Отмечание Рождества Христова не заканчивается одним днем.
Духовные события, начиная с этого дня, следуют один за другим:
13 января по новому стилю (31 декабря ст. ст.) отдание праздника Рождества Христова,
14 января по новому стилю (1 января ст. ст.) мы празднуем и Обрезание Господне, и день памяти святителя Василия Великого, и Новый год;
15 января уже начинается предпразднство Крещения Господня.
О ПРАЗДНИКЕ «ОБРЕЗАНИЯ ГОСПОДНЯ»
«А когда исполнилось восемь дней и надлежало обрезать Младенца, Ему дали имя Иисус, которое было наречено ангелом прежде Его зачатия». (Лк. 2:21).
Праздник Обрезания, хотя он и относится к великим праздникам, обычно проходит незаметно. Почему?
«И вообще в этот день как – то не испытываешь ничего яркого и ясного. Причин этому несколько. При великом свете праздника Рождества Господня и при грядущем Крещении, Богоявлении Троицы, – этот праздник Обрезания, утесненный между ними, теряется как звезда при двух солнцах.
Ему даже времени нет: 31 декабря отдается Рождество; 2 января начинается уже предпразднство Крещения. А на Обрезание остается всего-навсего лишь один день: ни предпразднства, ни попразднства нет, только один день праздника.
А к этому добавьте еще память такого великого светильника Церкви как Василий Великий, почившего 1 января; – торжество ему тоже ослабляет Обрезание.
А с Петра Великого, перенесшего «Новый год» с церковного празднования (1 сентября) на западное 1 января, люди знают этот день именно как Новый год, а не как Обрезание.
Может быть, даже многие и не знают этого праздника. Во всяком случае, в сознании верующих этот праздник – один из самых затененных. Точно и не праздник он для богомольцев» - пишет Митрополит Вениамин Федченков в своей работе «День Обрезания Господня».
Зачем было совершено обрезание Господне, и почему у христиан продолжает праздноваться это событие? Что в нем для нас такого важного уже сейчас, после воскресения Христова? Если Христос родился по плоти иудеем и исполнял иудейский закон, то понятно, почему Он Сам обрезался.
Но как мы тут должны подражать Ему?
Почему сейчас это остается важным для нас?
Обрезание — это был обряд, который обозначал вступление в завет с Богом. Это был Завет Ветхий, а точнее, еще более ранний — завет Бога с Авраамом, который потом продолжился тем заветом, который был дан Моисею.
И Господь вошел в этот завет для того, чтобы изнутри его дать нам Новый Завет.
Но почему так нужно, чтобы сначала был Ветхий Завет, а потом Новый? Господь это Сам объясняет в Евангелии, когда говорит: “Любяй Мя заповеди Моя соблюдет” (см. Ин.14:21). Это очень важные слова, хотя многие мало обращают на них внимание.
Это единственные слова в Евангелии (других на эту тему нет), которыми Господь объясняет, что значит — любить Бога, что означает любовь Божия, которая есть высшая добродетель. Господь упоминает об этой добродетели в других местах Евангелия, а объясняет, что она такое, только в этом месте.
Это, оказывается, СОБЛЮДЕНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ.
И это очень важно понимать. Потому что мы часто думаем, что любовь Божия — это когда испытываешь чувства, эмоции, направленные только к Богу.
Такая любовь не только не Божия, а блудная и греховная. Потому что так же мы любим и разные мирские объекты - людей и что угодно…
Так истинно любить Бога невозможно; да, такая любовь может быть обращена к Богу, но она сама по себе греховна, и если подобные эмоции влияют на молитву, то они ее очень загрязняют; а если человек начинает эти чувства в себе культивировать, то он впадает в особое состояние, которое на аскетическом языке называется прелестью, и из которого очень трудно выбраться, и через это происходит постепенно все более и более полное отчуждение от Бога и в конечном итоге - погибель душевная.
Поэтому ничего общего ни с какими эмоциональными состояниями любовь Божия не имеет. Но многие это хотя и знают, но не понимают, что же тогда такое любовь к Богу.
А вот здесь Господь и объясняет: это именно ИСПОЛНЕНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ. Заповедь — это понятие, взятое из закона, потому что заповедь содержит указание Господа на то, что что-то надо делать, а иначе будет какое-то наказание.
В обряде Обрезания Сам Законодавец первый подчиняется закону.
