Этот праздничный церковный день (14 августа по новому стилю) совмещает в себе несколько знаменательных событий: Изнесение Креста; Всемилостивый Спас; память Макковеев, а также с этого дня начинается двухнедельный Успенский пост (до 28 августа).
Первое праздничное воспоминание – это «Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня»
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предисхождение Честного Креста».
К этому обычаю присоединился ещё один – освящение воды, которое происходило в придворной церкви в первый день каждого месяца.
Постепенно местный константинопольский праздник Изнесения Креста распространился по христианскому Востоку, а у нас на Руси появился в XV веке.
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: "Спас на воде", "Мокрый Спас"). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
Второе церковное событие сегодняшнего дня – празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В его основе – память о чудесных знамениях от иконы Спасителя, сопровождавших сражения с сарацынами византийского императора Мануила (1143–1180) и битву с болгарами русского князя Андрея Боголюбского в 1164 году. К этому присоединяется еще один эпизод. По свидетельству византийского историка Никиты Хониата, впереди триумфальной процессии императора Мануила, после разгрома паннонцев в
14 августа - Память ветхозаветных мучеников – священника Елеазара, семи юных братьев, их матери Соломонии
Кроме того, в этот же день празднуется память ветхозаветных мучеников – священника Елеазара, семи юных братьев, их матери Соломонии и многих других, принявших мученическую смерть в 166 году до н. э. Тогда антиохийский (сирийский) монарх Антиох IV Епифан (175–164 г. до н. э.), в состав империи которого входила Палестина, воздвиг беспощадное гонение на богооткровенную религию Моисея, издав декрет, повелевающий всем евреям отречься от веры в Единого Бога и поклоняться мифологическим греческим богам. Он осквернил Иерусалимский храм, установив там языческий жертвенник и переименовав его в храм Зевса Олимпийского. Все, выказавшие неповиновение, предавались пыткам и мучительной смерти. Комиссары Антиоха искали по домам книги Библии и, если находили, то «разрывали и сжигали на огне», а владельцев их убивали. Они также «убивали женщин, обрезавших детей своих, а младенцев вешали за шеи» (1 Макк. 1:56–57, 60–61).
Мученики были названы Маккавеями в память о сыновьях священника Маттафии. Вместе с отцом они бежали в горы, возглавили восстание против тирана и, после многолетней борьбы, создали последнее в ветхозаветной истории независимое Иудейское государство (142–63 до н. э., до прихода римлян), управлявшееся династией Маккавеев (иначе – Хасмонеев). Прозвище «Маккавей» (еврейское слово Маккаби значит «Молот») получил сначала один из них, Иуда, наделенный талантом военачальника и поражавший врагов, как молот.
Память мучеников Маккавейских - важнейший праздник этого дня, и самый главный. Мученики Маккавейские вместе с их матерью и их учителем во II веке до Рождества Христова, еще в Ветхозаветной Церкви, просияли мученичеством и стали образцом для всех последующих мучеников. И они не только стали образцом для христианских мучеников, но стали и образом страданий Самого Господа Иисуса Христа, о чем и говорится в книгах, написанных в их память. Все эти книги отражают понимание мученичества, которое было свойственно Ветхозаветной Церкви.
А понимание это состоит в том, что мученики Маккавейские отдали свои души за народ — народ тогда в массе своей отступал от Бога, потому что были гонения, но эти мученики не отступили даже, казалось бы, в малом, они не стали нарушать Закон Моисеев в отношении пищи, не потому, что пища важна сама по себе, а потому, что важен Закон Моисеев. Позже в Библии будет говориться в очень похожих словах о страданиях Христа — что Он тоже пострадал за народ.
Праздник в честь Маккавейских мучеников —очень древний, и даже неизвестно, когда он возник, потому что издавна на могиле этих мучеников в Антиохии совершалось празднование, которое прослеживается с очень раннего времени, уже с IV века, и можно предполагать, что оно существовало еще в ветхозаветное время. Смысл празднования тот, что кровь этих мучеников, их смерть является очистительной, как очистительна была кровь ветхозаветного козла, приносимого в День Очищения, чтобы очистить грехи народа: мученики Маккавейские совершили этот чин очищения не в один определенный для этого день в году, а в тот день, когда они пострадали, и не кровью жертвенного животного, а своею собственной кровью.
Также точно это применилось и ко Христу. Для христиан понятие Дня Очищения, очищения кровью, пролитой за грехи народа, связано со Христом. И потому-то память самого мученичества, которое было прообразом и как бы пророчеством о будущем страдании Христа, в христианской традиции стало сочетаться с еще одним днем памяти самого страдания Спасителя.
В Библии эти мученики никаких имен не имеют, а в предании появляются имена. Но важны не сами эти имена, а важно, что они означают. Семь мучеников, которые подобны, как говорится в богослужении к этому празднику, семи дням недели, замыкают круг лет. Число семь обладает полнотой всего века, а мать их является образом вечности, и в сирийской традиции, на еврейском языке ее имя “Шмуни”, что означает “осмерица”, то есть “восьмерка”. Но это и означает вечность, потому что восьмой день – это день вечности. День памяти этих мучеников открывает нам вечность.
Мученики эти являются свидетелями христианства, потому что греческое слово, которые мы переводим “мученик”, не означает того, кто терпит мучение, а имеет корень от слова, которое обозначает “свидетель”. Что же они свидетельствуют? Они свидетели вечности. И не просто свидетели вечности, а они являются дверью, подобно тому, как Христос говорит про Себя: “Аз есмь дверь”. Поэтому обо всех тех, кто вошли в Тело Христово и стали Телом Христовым, тоже можно сказать, что они дверь.
В этот день открываются врата вечности. Может быть и хорошо, что тяжелый месяц август начинается с того дня, когда открываются врата вечности, и на них нам указывает это древнейшая, еще, наверное, дохристианская память мучеников.
Главное в их подвиге – это ничто не должно быть предпочтительнее Царствия Небесного и Бога, и исполнения Божиих повелений. В том числе и семью. Этих детей замучили на глазах их матери, и она сама каждого из них побуждала не отступать и не поддаваться мучениям, потому что важнее быть с Богом. Потому что получаем мы в Царствии Небесном в сто раз больше всего. То есть и матерей, и детей, и жен, и так далее. Мы можем сказать: зачем нам сто жен и сто матерей? Но это один из случаев, когда не надо понимать Евангелие буквально, потому что получается абсурд.
То, что мы хотим прибрести на земле, привязываясь к различным людям, к различным родственникам, все это выражает нашу глубинную потребность. Но настоящее удовлетворение этой потребности, которая следует тому замыслу, который был у создавшего нас Бога, может быть достигнуто только в Царствии Небесном.
А для того, чтобы она осуществлялась, не надо сейчас держаться за временное. Это также должно умирять нашу скорбь в потере наших близких.
Поэтому не надо бояться потерять ради Бога. Об этом нам особенно говорят сегодняшние мученики. Не надо ничего бояться потерять ради Бога, потому что потеря ради Бога – это приобретение. Тогда мы как раз по-настоящему и приобретем. У нас ведь и должна быть такая цель христианская – по-настоящему приобрести в Боге, ради Бога и для Бога, — тогда мы должны сознательно и легко терять, идти на это. Но тоже не по самочинию, а тогда, когда будет воля Божия, указанная нам какими-то обстоятельствами, как и в случае этих мучеников.
Татьяна Невская, катехизатор.