Воскресенье, 24 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

14 ноября – память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских и матери их прп. Феодотии (III)

Святые братья: Косма и Дамиан

Известно, что существовали три пары святых с именами Косма и Дамиан, которых называли врачевателями и бессребрениками:

Первая пара – это сыновья благочестивой Феодотии из Ассии, которые «иже с миром усопша, и положени быша на месте Фереман (1 ноября)». Время рождения и смерти точно не известно. Считается, что они жили в III веке.

Другие - Косма и Дамиана, братья родом из Рима, врачи по профессии. Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они, по преданию, вели строгую, целомудренную жизнь и обладали даром исцеления болезней. За бескорыстное лечение больных святых братьев называли «безмездными врачами». Убиты были старым врачом-наставником, у которого братья изучали врачебное искусство из зависти. Он позвал братьев будто бы для собирания редких лекарственных трав и, заведя их далеко в горы, убил, а тела бросил в реку. Время кончины – приблизительно 283- 285 год (конец III века).

 

Третьи - Косма и Дамиан Аравийские, были почти современники римским. Родина их - Аравия. Они также занимались врачебной наукой. Получив от Бога благодать чудотворений, они врачевали недуги людей именем Христа. Приняли мученическую смерть через обезглавление мечом. Время смерти с достоверностью неизвестно: считается, что они пострадали в конце III века.

На различие их указывают древние подлинники. В них после одежд так описывается наружный вид святых бессребреников:

- Бессребреники от 1 ноября «брадами оба средни равны, в правых руках держат перья, а в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохра. Преподобная Феодотия матерь их аки Евдокея».

- Бессребреники от 1 июля: «Косма млад, аки Димитрий Селунский… Дамиан млад, аки Георгий мученик, кудреват… в правых руках держат кресты, а в левых сосудцы».

- Бессребреники от 17 октября «подобны Флору и Лавру».

Церковные службы, составленные в их честь, за исключением некоторых песнопений, также совершенно разные. Служба 1(14 нового стиля) ноября более торжественная.

Святых бессребреников Космы и Дамиана православная церковь почитает особыми службами дважды в год — 1 ноября и 1 июля (по старому стилю). В месяцесловах к именам бессребреников прилагаются слова: в ноябре — «иже от Асии», а в июле — «в Риме мучившихся».

14 ноября – память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских и матери их прп. Феодотии (III)

Святые Косма и Дамиан, братья по плоти, были родом из Асии, лежащей на юго-западной части Балканского полуострова. Отец их был язычник, мать же, по имени Феодотия — христианка. Пребывая по смерти своего мужа во вдовстве и проводя время в усерднейшем служении Христу, она всю свою жизнь посвятила на то, чтобы благоугодить Богу. Живя богоугодно сама, она научила тому же и возлюбленных детей своих, Косму и Дамиана, ибо воспитала их в добром наставлении вере христианской и в изучении Божественных Писаний и наставила их на всякую добродетель.

Придя в совершенный возраст и утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами. Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни, исцеляя всякий недуг и всякую язву среди людей и изгоняя злых духов. Они подавали помощь не только людям, но и скоту, и ни от кого ничего не брали за сие: ибо они делали все сие не ради прибытка, не для обогащения золотом и серебром, но ради Бога, желая через любовь к ближним выразить свою любовь к Нему.

И не своей славы искали они этим врачевством среди людей, но славы Божией, и исцеляли недуги для прославления имени Господа, даровавшего им такую силу врачевания.

Они избавляли от болезней не столько травами, сколько именем Господним, без платы и награды. Посему они и получили от верующих наименование безмездных врачей и бессребреников.

В таких делах милосердия прошла вся жизнь святых бессребреников. Братья никогда не расставались друг с другом, вместе молились, вместе ходили, вместе врачевали. И это они делали не без цели. Дав обет никогда ни от кого ничего не брать, они опасались, чтобы кто-нибудь тайно друг от друга не взял от исцеленных каких-либо даров. Всю свою жизнь хранили они обет свой, и только под конец ее одному из них Господь попустил нарушить его.

