Что такое предпразднство? Здесь для начала надо сказать, что такое церковный праздник.
Церковный праздник — это торжество, совершаемое в честь священного события, святых, либо иконы Божией Матери.
Первоначально Сам Господь заповедовал народу Израиля соблюдать седьмой день недели и праздничные даты календаря. В новозаветной Церкви праздники установлены Святыми Отцами по внушению Святого Духа. Каждый православный праздник имеет духовный смысл, связь с главным жизненным делом каждого христианина — спасением души.
Двунадесятые и великие праздники, в отличие от обычных праздников, более сложны по содержанию. Это не только память о событиях ветхозаветной истории и древнецерковной жизни, но и выражение глубокой богословской идеи.
Двунадесятые праздники составляют «ансамбль» — они связаны друг с другом «сюжетом» (это этапы жизни Господа и Пресвятой Богородицы) и единой богословской линией, в их совокупности раскрывается смысл бытия вселенной и человечества. Праздники символизируют и своими богослужебными текстами раскрывают основные догматы христианства (Воплощение, Воскресение, Тринитарность, Фаворский Свет и т. д.), они дополняют и продолжают друг друга.
Так вот, двунадесятые и великие церковные праздники не проходят в богослужебной жизни Церкви за один день. Верующие сначала готовятся к празднику и некоторое время вспоминают о нем.
В связи с этим различают следующие моменты.
Предпразднество: - «перед праздником» — день или несколько дней перед великим или двунадесятым праздником. В это время на богослужениях начинают читать молитвы, посвященные этому событию.
Обычно предпразднства сопутствуют большим Двунадесятым праздникам, но есть исключения, например, праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа).
Предпразднство – это подготовка праздника, пока еще тихая радость и предвкушение. В предпразднство можно начинать читать праздничные молитвы и дома. Это укрепит и подготовит сердце верующего к следующему празднику. Особенно помогают праздничные молитвы тем, кто планирует причащаться в праздник
Самые длинные предпразднства:
– у праздника Рождества таких особых дней подготовки и предвкушения торжества – даже 5!.
А перед Крещением (Богоявлением) предпразднству выделяется 4 дня: с 15 по 18 января. Накануне Крещения было принято крестить оглашенных, а в последний день предпразднства полагается строгий пост.
Начинается предпразднство Богоявления за четыре дня до самого праздника, то есть 15 января.
В этот день поётся тропарь предпразднства:
Гото́вися, Завуло́не, и красу́йся, Неффали́ме, Иорда́не реко́, ста́ни, подыми́, взыгра́я, крести́тися гряду́ща Влады́ку. Весели́ся, Ада́ме с прама́терию, не кры́йта себе́, я́коже в раи́ пре́жде, и́бо, на́ги ви́дев вы, яви́ся, да облече́т в пе́рвую оде́жду: Христо́с яви́ся, всю тварь хотя обнови́ти.
Перевод:
Готовься, Завулон, и украшайся, Неффалим, Иордан-река, стань, прими, ликуя, идущего креститься Владыку. Радуйся, Адам с праматерью, не скрывайтесь, как прежде в раю, ибо, увидев вас нагими, Он явился, чтобы облечь в прежнюю одежду. Христос явился, всё творение желая обновить.
Кто такой Завулон и к чему он должен готовиться? Из Ветхого Завета мы узнаём, что Завулон – шестой и последний сын Иакова от Лии. А в книге Второзаконие о нем говорится: «Возвеселися, Завулоне, во исходе твоем» (Вт. 33:18). Преподобный Ефрем Сирин поясняет эти слова так: «Сим означается радость языческих народов, которые пришли от неведения к ведению, от заблуждения к высокой истине» (Прп. Ефрем Сирин «Толкование на книгу Второзаконие»).
Почему Неффалим украшается? Имя Неффалим мы встречаем в книге Бытия, где говорится, что он был шестым сыном Иакова от служанки Рахили, Валлы. И в той же главе книги Второзаконие есть такие слова о Неффалиме: «Неффалим насыщен благоволением и исполнен благословения Господа: море и юг во владении его» (Вт. 33:23)
Эти слова преподобный Ефрем Сирин трактует так: «Наффалим изображает собою достигших совершенства по благодати Еммануила, Который есть благоволение Отца Небесного. Запад и юг имеют наследие. Наследие на западе есть Христос. О Нем взывает Пророк, говоря: воспоите Возшедшему на запади, Господь имя Ему (Пс.67:5). Наследие на юге есть также Христос, разделяющий обители святым в царстве Своем» (Прп. Ефрем Сирин «Толкование на книгу Второзаконие»).
И так, исследуя слово за словом тропарь предпразднства, мы раскрываем тончайшее плетение его полотна из драгоценных нитей Священного Писания, обогащая сознание наше наивысшими смыслами праздника Богоявления.
И расступается Иордан, и ликует, принимая Владыку; и готовятся языческие народы распроститься с неведением и принять истинную веру; и красуется Неффалим – «насыщенный благоволением и исполненный благословением от Господа»; и Адам и Ева могут уже не скрываться, стыдясь своей наготы, как после грехопадения в Раю, ибо пришёл Владыка, чтобы одеть их в прежние их одежды.
Идет Христос всех нас обновить, вот-вот произойдёт явление Бога перед людьми, и мы готовимся к этому Богоявлению. Потому-то и тропарь возвещает: готовься, красуйся, стань, приими, радуйся.
И пение, и чтения предпразднства напоминают нам события библейской истории и не просто оживляют в нашем сознании их картины, но помогают прочувствовать всей душой, всем сердцем глубочайшие смыслы праздника.
В этом и заключается необходимость подготовительного к празднику периода – предпразднства.
Попразднество: - «после праздника» — период, когда Церковь на богослужениях продолжает вспоминать прошедший праздник.
Попразднство имеют Пасха, двунадесятые (кроме праздника Входа Господня в Иерусалим) и некоторые другие праздники.
Попразднство Пасхи длится тридцать восемь дней (до Вознесения); попразднство других праздников – от одного до восьми дней.
Отдание праздника: — последний день периода попразднства. Богослужение на отдание праздника практически полностью совпадает с праздничным.
Преполовение Пятидесятницы (Троицы): — праздник, который Церковь вспоминает на половине пути от Пасхи до Троицы — на 25-й день. Он служит напоминаем Пасхальных событий и одновременно напоминает о приближении дня, когда Святой Дух сошел на апостолов — Пятидесятницы. Преполовение — один из древнейших христианских праздников. Его установили в конце IV века.
Стоит заметить, что есть такие двунадесятые праздники, у которых предпразднства нет. Почему?
Пред Пятидесятницей (днем Святой Троицы) нет предпразднства, так как приготовление к нему идет все 50 дней: время от Пасхи до Пятидесятницы Церковь воспринимает этот срок словно один день.
Перед Входом Господним в Иерусалим также нет предпразднства, так как этот событие знаменует начало крестного пути Спасителя. Открывает Страстную Седмицу.
Татьяна Невская, катехизатор