18 февраля в Православной Церкви особенный день - ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА. Вселенская родительская суббота приходится на предпоследнюю субботу перед Великим Постом, накануне воскресенья, посвященного воспоминанию Страшного Суда.
В этот день совершаются особые заупокойные богослужения - парастас накануне вечером, заупокойная Божественная Литургия и панихида в самый день.
На протяжении всего Великого Поста, когда православные христиане усиливают свои молитвы и стараются чаще приступать к церковным таинствам, каждая суббота, кроме первой, особо посвящена поминовению усопших.
Основное отличие первой (Мясопустной) родительской субботы.
заключается в том, что в обыкновенные поминальные даты верующий человек чтит память близких и родных людей, а здесь чтут память не только родственников и друзей, но и всех христиан.
По Уставу Православной Церкви поминовение усопших совершается по субботам. И это не случайно. Именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь Иисус Христос пребывал во гробе.
Этот трогательный обычай коренится в глубокой вере православных христиан в то, что человек бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно, что видимая нами смерть - это временный сон, сон для плоти, и время ликования для освобожденной души. Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход, преставление из этого мира в мир иной...
***
Вселенская родительская суббота - это день особого поминовения усопших.
Ещё три таких родительских дня будут на второй, третьей и четвёртой субботах Великого поста.
Зачем пост совмещается с особой молитвой об усопших?
Протопресвитер Александр Шмеман в своей книге «Великий пост» объясняет эту связь очень просто.
«Христианство есть религия любви», - говорит он, и напоминает, что Христос принёс человечеству новую заповедь – любить друг друга.
И если мы призваны любить друг друга, то и усопшие, уснувшие наши родители, друзья входят в круг нашей любви, поскольку у Бога нет мертвых, но все живы. Об этом говорит Сам Спаситель:
«...не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:31-32).
Эти люди уснули в ожидании всеобщего воскресения, но мы помним про них, только если любим. И наоборот: если мы любим их, то помним про них.
Вселенская родительская суббота и есть великое выражение этой нашей памяти об усопших, нашей любви к ним.
Вечер пятницы и завтрашнее утро будет посвящено усиленной молитве за тех, кто уже не дышит, но кто продолжает жить.
В пятницу вечером в храмах необычная вечерняя служба – всенощное бдение, соединённое с Парастасом – Великой панихидой.
ПАРАСТАС с греческого так и переводится – «ходатайство». Мы будем ходатайствовать, просить Бога за наших ближних.
К счастью, этим вечером нам в храме будет всё более-менее понятно, потому что Великая панихида – это служба, на основе которой в сокращенном виде строятся наши привычные двадцатиминутные панихиды:
Будет полностью читаться светлый и радостный канон, который напоминает нам о мучениках, положивших за Христа душу и до сих пор молящихся за нас, напоминает и о том, что нам с вами тоже надо всегда обращаться ко Христу и Пресвятой Богородице с молитвой об усопших.
Будет знаменитая 17-тая кафизма – батюшки выйдут из алтаря, и посередине храма прочтут длинный 118 псалом, воспевающий участь праведников.
118 псалом - это учебник того, о чём и как праведные просят Бога:
«Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; на пути Твоём оживи меня»; «Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим»; «Заблудился я, как овца пропавшая; взыщи раба Твоего, ибо заповедей Твоих я не забыл».
Утром мы пойдём на Литургию. И здесь снова Бог явит Себя как Любовь.
Божественная Литургия – это чудо, когда за трапезой в Небесном Царстве встречаются христиане, и становятся так близки друг другу, что ближе и некуда.
Мы будем молиться о тех, кого уже давно нет на земле с нами. И мы можем прикоснуться к тайне Божественной Любви, к тайне Божественной Литургии. На ней мы становимся Одним Христовым Телом, и любовь соединяет нас во Христе.
Литургия создана для того, чтобы на ней причащаться Тела и Крови Христовых. По слову святого батюшки Серафима Саровского благодать Святого Причащения распространяется и на род причащающегося человека.
Поэтому наши сродники – и прошлые, и будущие – ждут нашего причастия Иисусу Христу, ждут нашего приближения к Богу. И если мы любим их, мы стараемся чаще причащаться на Литургии.
Материал подготовила – Татьяна Невская, катехизатор