Некоторая женщина, по имени Палладия, в течении многих лет лежала на одре болезни и не получала никакой помощи от различных врачей. Услыхав о святых Косме и Дамиане, что они исцеляют всякие болезни, она послала к ним с просьбою, чтобы они посетили ее пред смертью. Святые, вняв сей просьбе, пошли в дом ее, и тотчас эта женщина, по вере своей, получила исцеление чрез пришествие к ней святых врачей и встала здоровою, славя Бога за дарование Своим рабам таковой благодати исцелений. Из благодарности к своим врачам за сие благодеяние, она хотела сделать им подарок. Но они не брали ничего, никогда и ни от кого, ибо не продавали благодати, которую имели от Бога. Ж

Тогда она придумала средство хотя бы одного из них упросить принять от нее ничтожный дар. Взяв три яйца, она тайно пришла к святому Дамиану и заклинала его именем Божиим взять от нее эти три яйца во имя Святой Троицы: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы — Отца, Сына и Святого Духа». Услышав имя Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косма, узнав о случившемся, огорчился. Он подумал, что брат нарушил их строгий обет. Когда Косме пришло время умирать, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через некоторое время умер и Дамиан. Люди не могли решить, где будет могила Дамиана.

Но тут свершилось чудо: к людям пришёл верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа».

Так мощи святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия).

Почитание на Руси

Нет сомнений, что благодать чудотворений святых бессребреников проявлялась и на Руси. Недаром предки наши так много воздвигли святых храмов во их имя.

В древнерусском языке имена Космы и Дамиана чрезвычайно рано стали соединяться в одно слово-понятие Козьмодемьян (Кузьмодемьян); так эти святые называются в перечне в новгородской берестяной грамоте XI века, так же называется во многих говорах соответствующий праздник и церкви в честь этих святых.

Русский народ с именами святых соединяет немало особенных верований. Их почитают покровителями скота. Косма и Дамиан известны как хранители кур, отчего день памяти их известен под именем Куриного праздника ил Куриных именин. В старину наши предки даже наблюдали особенный обычай в честь этих угодников, известный под именем Курятников: хозяйки в Москве 1(14) ноября собирались вокруг церкви святых Космы и Дамиана с курами и потом рассылали своим знакомым и уважаемым лицам кур в виде подарка.

Молились святым Косме и Дамиану о прозрении разума к учению грамоте. В одном азбуковнике XVII в. имеется прямое замечание: «Есть обычай многим учащимся совершати молебная святым бессребреникам Косме и Дамиану». Известно, что и греки почитали святых Косму и Дамиана помощниками в книжном учении.

Косму и Дамиана называли Божиими кузнецами: мастера кузнечные считали их своими патронами и потому считали грехом работать в своих мастерских в день памяти святых. Во многих местах в честь Космы и Дамиана вёлся обычай изготовлять к 1 ноября какие-либо обетные работы и вырученные за них деньги употреблять на покупку свеч к иконам или для раздачи нищим. По народному представлению, эти святые сами занимаются кузнечным делом: между прочим, они куют плуги и раздают их людям для возделывания земли. Народные загадки кованую железную цепь называют Кузьмою: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». В белорусской сказке «Иван Попялов» кузнецы Кузьма и Демьян, спрятав героя, победившего змея в кузнице от змеихи, защемляют её язык раскалёнными щипцами и убивают молотами (молниями), а в южнорусских и украинских сказаниях кузнецы Кузьма и Демьян (вар. кузнец Кyзьмодемьян, Борис и Глеб), поймав змея, поедающего людей, запрягают его в первый выкованный ими плуг и пашут на нём землю от моря и до моря.

Как Божьим кузнецам свв. Косме и Дамиану народная фантазия приписывала в виде атрибута одно из важнейших кузнечных орудий — молот и поставляла в зависимость от них заключение брачных союзов. Таким образом, сковать свадьбу — значит, как бы утвердить те невидимые нравственные цепи, то есть обязанности, какие налагают на себя вступающие в супружество. Таким образом, наши предки приписали святым Косме и Дамиану покровительство над свадьбами.

Приметы

1(14) ноября: Кузьминки осенние

Кузьминки — об осени одни поминки. Встреча зимы.

Устанавливается первый непрочный зимний путь.

Снежный день обещает будущей весной большой разлив.

«Кузьма закуёт, а Михайло (8 [21] ноября) раскуёт» (Михайловские оттепели).

На Кузьму-Демьяна курицу на стол — с этого дня начинали бить кур на продажу.

Если на Козьмодемьяна лист остаётся на дереве, на другой год будет мороз.

Если Кузьма зол — то жди, что тебе сильно не поздоровится! Оттепели не будет.

Тропарь, глас 8
Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане, посетите немощи наша: туне приясте, туне дадите нам.

Кондак, глас 2
Благодать приимше исцелений, простираете здравие сущим в нуждах, врачеве, чудотворцы преславнии, но вашим посещением ратников дерзости низложите, мир исцеляюще чудесы.

Величание
Величаем вас, чудотворцы славнии, Космо и Дамиане, и чтим святую память вашу, наставницы заблуждшим, исцелители болящим и собеседницы Ангелом.

По материалам открытых источников - Татьяна НЕВСКАЯ, катехизатор

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх