Суббота, 28 Июня 2025
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

Храм усекновения главы Иоанна Предтечи, г. Кировск

Святые славные всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел

Cвятой апостол Петр, вначале носивший имя Симон, родился в Вифсаиде, на северном берегу Геннисаретского озера. Он был сыном Ионы из колена Неффалимова. Петр был женат и жил в Капернауме, занимаясь скромным ремеслом рыбака вместе с братом Андреем, который был учеником святого Иоанна Крестителя (память 30 ноября).

Когда Господь начал служение среди людей, святой Иоанн Предтеча указал Андрею и Иоанну, сыну Зеведееву, на Того, Которого он назвал Агнцем Божиим. Андрей пришел к брату и сказал: «Мы нашли Мессию» (Ин. 1: 41). На следующий день он привел Симона к Иисусу, и Господь, посмотрев на него, сказал: «Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (по-греч. Петр)» (Ин. 1: 42). Изменение имени означало для него изменение жизни. С тех пор Петр пошел за Иисусом и сопровождал Его повсюду в Галилее, возвещавшего благую весть о Царстве Небесном, исцелявшего любые болезни, и при этом продолжал рыбачить.

После того как Иисус проповедовал в синагоге в Капернауме, Петр пригласил Его в свой дом. Теща апостола страдала от сильного жара и была прикована к постели, но Иисус исцелил ее – она тотчас поднялась и стала служить им.

 

Слово в день памяти апостолов Петра и Павла

Иеромонах Арсений (Писарев)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня у нас с вами Петров день. Подошел к концу пост, втечение которого православные христиане готовились ко дню памяти святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. 12 июля – это день, когда, согласно церковному преданию, главные христианские апостолы, учителя среди учителей – Петр и Павел, были казнены в Риме.

Иеромонах Арсений (Писарев)

Прослушать:

 

Семья, любовь и верность

Слово в день памяти благоверных князей Петра и Февронии

 

В этот воскресный день мы вспоминаем не только Воскресение Христово, но и в Отечестве нашем празднуется замечательный праздник – Всероссийский День семьи, любви и верности, – так он называется. Очень отрадно, что подобные праздники, посвященные семье, этой величайшей ценности, этому величайшему проявлению любви, утверждаются в нашей стране. И еще отрадней то, что они утверждаются на основе воспоминания святых. В этот день празднуют память святых Петра и Февронии, которых по праву считают покровителями семейной жизни.

Иеромонах Игнатий (Шестаков)


Прослушать:

 

Неделя пятая по Пятидесятнице. Евангелие о спасении человека и гибели свиней

Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича)

***

Мф., 28 зач., VIII, 28 — X, 1

Исцеление бесноватых. Миниатюра из Четвероевангелия. Кон. XIII в.

Cовершили люди пред Богом неправду, а потом рассердились на Него. О, люди, Кто и на кого имеет право сердиться?

Они затворили безбожные уста и подумали: «Не будем упоминать имя Божие, чтобы оно исчезло из этого мира!» О, несчастные люди, в этом огромном мире ваши уста в меньшинстве. Разве вы не видели и не слышали, как плотина заставляет реку звучать? Без плотины река бесшумна и нема, а плотина развязывает ей язык. Каждая капля начинает звучать.

И ваша плотина сделает то же: развяжет язык безгласным и заставит немых говорить. Если ваши уста перестанут исповедовать имя Божие, вы ужаснетесь, слыша, как его исповедуют даже бессловесные и лишенные речи. Воистину, если вы замолчите, то камни возопиют (Лк 19, 40). Даже если все люди на земле замолчат, трава заговорит. Даже если все люди на земле сотрут имя Божие из своей памяти, оно будет написано радугой на небе и огнем на каждой песчинке. Тогда песок станет людьми, а люди песком.

 

Святая мученица Агриппина и с ней пострадавшие Павла, Васса и Агафоника

Аудио

Память 23 июня / 6 июля

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

Прослушать:

Читает иеромонах Игнатий (Шестаков)

Святая Агриппина жила в III веке. Она родилась в Риме и происходила из знатной семьи. С юности дева посвятила себя Богу. Благоухание ее добродетелей было для христиан подобно предвкушению райского блаженства, и они отрекались от страстей, чтобы вслед за святой Агриппиной пойти по пути чистоты и девства. Многие юные девы и женщины зрелого возраста стремились разделить ее образ жизни, чтобы иметь часть в той благодати, которую Господь даровал святой Агриппине.

Однако у язычников ее сияющие добродетели породили завистливую ненависть. Они выдали святую Агриппину властям во времена гонений при Валериане (257). Ее обвинили в том, что она восстает против института брака и с помощью мошенничества обманывает девушек. На это невеста Христова отвечала, что отнюдь никого не вводит в заблуждение, но приводит к Богу и что проповедуемое ею девство не угрожает общественным установлениям, а является путем единения со Спасителем, Который пришел в мир, родившись от Девы.

Из любви к Небесному Жениху святая Агриппина с готовностью пошла на мученичество. Ее били по устам, но она хранила молчание, подрывая этим сами основы нечестия. Ее обнажили и бичевали так, что кровь залила всю землю вокруг, но мученица преодолела все вероломные козни врага рода человеческого.

 

Святой мученик Альбан

Аудио

Память 22 июня / 5 июля

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

Прослушать:

 Читает иеромонах Зосима (Мельник)

Святой мученик Альбан

Святой Альбан жил в III – IV веках в Веруламии (ныне Сент-Олбанс в Англии) и был язычником из простого народа. Однажды он принял в своем доме священника-миссионера, бежавшего от преследователей. Альбан увидел, что его гость усердно молится днем и ночью. Тогда на него снизошла Божественная благодать – он стал следовать его примеру и расспрашивать о вере. Наставления священника изгнали из души святого Альбана все остатки языческих суеверий, и он получил просвещение в святом крещении.

Между тем римскому наместнику донесли, что миссионер скрывается в доме Альбана, и он послал стражников схватить его. Придя к дому, воины увидели хозяина, облаченного в одежды священника, который успел скрыться. Альбан нисколько не сопротивлялся.

Его привели на суд в ту минуту, когда судья собирался совершить жертвоприношение на алтаре ложных богов. Чиновник, видя, что его обманули, был вне себя от гнева и стал угрожать Альбану смертью, если тот откажется выдать беглеца и проявить свою верность богам. Он стал спрашивать Альбана, кто он такой. Тот с гордостью отвечал, что христианин и по имени, и по образу жизни. Новообращенный обличал бездушных идолов, которые не могут внять молитвам обращающихся к ним и поклоняющихся им, но, напротив, приносят им вечное проклятие.

Судья предал святого в руки палачей, и они безжалостно бичевали его. Однако мученик являл терпение бесплотного существа и сиял от радости, поэтому судья приказал немедленно обезглавить его.

По преданию, святой Альбан хотел скорее оставить эту землю и не ждать, пока все желавшие присутствовать при его кончине перейдут через узкий мост, ведущий к месту казни. Тогда по его молитве люди перешли реку Вер по воде как посуху. Видя это чудо, один из истязателей обратился ко Христу и объявил, что готов принять смерть вместо мученика.

 

Святой мученик Никита Нисиросский

Память 21 июня / 4 июля

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

Святой Никита родился в 1777 году. Он был сыном знатного человека с Нисироса, небольшого острова между Косом и Родосом. Отец святого Никиты был привлечен к суду и отрекся от Христа, чтобы спасти свою жизнь. Турки принудили к обращению в ислам также его жену и детей. Святой Никита был еще совсем маленький и не понял, что произошло. Так он рос с именем Мехмед и проявлял большой интерес к религии. Однажды он подрался с другим мальчиком, мать которого обругала его такими словами, которыми обычно турки называют христиан. Эти слова больно ранили Мехмеда, он стал настойчиво расспрашивать свою мать и узнал, что в действительности его имя – Никита.

Повинуясь велению совести, он покинул семью и добрался до монастыря Неа Мони на Хиосе. Никита стал спрашивать у игумена, что ему делать для спасения души, и тот доверил его святителю Макарию Коринфскому (память 17 апреля), жившему тогда в монастыре. Святитель принял исповедь Никиты и совершил миропомазание для возвращения его в лоно Церкви. Никита прожил некоторое время в обители, настолько ревнуя о благочестии, что некоторые сочли его лишившимся рассудка.

