Пятница, 29 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

Святой пророк Илия

Святой пророк Илия

Среди множества имен, заполняющих христианские Месяцесловы, имя пророка Илии, жившего почти три тысячи лет тому назад, занимает особое место. Мало кто из святых пользуется таким почитанием в православном народе. Но в то же время он предстаѐт людям фигурой полусказочной, каким-то соперником Зевса Громовержца, который разъезжает по небесам в колеснице и мечет на землю молнии. Одновременно он настолько «охлаждает» в день своего праздника воду в реках и озерах, что купание в них становится, для суеверных россиян, делом почти что погибельным (реальная температура воды почему-то в расчет не принимается)! Разумеется, сам великий пророк в этом отнюдь не виновен; виновата полуязыческая народная традиция и элементарное неумение понимать древнюю письменность с ее образно-поэтическим языком, обилием гипербол и красочных метафор, буквальное восприятие которых и рождает в малообразованных людях нелепые фантазии. Можно сто раз читать или слушать библейское повествование о пророке; но без понимания исторического контекста – это бесполезно. Что же мы достоверно знаем об Илии? В какой обстановке он жил? Что тогда происходило на Ближнем Востоке?

 

 Жизнь Илии (точнее – только годы его общественного служения) описана в библейских хроникальных 3-й и 4-й "Книгах Царств" и отражает реальный религиозный конфликт того времени. Он появляется в истории уже зрелым человеком, т. к. о его происхождении известно лишь, что он "фесвитянин из жителей галаадских" (3Цар.17:1). Главное дело пророка – борьба за веру в истинного Бога, за сохранение нравственных и социальных законов Моисеевой религии, из которой возросло позднее христианство. На это указывает и само имя Илия ("Мой Бог – Яхве"). После смерти Соломона (ок. 931 до н. э.) его блестящая монархия разделилась на два соперничающих царства – Израильское (со столицей в Самарии) и Иудейское, на территории которого остался Иерусалим. Вскоре Израиль, испытывавший культурную экспансию со стороны высокоразвитых соседей – Сирии и Финикии, оказался под угрозой полной утраты своей уникальной религиозной самобытности. Кризис достиг апогея в первой половине IX в. до н. э., когда женой слабохарактерного царя Ахава (874–853) стала финикиянка Иезавель, дочь тирского царя-жреца Ефваала (Итбаала). Она стремилась уничтожить богооткровенную религию Моисея и сделать культ Ваала государственной религией Израиля. По приказу фанатичной язычницы алтари Яхве были разрушены, а Его служители перебиты.

Ваал – это ханаанейский (финикийский) бог бури, дождя, плодородия и физической похоти. Культ Ваала и его супруги Астарты сопровождался "священной проституцией", изуверствами и ночными радениями (как у некоторых сектантов) в особых рощах, наполненных непристойными изображениями (это т. н. "маццебы", или "высоты" в деликатном Синодальном переводе Библии). По дорогам слонялись женоподобные языческие жрецы, многие из которых были скопцами, и высокими голосами распевали ритмичные гимны, вводившие слушателей в экстаз. В это время и появляется в погибающем Израиле пророк Илия. Он безбоязненно предрекает страшную засуху, посылаемую Богом для вразумления богоотступников (о ней свидетельствуют и финикийские тексты). Вскоре пересыхают последние источники, царь и народ убеждаются в правоте слов пророка и соглашаются с предложением Илии устроить между ним и служителями Ваала религиозное состязание, которое должно зримо открыть сомневающимся истинного Бога. Израильтяне и Ахав, собравшиеся у горы Кармил, на побережье Средиземного моря, воочию убеждаются в ложности Ваала, – потому что его жрецы, скакавшие вокруг жертвенника весь день, громко вопившие и коловшие себя ножами, не смогли добиться от своего бога никакого знамения. Напротив, по молитве Илии, в которой он просил Бога явить Себя "в огне" и обратить сердца людей, ниспавшее с небес пламя поглотило дрова и лежавшую на них жертву, – причем жертву, обильно политую водой, что исключало сомнения в истинности чуда. Народ пал на колени и каялся в своем отступничестве, восклицая "Яхве – вот [истинный] Бог!", а Илия торжествовал победу. Языческие жрецы, развращавшие народ, были казнены. Вслед за этим хлынул дождь, и засуха отступила.

