Понедельник, 25 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

16 мая – Неделя святых жен-мироносиц

28

В Неделю третью по Пасхе Церковь празднует память святых жен-мироносиц. Полное название праздника - Святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима.

Мироносицы – носящие миро. Это те женщины, которые в ночь Воскресения Христова спешили ко гробу Господню с миром в руках, чтобы по восточному обычаю возлить благовонные ароматы на бездыханное Тело своего Божественного Учителя.

Неделя святых жен-мироносиц - последнее воскресение, которое напрямую связано с самим днем Воскресения. Последующие воскресные службы будут связаны так или иначе с преполовением Пятидесятницы.

 

Почему праздник женам-мироносицам Церковь отмечает в третье воскресение после Пасхи? Потому, что именно в третий день, утром, происходит первая встреча воскресшего Христа с людьми. И этими первыми были женщины. Им-то первым явился воскресший Спаситель. От них произошло пасхальное приветствие «Христос воскресе!».

Важно отметить то, что пришли к Гробу Христа те, кто особо не считался Его учениками. Во-первых, это были женщины, на которых особого внимания не обращали. Но именно они оказались первыми и главными свидетелями Воскресения Христова. Во-вторых, пришли ученики Иосиф с Никодимом, но они были тайными, и поэтому о них тоже не было ничего известно. А все остальные не пришли, потому что находились в состоянии весьма и весьма растерянном.

Жены-мироносицы –это те женщины, которые в течение всего земного пути Спасителя, всей Его проповеднической миссии следовали за Ним. Они не испугались, что их признают за учениц Христа и последовали за Ним до креста, до Голгофы, и которые после Его смерти спешили на гроб для того, чтобы помазать Его Тело благовониями и ароматами. Что чувствовали эти женщины, когда стояли возле креста Иисусова? Они чувствовали, что Тот, кого они любили, кому они верили, на кого они возлагали надежды, уходит от них навсегда. Вряд ли они верили в то, что Он воскреснет, вряд ли они могли осознать, что страдания и смерть Спасителя являются путем ко спасению всего человеческого рода.

О чем думали эти женщины – неизвестно, но что они чувствовали – понятно: безмерную любовь к Спасителю, Который умирал на кресте. Они чувствовали безмерное сострадание. Они чувствовали, что они должны помочь, хотя помочь они никак и ничем не могли. И когда Он умер, эти женщины, пребывавшие в скорби, думали только о том, что они еще могут сделать для Иисуса. И ничего другого они не могли сделать, кроме как прийти к Его гробнице, поплакать у нее и, может быть, если найдется кто-то, кто отвалит камень от двери гроба, помазать Тело благовониями и ароматными веществами.

И именно им, тем, которые раньше всех, пока еще не взошло солнце, пришли ко гробу Иисуса, была открыта великая тайна воскресения Господа Иисуса.

Блаженный Иероним Стридомский, в толковании на Евангелие от Матфея пишет: «…И се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь!» (Мф. 28:9). Те, которые так желали, которые так спешили, теперь заслужили встретить воскресшего Господа и прежде других услышать: «Радуйтесь», так что проклятие Евы над женщинами устраняется».

Об этом же мы слышим и в кондаке праздника:

Кондак Триоди, глас 2:

Ра́доватися мироно́сицам повеле́л еси́,/ плач прама́тере Е́вы утоли́л еси́/ воскресе́нием Твои́м, Христе́ Бо́же,/ апо́столом же Твои́м пропове́дати повеле́л еси́:// Спас воскре́се от гро́ба.

Перевод: «Радуйтесь», - мироносицам возгласив, плач праматери Евы прекратил Ты воскресением Твоим, Христе Боже; Апостолам же Твоим повелел провозглашать: «Спаситель воскрес из гроба!».

С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание византийский императора-иконоборца Феофила (829—842): «От женщин в мир пришло много зла», монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».

Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам.

Предание сохранило их имена. Это:

Святая Мария Магдалина, родом из Магдалы в Галилее. С юности она страдала тяжким недугом — беснованием. Господь изгнал из нее семь бесов и она, оставив все, последовала за Ним.

Святая Мария Клеопова, по преданию Церкви дочь праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первого брака. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы.

Святая Саломия. Родом из Галилеи, тоже дочь праведного Иосифа Обручника, супруга Зеведея, мать апостолов Иакова Зеведеева и Иоанна Богослова. Она вместе с другим святыми женами служила Иисусу Христу. О Саломии известно еще, что она присутствовала при распятии и погребении Спасителя.

Святая Иоанна, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, та самая, что спасла от поругания святую главу Иоанна Предотечи. Была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему.

Праведные сестры Марфа и Мария, уверовавшие во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря. По убиении святого архидиакона Стефана, с наступлением гонения на Церковь Иерусалимскую и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.

Святая Сусанна. Одна из благочестивых женщин, сопутствующих Христу. По косвенным данным понятно, что это была женщина довольно богатая, которая могла давать от своих имений что-то на содержание учеников. О ней упоминается в Евангелии (Лк. 8:3).

Евангелисты упоминают и о «многих других» женщинах из Галилеи, служивших Иисусу и вместе с Ним пришедших в Иерусалим на Его последнюю Пасху.

Но история не сохранила нам даже их имен. В числе мироносиц были женщины одинокие – девы и вдовы, были и матери семейств, которые, будучи увлечены словом проповеди Господа Спасителя, оставляли свои семьи, свои дома, сопутствуя Господу вместе с другими женщинами в заботах о Нём.