И вот тогда, пишет митрополит Вениамин Федченков в своей работе «День Обрезания Господня»:
«если наш Господь исполнял закон, то и мы по примеру Его обязаны делать то же самое. То есть прежде чем достигать высоких духовных созерцаний, мы обязаны сначала исполнять заповеди о делах; прежде чем молиться своими молитвами, нужно исполнять церковный чин; прежде чем дойти до свободы духа, нужно научиться дисциплине повиновения; прежде чем вступить в область благодати, нужно пройти еще закон; прежде чем достигнуть бесстрастия, нужно вести борьбу со страстьми и особенно с «собственной волею»; прежде чем дойти до совершенства любви, нужно научиться исполнять хоть повеления власти, Церкви (например, о постах); прежде чем войти в дух, во внутреннее, нужно сделать по букве, внешнее. Одним словом, прежде чем сделаться новозаветным человеком, нужно еще побороть в себе ветхого, то есть исполнить ветхозаветные требования».
Иногда люди говорят, что теперь вот «у нас христианство, у нас любовь, это раньше в Ветхом Завете были всякие заповеди и законы», то эти люди очень глубоко заблуждаются и вводят в соблазн и в заблуждение тех, кто их слушает.
Потому что христианская свобода происходит не так, как свобода анархическая, не через отрицание закона, а наоборот — через его исполнение.
Т.е. только тот, кто исполнит Закон, выходит в ту область, которая дальше Закона и где «закон не писан», и о таких праведниках Апостол говорит, что «на таковых несть закона», — не потому, что они отвергли Закон по причине какой-то своей особой праведности, а потому, что они его исполнили из любви к Богу. Потому что любая, даже самая маленькая любовь к Богу, если она настоящая, приводит к тому, что человек начинает исполнять заповеди.
***
И вот, таков был и святитель Василий Великий. Он умел и заповеди исполнять, но имел и свободу, которая бывает у тех, на которых «нет закона».
Он делал очень много из того, чего не делали другие люди, другие епископы, даже православные епископы, которые не впали в арианскую ересь в его время.
Например, святой Василий знал, что нельзя быть в общении с еретиками, и держался этого правила. Если он видел, что епископы не тверды в хранении православной веры, Никейского символа веры, постановлений I Вселенского Собора, то он с такими епископами не общался.
Это привело его к тому, что он почти ни с какими епископами не общался; но у него был образец — святитель Афанасий Великий, и вот с ним он и общался. Он всегда поступал так, как святой Афанасий, который был старшим, и в его лице святой Василий нашел, кого ему слушаться, хотя это означало не слушаться почти никого из современников.
Если мы посмотрим на другую область деятельности святителя, то увидим, что он хотел подвижнического жития, он восторгался опытом современных ему первых египетских монахов; но в то же время он понимал, что не все могут уйти в пустыню, как эти монахи, потому что в разных местах условия жизни разные, да и люди сами по себе бывают разные, и поэтому нужен еще и какой-то другой вид подвижничества.
Святитель понимал, что нельзя всем растворяться в миру, потому что тогда во всем христианском мире была эта проблема: в Церковь пришло очень много людей, которые сами по-настоящему церковными не стали, но как-то «понизили планку», и поэтому тем, кто хотели действительно жить по-церковному, приходилось как-то обосабливаться.
Поэтому вот монахи в Египте обособились; но как же было жить другим людям, в других местах Византийской империи?
И тогда святой Василий создал свои общины, которые он никогда не называл монашескими, как это теперь делаем мы; они, скорее, были похожи на общины просто христиан, стремящихся жить серьезной христианской жизнью; само собой, это подразумевало и безбрачие, но это не требовало, например, отсутствия детей.
Общины эти делились на мужские и женские, но у них было единое руководство и общий стиль духовной жизни, и при каждой из них были специально поставленные люди для воспитания живших при этих общинах мальчиков и девочек. То есть, это был вариант, скорее, мирской жизни, но безбрачной и подвижнической.
Такого образа жизни до святого Василия не было, но святитель не побоялся создать что-то новое, что отвечало тем принципам, которые существовали в церковном предании, т.е. старым традициям, и в то же время соответствовало тем условиям, в которых жил сам святитель и его паства.
Так же себя вел святитель и в другой области.
Например, тогдашней Церкви нужно было усваивать для своих целей очень много языческой премудрости, потому что тогда шла речь о том, кто кем будет переварен: христианство язычеством (и тогда было бы какое-то «новое язычество», включившее в себя элементы христианства) или язычество христианством.
Противостояние дошло до такой точки, когда вопрос стоял именно так.
Это очень хорошо понимали святые отцы, жившие в IV веке, и к тому времени имелся уже очень большой отрицательный опыт — опыт жившего в III веке великого богослова в смысле культурном и интеллектуальном, но еретика с православной точки зрения, Оригена.
Ориген жил в первой половине III века, в 256 году он был замучен язычниками, но мученическая кончина не сделала его святым, потому что он был еретиком.
Он, пытаясь изложить христианство с учетом той премудрости, которая была в язычестве, пришел к тому, что фактически выдал язычество за христианство.
И вот, святые Василий Великий и его ближайший друг Григорий Богослов хорошо это понимали, но это им не помешало использовать наследие Оригена — отсеять то, что нельзя было принять в церковное предание из-за ересей, и взять многое из того, что Ориген говорил правильно.
Святители составили из произведений Оригена такое «Оригеново Добротолюбие» — туда не вошло ни одно целое произведение Оригена, а разные фрагменты из его важнейших сочинений, содержавшие те мысли, которые должны были быть усвоены церковным преданием. И в своих собственных творениях эти два святителя развивали многие правильные мысли Оригена.
Таким образом, они очень сильно посодействовали тому, что язычество было переварено христианством. Они не побоялись использовать для блага Церкви мысли еретика.
***
Интересные факты о празднике:
- Праздник Обрезания сыграл важную роль в истории Церкви. В конце I века среди христиан возникла одна из первых ересей — докетизм. Ее последователи считали, что Христос был не реальным человеком, а духом, который лишь казался воплотившимся. Евангельское свидетельство об обрезании стало важным свидетельством того, что Христос был истинно воплощенным.
- На Обрезание служится литургия святителя Василия Великого ввиду того, что этот праздник совпадает с днем памяти великого святого. В народном календаре вечер накануне Обрезания назывался «Васильевым».
- От совершения обрезания христиане были освобождены на Апостольском Соборе 49 года. Решение Собора было следующим:
Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили… угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете (Деян 15:23–29).
***
И в завершение:
В ночь с 13 на 14 января вся страна отмечает старый Новый год. О том, когда и как появился праздник с таким противоречивым названием, рассказал доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций СЗИУ РАНХиГС, кандидат политических наук Сергей Оськин:
«В 988 году при князе Владимире началось крещение Руси. Поскольку идеи христианства пришли в Древнерусское государство из Византии, то и на Руси вскоре утвердилось византийское летоисчисление, которое вело свой отсчёт от сотворения мира, состоявшегося за 5508 лет до Рождества Христова.
До конца XV века новый год начинался 1 марта, накануне весеннего сева, но в 1492 г. великий князь Московский и Государь всея Руси Иван III повелел перенести начало нового года на 1 сентября, поскольку в это время урожай был собран, все подати и оброки подсчитаны.
В 1697 г. в Западную Европу отправился 25-летний русский царь Пётр I. Вернувшись в 1698 г. в Россию, Пётр I начал внедрять в жизнь русского общества и государства некоторые европейские традиции, к числу которых относилось не только бритьё бород, но и введение нового летоисчисления - исчислением нашей эры от Рождества Христова и празднованием Нового года 1 января.
Пётр I привёз из Европы ещё одну знаковую традицию – наряжать рождественскую ель и украшать жилища еловыми ветками. Правда, при жизни Петра I обычай наряжать рождественскую ель (она же новогодняя) не успел укорениться в обществе, почти на столетие он был забыт, восстановили его только при Николае I к концу 30-х годов XIX века.
Есть ещё один вопрос: если Рождество Христово отмечается 25 декабря, а отсчёт нашей эры ведётся именно от этого события, то почему же Новый год празднуют 1 января.
Ответ прост: Иисус родился в иудейской семье, а у иудеев был обычай проводить обряд посвящения Богу младенца мужского пола на восьмой день жизни – и это был обряд обрезания.
Так что на самом деле ОТСЧЁТ КАЖДОГО НОВОГО ГОДА, как и всей нашей эры, ВЕДЁТСЯ ОТ ОБРЕЗАНИЯ ХРИСТОВА».
С Новым Христианским Годом, дорогие православные!
Материал подготовила Татьяна Невская, катехизатор