5 февраля - НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ, первый воскресный день из цикла подготовительных недель к Великому Посту. Это день, когда мы начинаем подготовку к Великому посту, когда начинаются богослужения Постной Триоди.
НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ называемая так потому, за литургией будет читаться и пересказываться многократно в богослужении дня ПРИТЧА О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ:
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 9–14).
Притча о мытаре и фарисее – это призыв Христа подумать и искоренить фарисейство, живущее в каждом из нас.
Именно с этой притчи мы начинаем подготовку к Великому посту, с нее начинаем настрой на Великий пост.
Церковь спешит на помощь. В первую подготовленную к Великому Посту неделю Церковь в своих богослужениях говорит нам:
«Иди, обучайся и у фарисея, и у мытаря. У одного учись его делам, но отнюдь не гордости, ибо дело само по себе ничего не значит и не спасает, но помни, что и мытарь ещё не спасён, а является только более оправданным перед Богом, чем украшенный добродетелями фарисей».
***
Великий пост – это такое время, когда православные особенно удобно могут пофарисействовать, хотя должны бы чувствовать себя мытарями. Потому что фарисейство православное заключается в том, чтобы соблюдать лучше других людей, в том числе и православных христиан, какие-то внешние обряды, которые действительно необходимы, но при этом не заботиться о внутреннем своем изменении.
Внешние навыки благочестивой жизни действительно нужны. Но навыки эти нужны для того, чтобы каяться и меняться.
Мы нуждаемся в Церкви, чтобы меняться внутренне. В Церкви пребывают реально, а не только внешне, лишь те люди, которые работают над собой, и только для этого им нужна получаемая помощь Божия в Церкви.
Надо думать, о том, как нам измениться. И первое, что надо сделать в ближайшие подготовительные недели — это подумать, как освободить для себя время в Великом посту. Надо вспомнить о тех вечных ценностях и идеалах, ради которых мы в Церковь пришли, ради которых мы в Церкви находимся – получить Царствие Небесное по окончании нашей земной жизни. Надо настроиться на это, вспомнить об этом. И на фоне этого посмотреть на то, чем я занимаюсь сейчас. Может быть, получится, что и даже что-то такое нужное я делаю, но оно нужное сейчас и ненадолго. Поэтому не так это серьезно и важно.
Если так, то хорошо бы остановиться, оглядеться и лучше понять, чего нам в жизни надо. Вот это особенно важно - посмотреть на себя со стороны, задуматься, немножко перевести дух и помолиться. Для этого и нужна сегодняшняя неделя.
Даже от поста нас так удачно освобождают на этой неделе тоже для того, чтобы мы могли не брать на себя никаких забот, кроме того, чтобы просто настроиться и оглядеться.
Как известно, следующая за воскресным днем седмица - Сплошная или Всеядная. Пост ещё не соблюдается, разрешено есть все, в том числе и скоромную пищу (мясо, яйца, молоко, рыбу).
Почему не соблюдаются среда и пятница как постные дни?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
«Притча о мытаре и фарисее образно выражают ту духовную истину, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4: 6). Фарисеи были представителями общественно-религиозного течения в Иудее во II веке до Р.Х. – II веке по Р.Х. Их отличительной особенностью была сугубая ревность в деле соблюдения Закона Моисея. Религиозная жизнь требует от человека внимания к себе, нравственной чуткости, смирения и чистых намерений. Если этого нет, постепенно наступает отвердение сердца. Неизбежно происходит подмена. Последствия ее – духовная смерть. Если вместо смирения появляется самомнение и гордость, вместо жертвенной любви – духовный эгоизм, то диаволу нетрудно овладеть таким человеком и сделать его пособником в своих делах. Люди неверующие или духовно невнимательные даже не знают и не догадываются, как часто они делают то, что желает враг нашего спасения.
Фарисейство – это не звание и не принадлежность к какой-то религиозной общности.
Фарисейство – это состояние души. Оно начинается с самомнения и самовозвышения.
Как только в человеке ослабевает внимание и строгость к себе, появляются первые ростки опасного растения, плоды которого могут умертвить душу. Смерть наступает в результате отравления ядом гордости.
Главным нравственным свойством фарисея является себялюбие, эгоизм, направляющий все движения его души.
Мы мало задумываемся над тем, как много в нас эгоизма, а, следовательно, фарисейства. Наша нечуткость к окружающим, наша постоянная холодность, отсутствие постоянной готовности пожертвовать ради ближнего своего времени, силами и удобствами показывает, как далеки мы от кающегося мытаря, который с сокрушенным сердцем произнес всего лишь пять слов, а ушел оправданным.
Отменяя в неделю мытаря и фарисея в среду и пятницу уставной пост, святая Церковь желает нас предостеречь от фарисейской самоуспокоенности, когда формальное исполнение церковных предписаний (пост, молитвенное правило, хождение в храм) становится целью духовной жизни. Святые отцы учат, что все это нужно исполнять, но видеть в этом средство к стяжанию духовных плодов.
Фарисеи считали себя мудрыми и знающими. «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3: 17–18).
Богослужебные особенности
В привычный порядок служб постепенно вплетаются песнопения из Постной Триоди — сборника великопостных гимнов и молитв. К примеру, на воскресной утрене (в эту субботу вечером) поются стихиры «Покаяния отверзи ми двери».
Потрясающее по глубине и силе воздействия, одно из самых ярких и самых важных песнопений Постной Триоди, объединяющее период подготовки к Великому Посту и сам Пост.
«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче,
утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему,
храм носяй телесный весь осквернен;
но яко Щедр очисти благоутробною Твоею милостию.
И ныне и присно и во веки веков, аминь:
На спасения стези настави мя, Богородице,
студными бо окалях душу грехми
и в лености все житие мое иждих;
но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей
и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!
Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный,
трепещу страшнаго дне суднаго,
но надеяся на милость благоутробия Твоего,
яко Давид вопию Ти:
помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.»
В основу первой стихиры — «Покаяния отверзи ми двери» — положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства.
В основе второй песни — «На спасения стези» — лежит притча о блудном сыне.
В основе третьей — «Множество содеянных мною лютых» — предсказание Спасителя о Страшном суде.
Это песнопение будет пропеваться на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до пятого воскресения Великого поста, посвященного преподобной Марии Египетской.
Важность текста дополнительно подчеркивается разными выразительными средствами. Например, в некоторых храмах на время пения “Покаяния отверзи” выключают свет, люди зажигают свечи и становятся на колени.
Татьяна Невская, катехизатор.
По материалам открытых источников