Но восстановления истинной веры не произошло: царь Ахав вновь оказался бессильным перед яростью Иезавель, объявившей пророка своим личным врагом. "И послала Иезавель гонца к Илие сказать: Если ты – Илия, то я – Иезавель; пусть то и то сделают мне боги и ещё больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоей душой того, что сделано с душой каждого из них" (3Цар.19:2). Царица хочет отомстить за своих погибших жрецов.

Илия бежит к священной горе Синай, где некогда Моисей получил свои знаменитые законы, а Израиль осознал себя народом Божиим и двинулся на завоевание Земли обетованной. Пророк в отчаянии говорит Богу о крахе своей миссии и "неудавшейся" истории Израиля, которую он своим символическим сорокадневным путем через Синайскую пустыню словно бы хочет обратить вспять. "Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее" (3Цар.19:10). Нет, не все потеряно, – слышит в ответ Илия, – остались в Израиле семь тысяч человек, "не преклонивших колени перед Ваалом". Он должен вернуться в страну и избрать себе преемника в лице Елисея, который и завершит начатую им борьбу за веру. Земная жизнь Илии после этого завершена: его плащ пророка падает у ног Елисея, а сам он таинственно исчезает – возносится на небо "в огненной колеснице" (символ особой богоизбранности).

В библейской традиции Илия – один из двух ветхозаветных святых, не увидевших смерти на земле, но удостоенных рая еще до прихода Иисуса Христа. Поэтому на некоторых иконах Воскресения можно видеть Илию и Еноха у ворот рая, встречающих древних праведников, выводимых Христом через взломанные ворота ада. Второе явление на земле Илии происходит перед пришествием Мессии, и Христос сам указывает на Иоанна Предтечу как на пророка, явившегося перед Ним "в духе и силе Илии", но оставшегося трагически неузнанным (Мал.4:5; Мф.11:14, 17:10-13). Вместе с Моисеем он также является на горе Фавор во время знаменательной сцены преображения Иисуса Христа. Два самых авторитетных человека Ветхого Завета олицетворяют собой Закон и Пророки – два первых и важнейших раздела Священного Писания.

Наши предки с глубокой древности благоговели перед этим угодником Божиим. В Киеве еще до крещения Руси была церковь св. Илии (упоминается в "Повести временных лет" под 944 г.). В полуязыческой славянской традиции Илия – могучий и грозный распорядитель самых страшных и благодетельных сил природы. Он посылает на землю молнию, гремит по небу, разъезжая в своей колеснице, карает темные адские силы, низводит на поля дождь и дает им плодородие. В одном древнерусском сборнике находим такое объяснение: "Молния есть сияние огня сущаго вверху на тверди; небесный же огонь, то ты разумей огнь сущий, его же Илия молитвою сведе на полена и на всесожжение. Сего огня сияние есть молния". Коротко и ясно! С принятием христианства славяне вольно или невольно отождествили святого пророка Илию с Перуном, которого наши предки также считали главным распорядителем грома, молнии, дождя и других явлений стихии. В отличие от других праздников, в "Ильин день" не совершали каких-либо значительных обрядов; в то же время к этому дню приурочено множество верований, календарных и хозяйственных примет, запретов. Большинство из них связаны с сельскохозяйственным календарем, а сам этот день, как правило, совпадал с началом жатвы. "До Ильи поп дождя не умолит, после Ильи баба фартуком нагонит", – читаем мы в словаре В. И. Даля. И еще – "Илья-пророк два часа светлого времени уволок", "Ильин день до обеда – лето, поле обеда – осень", "Илья лето кончает". Грустно, но это так, не за горами – Первый Спас, действительный предвестник осени.

Русская иконография Илии сложна и разнообразна. Наряду с единоличными образами Илии среди других пророков (росписи куполов храмов, иконы пророческого ряда иконостаса), широкое распространение получили композиции, имевшие прообразовательное значение. Чудесное "Кормление пророка Илии вороном" (3Цар.17:2-6) – это ветхозаветный прообраз новозаветной Евхаристии, а "Огненное восхождение Илии на небо" (4Цар.2:8-14) – это указание на Вознесение Иисуса Христа. Представление об Илии как об одном из первых обитателей рая запечатлено в иконах "Воскресение-Сошествие во ад", где он вместе с Енохом встречает ветхозаветных праведников у райских врат.

Юрий Иванович Рубан, кандидат исторических наук, кандидат богословия

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх