С праздником, дорогие православные! Благовещение Пресвятой Богородицы — это двунадесятый православный праздник, который совершается ежегодно 7 апреля (25 марта по старому стилю) и отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования Рождества Христова.
Благовещение имеет один день предпразднства и один день попразднства, в который празднуется Собор св. архистратига Гавриила.
В этот день небесный посланник Гавриил сообщил Марии, что она будет Матерью сына Бога. Ангел приветствовал ее фразой «Радуйся Благодатная», после чего сообщил Марии, что на нее снизошла благодать от Бога и она призвана родить Сына Всевышнего.
(Иллюстрация: Икона «Устюжское Благовещение». Великий Новгород, 20–30 гг. XII в. Третьяковская галерея)
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию в несколько сокращенном виде замечательную статью хорошо нам известного по прежним публикациям на нашем сайте кандидата богословия, кандидата исторических наук, доцента Минской духовной академии Юрия Ивановича Рубана, посвященную сегодняшнему празднику.
Приятного чтения!
Календарный этюд Юрия Рубана
Название сегодняшнего праздника указывает на какое-то особое, неслыханное ранее «радостное известие», прозвучавшее единожды в мировой истории. Этим и объясняется отсутствие уточняющего смысл подзаголовка в обиходной речи: произнося одно лишь слово «Благовещение», мы не боимся быть неверно понятыми, ибо «радостных известий» было много, но Благовещение случилось лишь однажды. Таким образом, название праздника «Благовещение Пресвятой Богородице» буквально означает: «Радостная весть [сообщенная] Пресвятой Богородице». Какая же весть составляет существо праздника? Кто был вестником?
Леонардо да Винчи. Благовещение. 1472–75. Галерея Уффици
Из Евангелия от Луки мы узнаём, что немногим более двух тысячелетий тому назад в маленьком палестинском городке Назарете совершилось превосходящее наше разумение событие – природа Бога соединилась с природой человека. Здесь жила скромная подданная римского императора Августа, юная Мария, к тому времени сирота. Она происходила из династии царя Давида, к которой принадлежал и Иосиф, хранитель девства Марии, пожилой вдовец, которому Она была обручена во исполнение традиции, воспрещавшей добродетельной женщине оставаться одинокой. Иосиф был беден, не афишировал своё происхождение (это было смертельно опасно!) и вёл жизнь простого ремесленника.
Можно представить чувства юной Девы, Которой во время отсутствия Иосифа вдруг зримо предстал небесный вестник. Последовал диалог, из которого Мария узнала, что именно Её избрал Бог стать Матерью Мессии, Сына Божия. Требуется лишь Её осознанное согласие. Дева Мария – Вторая Ева, как называет Её христианское богословие, – медлит, проявляя разумную осторожность, недостаток которой погубил первую Еву. Наконец, звучат слова: «Пред тобой – раба Господня; пусть осуществится во Мне то, что́ ты сказал».
О совершившемся в эти мгновения таинстве трудно говорить: любые слова кажутся непростительной дерзостью. Здесь пристало только благоговейное созерцание тайны: всем нам «удо́бее молчание (приличествует молчание)», – как поётся в одном из богородичных гимнов.
Постараемся понять главное: то, что́ занимает несколько строк евангельского повествования, подготавливалось всей историей ветхозаветного человечества, и в диалоге ангела и Девы Марии эта история обрела свой смысл и долгожданное завершение. Ветхий завет (что значит буквально «древний союз», «старый договор») Бога с человеком, имевший характер подготовительный и временный, отныне сменяется Новым Союзом со всем человечеством и на все времена.
Одними лишь своими силами человек не мог преодолеть глубочайшую пропасть, разверзшуюся между ним и Богом, ибо страшный удар, сотрясший его в незапамятные времена («грехопадение прародителей»), расколол его сверху донизу: от высшего сознания до телесной природы. Он перестал принадлежать Своему Создателю, а значит – и своему разумному «я». Потребовалась встреча и реальное соединение Божественной и человеческой природы через Боговоплощение. Только так могла быть возвращена в первозданное достоинство целостная природа человека. И в лице Марии человечество достигло высшей точки своего духовно-нравственного развития и очищения на путях восстановления первоначального Союза с Богом.
Незамеченным было явление Деве Марии вестника Небес, никто не слышал происшедшего между ними разговора. Ничуть не изменилась видимая жизнь после исчезновения ангела – ни в самом Назарете, ни в горделивом Риме. Но как удивились бы жители огромной многоязычной Империи, если бы узнали, что именно в этом неприметном событии нашла свое оправдание и завершение вся история человечества от Адама и что их потомки станут отсчитывать Новую эру от Дня Рождения мальчика, Которого окружающие пренебрежительно называли «сыном плотника»!
«Сегодня – начало нашего спасения…», – поётся за богослужением. Продолжением его станет земная жизнь Богочеловека Иисуса Христа – «Второго Адама», а завершением – Тайная вечеря, Голгофа, возглас «Совершилось!», нисхождение во Ад, Тридневное Воскресение, Вознесение и сидение «одесну́ю Отца».
Святейший Патриарх Кирилл и дети выпускают голубей
Весенний народный обычай (имеющий древние месопотамские корни) в день Благовещения выпускать из клеток на волю пленённых птиц мелодически запечатлён в прекрасных стихах Александра Пушкина и Фёдора Туманского (†1853):
А. Пушкин
Птичка
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Ф. Туманский
Птичка
Вчера я растворил темницу
Воздушной пленнице моей:
Я рощам возвратил певицу,
Я возвратил свободу ей.
Она исчезла, утопая
В сиянье голубого дня,
И так запела, улетая,
Как бы молилась за меня.
Замечание
Справедливости ради отметим, что «птичку» Пушкина надо назвать «пасхальной». Посылая стихотворение в письме к Николаю Гнедичу от 13 мая 1823 года, Пушкин спрашивал, знает ли тот о «трогательном обычае русского мужика» – весной в «Светлое», Пасхальное, воскресенье выпускать на волю птиц? И добавлял: «Вот вам стихи на это».
Полностью статью читайте здесь: https://feosobor.ru/2023/04/nachalo-nashego-spasenija/
Материал подготовила Татьяна Невская. катехизатор