Жен-мироносиц, за их подвиг любви, Церковь почитает святыми, и, как святым, приносит им в этот день свои молитвы, прося о том, чтобы они молитвами за нас пред Престолом Божиим помогали нам, грешным, совершать свой путь к вечному спасению и воодушевляли нас к такому же подвигу.

Тропарь Недели жен-мироносиц, глас 2

Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в А́нгел, вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна/ Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь./ Но возопи́йте: воскре́се Госпо́дь,// подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.

Перевод: Женам-мироносицам представ у гробницы, Ангел восклицал: «Мироприличествует мертвым, Христос же явился тлению неподвластным; лучше возгласите: Воскрес Господь, дарующий миру великую милость!».

Господь не вверил женщинам служение священства, иерархическое служение. Вся церковная иерархия состоит из мужчин, но женщина является не просто помощницей мужчины в созидании Тела Христова Церкви, женщина является помощником Самого Бога, Самого Спасителя.

Многие женщины в течение истории Церкви просияли не только тем подвигом, которым прославились жены-мироносицы, но и подвигом апостольским, подвигом проповедническим. Были женщины, которые удостоены имени равноапостольных, потому что по своим трудам они сравнялись с апостолами – это и святая Нина, просветительница Грузии, это и святая царица Елена, это и равноапостольная великая княгиня Ольга. Это многие другие женщины, те, которые были царицами и правительницами, такими, как грузинская царица Тамара. Это и все простые женщины, которые незаметным своим трудом созидали Церковь.

Кто сегодня ходит в храмы? Как правило, большинство женщин, чем мужчин. Несомненно, есть много этому причин. Причины в том, что мужчины больше работают, может быть, они больше заняты, а может быть дело в том, что у женщин больше любви и верности. И когда мужчина сошлется на то, что он занят, что он устал, что он изнемог, что у него другие дела, женщина, не меньше его уставшая, не меньше его потрудившаяся, найдет в себе силы, чтобы прийти в храм Божий и не только помолиться Богу и услышать слово Божие, как это делала Мария, но и потрудиться для храма Божия, как это делала Марфа.

Господь принял служение обеих женщин – Марфы и Марии – одной, которая заботилась о пропитании, заботилась о телесных нуждах, и другой, которая безмолвно слушала Его слова, сидя у Его ног. И то, и другое служение является служением женским, и то, и другое служение вместе взятые, являют собой полноту того служения, к которому Господь призвал женщину.

Но важнее всего то, что Господь призвал женщину к тому, чтобы быть создательницей малой Церкви, то есть семьи, к тому, чтобы давать жизнь и воспитание детям, заботиться о продолжении человеческого рода. Как без женщины не мог бы продолжаться род человеческий, точно также без женщины, без ее труда, молитвы, любви не могла бы продолжаться жизнь в христианской Церкви.

Прославляя жен-мироносиц, Церковь воссылает благодарение Богу за всех женщин, которые на протяжении всей истории являли верность Богу своим трудом, молитвой, любовью, и за всех женщин, которые сегодня приходят в храмы Божии, которые сегодня исполняют в них служение Марфы и Марии и которые сегодня своим трудом, молитвой, любовью продолжают созидать Тело Христово.

27Не менее важный подвиг совершили вспоминаемые сегодня тайные ученики - Иосиф и Никодим. Эти тайные ученики были вместе с явными, но не могли свою приверженность Спасителю, послушание Ему выражать открыто, потому что это открытое выражение, общение со Спасителем не принесло бы пользы ни им, ни апостолам.

В тот момент, когда достигли они некоего момента истины, когда уже всякие человеческие мысли о целесообразности сохранять тайну ушли, Иосиф с Никодимом просят Тело у Пилата, снимают Спасителя с Креста, видимым образом отождествляются с Ним, принимая на себя весь этот крестный срам, весь этот крестный позор, все это крестное уничижение, поставляют себя как бы вне той самой общественной элиты, которая и распяла Спасителя, становятся открытыми учениками, погребая Тело Господа своего.

Святой Никодим - тай­ный уче­ник Иису­са Хри­ста, при­хо­див­ший к Нему но­чью, срод­ник ев­рей­ско­го за­ко­но­учи­те­ля Га­ма­ли­и­ла.

Святой Иосиф Аримафейский был тайным учеником Господа нашего Иисуса Христа. Как член синедриона он не участвовал в "совете и деле" иудеев, вынесших смертный приговор Иисусу Христу. После распятия и смерти Спасителя он дерзнул пойти к Пилату и просил у него Тело Господа, Которое и предал погребению при участии праведного Никодима, тоже тайного ученика Господа. Они сняли с Креста Тело Спасителя, обернули плащаницей и положили в новом гробе, в котором никто ранее не был погребен (этот гроб святой Иосиф приготовил заранее для себя) - в саду Гефсиманском, в присутствии Богоматери и святых жен-мироносиц. Привалив тяжелый камень к двери гроба, они удалились (Ин. 19:37-42; Мф. 27: 57-61; Мк. 15,:43-47; Лк. 24: 50-56). Святой Иосиф скончался мирно в Англии.

Святые жены-мироносицы и Святые Праведные Иосиф Аримафейский и Никодим!

Молите Бога о нас!

Материал подготовила Татьяна Невская, катехизатор.

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх