Праздник установлен в память Преображения Господа Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: Мф.17:1–6, Мк.9:1–8, Лк.9:28–36.
По их свидетельству, приближаясь к вольным страданиям на кресте, Господь, взяв трех ближайших учеников (апостолов Петра, Иоанна и Иакова), поднялся на гору Фавор, где преобразился перед ними, являя им Свою Божественную славу. Там Ему предстали ветхозаветные пророки Моисей и Илия.
Праздник Преображения Господня называют также Второй или Яблочный Спас. Славянское слово «Спас» (Спаситель) – одно из богословских имен Иисуса Христа. Этот двунадесятый праздник всегда совершается 19 августа и имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. Отдание праздника совершается 26 августа.
Преображение Господне всегда бывает в дни Успенского поста. Устав разрешает в этот день вкушать пищу с рыбой. В этот день верующие приносят в храм яблоки и виноград, чтобы освятить первые плоды нового урожая.
Что касается хронологии установления праздника, то в исторической литургике существуют версии о его чрезвычайно древнем происхождении: приблизительно с 900 г. его празднуют в Византии как Преображение Спасителя.
Однако более вероятно, что рассматриваемый праздник был установлен в IV веке – в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. И некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия торжество получило повсеместное распространение на христианском Востоке.
Общецерковное празднование появилось довольно поздно – только в VI веке, когда христианству уже было примерно 500 лет. Праздник этот установлен в память славного преображения Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор, для показания им Своего Божественного величия и подкрепления их веры по случаю приближавшихся Его страданий. Иисус знал, что примет мученическую смерть и незадолго до похода в Иерусалим стал рассказывать ученикам о грядущих событиях. Весть, что Учитель будет распят и встретит смерть в муках ввела апостолов в уныние, несмотря на слова Христа о скором воскрешении. Дабы успокоить и укрепить веру учеников, Иисус пообещал явить им Славу Божию, которая будет у него после воскрешения.
Как считает богослов Иоанн Златоуст, Господь преобразился для того, чтобы показать свое следующее пришествие на небесах во славе и будущее преображение человеческого естества. А явление Моисея и Илии (один из них был уже мертв, а второй был взят живым на небо), по мнению Златоуста, означало, что Христос властвует над смертью и жизнью.
Событие праздника. "В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу" (Лк. 6:12). Господь берет на гору не всех учеников, а только Петра, Иакова и Иоанна. Именно их мы встречаем в самых важных евангельских событиях вместе с Господом: Преображение, воскрешение дочери Иаира, Гефсиманский сад. А об евангелисте Иоанне в самом Евангелии от Иоанна сказано: «его же любляше Иисус».
Господь возвел их и удалился; по-видимому, несколько отошел от апостолов и начал Свою молитву. Во время молитвы происходит Преображение, и Господу являются Моисей и Илия.
Служба наша Преображенская очень подробно объясняет присутствие этих двух великих святых, Моисея и Илии. Говорит, что Моисей явился как от царства мертвых, Илия, который на небо был взят живым, явился как от царства живых. Таким образом, мистически Христу предстоит все человечество, уже отошедшее и еще живущее.
О чем говорили Моисей и Илия? Евангелист Лука единственный говорит о содержании беседы Господа с пророками Моисеем и Илией (Лк.9:31). Лука замечает: "и вот два мужа беседовали с ним, которые были Моисей и Илия, и явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме".
Итак, исход, крестные страдания, вот о чем говорили Моисей и Илия с Господом.
После того как апостолы выросли, духовно созрели для свободного исповедания Христа Господом, Иисуса Христом, Христос открывает им другую, еще более глубокую тайну; не просто Мессия, а Мессия, Который примет на Себя грех всего мира. И наше богослужение великолепно толкует вот это значение; ведь недаром в богослужебном календаре через сорок дней после Преображения празднуется праздник Креста; Преображение связано с крестом.
