает апостола получить твердое основание веры в Воскресение: «Почто Мне не веруеши, яко воскресох из мертвых; принеси семо руку твою, и вложи в ребра Моя, и виждь» (6-я стихира на «Господи воззвах» великой вечерни).
Множество песнопений обращено к удивительной тайне дерзкого «Фомина неверия», рождающего твердую веру как самого апостола, так и укрепляющего веру всех христиан: «о доброе неверие фомино, верных сердца в познание приведе» (4-я стихира на «Господи воззвах» великой вечерни), «о преславнаго чудесе! Неверие веру известную роди» (1-я стихира на стиховне).
Часть текстов напоминает о тесной связи Антипасхи с событиями дня Воскресения Христова: «Дверемъ заключенным, учеником собраннымъ, вшел еси внезапу, всесильне Иисусе Боже наш, и став посреде их мир дав, исполнил еси Святаго Духа: ждати же повелел еси, и никакоже разлучатися от Иерусалима, дондеже облекутся еже с высоты силою» (1-я стихира на «Господи воззвах»).
Тема обновления творения Воскресением Христовым поэтически осмысляется в связи с ежегодным весенним возвращением к жизни и обновлением природы: «Днесь весна душам, зане Христос от гроба якоже солнце возсияв тридневный, мрачную бурю отгна греха нашего» (тропарь 1-й песни канона утрени),
«Днесь весна благоухает, и новая тварь ликуетъ. Днесь взимаются ключи дверей, и неверия Фомы друга вопиюща: Господь и Бог мой» (2-й ексапостиларий).
«Царица времен года, весна, / подобно блистательной свите / светоносного дня воскресения / и царя всех дней, / веселит избранный народ церковный, / непрестанно воспевая воскресшего Христа» (1 песня канона недели Фоминой).
Сегодня мы празднуем годовщину уверения Фомино, поскольку оно совершилось как раз на восьмой день после Пасхи. Но самое главное, что сегодня совершается, связано с особым символическим значением восьмого дня после Пасхе и восьмого дня как празднования воскресения.
Восьмой день по Воскресении Христовом, становясь первым в череде Дней Господних – воспоминаний дня спасения и обновления, является символом и предвосхищением будущего вечного восьмого дня: «Яко первый есть дней и господственный светоносный сий... приноситъ бо и века образ, яко осмица совершая будущаго» (тропарь 7-й песни канона утрени).
Татьяна Невская
ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