Преображение (греч. метаморфосис, лат. transfiguratio) – значит «превращение в другой вид», «изменение формы». Сам процесс этого изменения Иисуса Христа описывается евангелистами в разных словах: Матфей говорит: лицо его стало как солнце, одежда бела как свет; Марк говорит: одежды блистали и были белы как снег, как на земле белильщик не может выбелить. Лука говорит, что одежды стали белые, блистающие. В Ветхом завете свет воспринимается как синоним святости, как Царство Небесное. Другими словами - Свет Преображения – это Царство Божие, пришедшее в силе, как объясняют это Григорий Палама и другие святые отцы.
Своим преображением Христос показывает Себя как Небесный Храм, а еще точнее – как скинию. Одежды Его побелели в том смысле, что осветились изнутри небесным светом, и это и есть форма скинии, то есть того первоначального Храма, который был заповедан Моисею.
Христос явил Себя Храмом, и поэтому рядом с Ним находятся те пророки, которые об этом говорили, – Моисей и Илия. Моисей – это тот, кто принял на горе Синайской откровение о том, какую надо построить Скинию, какой должен быть Храм.
А Илия здесь является потому, что это тот, кто является в конце света, кого изображал собой Иоанн Предтеча – о нем говорили, что он Илия. И Христос говорил, что это Илия, который пришел перед Мессией.
Христос являет ученикам Свою славу, дабы, как толкуют отцы, укрепить учеников. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царём-воителем. Эти иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы. Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, Владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.
Церковь укрепляет нас праздником Преображения, показывая, как Сам Господь Иисус Христос укреплял в вере своих верных учеников. Отсюда понятно, почему праздник отмечается в конце лета, в трудном месяце августе, а не тогда, когда описано само событие преображения – перед крестными страданиями Спасителя: чтобы поддержать нас, чтобы дух в нас не угасал.
Попутно надо сказать, что в установлении календарных дат своих торжеств Христианская Церковь часто руководствовалась не научными, а «педагогическими» (миссионерскими) соображениями. К примеру, завершение лета с давних времен праздновалось практически во всех регионах Средиземноморья. Здесь окончание сбора винограда даже среди христианского населения ещё долго отмечалось языческими «вакханалиями» – весёлыми празднествами в честь Вакха, божка виноделия. Их сопровождали ночные радения и сексуальные игры. Чтобы христианизировать этот праздник урожая, было решено торжественно праздновать в августе «Преображение Господне», искусственно совместив с ним благодарственный молебен Истинному Богу за дарование винограда.
Заимствовав от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, сформировавшихся в регионе Средиземноморья, россияне поневоле должны были «нарушить» устав и заменить виноград яблоками – основными плодами Севера. Отсюда название праздника – «Яблочный Спас», не имеющее никакого отношения к его богословской и исторической основе.
Чин освящения плодов на Преображение Господне. В некоторой степени праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником Кущей. Подобная взаимность подтверждается и традицией совершать в оба эти торжества освящение плодов.
На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения Таинства Евхаристии.
Очевидно, что в христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение. В Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении людей.
И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления.
Поэтому несколько слов нужно сказать о разработанном в Русской Православной Церкви чине освящения плодов, который горячо любим православными людьми. С течением времени рассматриваемый праздник даже получил название Яблочного Спаса, поскольку в этот день освящаются яблоки – самый распространенный плод на Руси.
По установившейся в настоящее время богослужебной практике после заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: Господу помолимся, и священник читает молитву «в причащение гроздия»: Благослови, Господи… и молитву «о приносящих начатки овощей» – Владыко Господи Боже наш… После он окропляет плоды святой водой, произнося: Благословляются и окропляются плоды сия, окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Затем хор поет величание праздника, далее следует обычное окончание Литургии.
На иконах праздника Иисус обычно предстаёт в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках «Скрижали завета» – каменные доски с десятью важнейшими религиозно-нравственными законами, а у их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.
Одну из самых известных икон, посвящённых Преображению Господню, написал Фофан Грек. Сегодня она хранится в Третьяковской галерее. Для самого иконописца событие Преображения Господня было одним из самых важных. Фаворский свет в его палитре будто бы «материализовался», вспышками присутствия на каждом изображении святого.
Татьяна Невская, катехизатор