Стремясь к еще более строгой жизни, святой Никита удалился в пещеру, где жили святые основатели монастыря (память 20 мая). Он рассказал отшельнику Анфиму о своем желании претерпеть мученичество. По возвращении в обитель Никита стал молить отцов, чтобы они позволили ему осуществить это намерение. Те отслужили молебен Богородице и благословили его.

Тогда Никита пришел в Хору, столицу Хиоса. Здесь его тотчас задержали, чтобы заставить уплатить пошлину, взимавшуюся с христиан за перемещение. Пока собирали других нарушителей, чтобы вести всех вместе в тюрьму, Никиту посадили под присмотром у кофейни, и здесь его увидел проходивший мимо знакомый священник, отец Даниил. Он назвал молодого человека Мехмедом и спросил, почему мусульманина задержали и заставляют платить пошлину, взимаемую с христиан. Охранники, приставленные к юноше, сами слышали, как арестованный действительно назвал себя христианином, и тотчас отвели его к aгe.

 

Сила слова

Слово в Неделю 4-ю по Пятидесятнице

Христос словом исцеляет слугу рисмского сотника

Христос словом исцеляет слугу рисмского сотника

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение говорит нам о силе слова, о необыкновенном могуществе слова. И это очень важно в наше время, в эпоху девальвации слова, во время пустых фраз и громких заявлений, когда никто никому не верит. Когда говорят одно, подразумевают другое, а цели имеют совершенно иные – третьи.

Иеромонах Симеон (Томачинский)

Прослушать:

 

Апостолы

Слово в в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, в день памяти апостолов Варфоломея и Варнавы

Апостолы Варфоломей и Варнава

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Во всю землю изыде вещание их, и концы вселенныя глаголы их» - такой прокимен мы поем всегда, когда совершается память святых апостолов. И вот, в сегодняшний воскресный день мы также совершаем память двух апостолов: святого апостола Варфоломея и святого апостола Варнавы. Оба имени свидетельствуют о том, что это были апостолы из евреев.

Иеромонах Ириней (Пиковский)

Прослушать:

 

Память зависит от нас самих

Интервью с протоиереем Вячеславом Хариновым

Возрождение подлинного патриотизма сегодня является особой заботой Церкви, ведь помнить о подвиге защитников Родины важно не только в «красные» дни календаря, но постоянно, воспитывая в душах людей верность своему Отечеству. Как на практике возможно осуществить такую, казалось бы, трудно исполнимую в современном обществе и плохо понимаемую современным массовым сознанием миссию, порталу «Православие.ру» рассказал настоятель Санкт-Петербургского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Шпалерной улице, протоиерей Вячеслав Харинов.

***

 

Слово в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших

Иеромонах Симеон (Томачинский)


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы часто говорим о вселенском характере Православия, вспоминаем слова апостола Павла о том, что во Христе нет ни эллина, ни иудея; что мы «не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем»; что Отечество наше на Небесах. И это действительно так, в первое воскресенье после Пятидесятницы, неделю назад, мы праздновали день Всех святых. Но, в христианстве вселенское начало соединяется с национальным, и Православие в его историческом бытии являет себя как семью Поместных Церквей, национальных Церквей, каждая из которых имеет свои особенности, свои особые обычаи.

Прослушать:

 

Начало Петрова поста

Протоиерей Димитрий Смирнов

Протоиерей Димитрий Смирнов

Протоиерей Димитрий Смирнов

Если у человека спросить: «Как ты думаешь, какой самый страшный грех?» – один назовет убийство, другой воровство, третий подлость, четвертый предательство. На самом деле самый страшный грех – это неверие, а уж оно рождает и подлость, и предательство, и прелюбодеяние, и воровство, и убийство, и что угодно.

Грех не есть проступок; проступок является следствием греха, как кашель – это не болезнь, а ее следствие. Очень часто бывает, что человек никого не убил, не ограбил, не сотворил какой-то подлости и поэтому думает о себе хорошо, но он не знает, что его грех хуже, чем убийство, и хуже, чем воровство, потому что он в своей жизни проходит мимо самого главного.

Неверие – это состояние души, когда человек не чувствует Бога. Оно связано с неблагодарностью Богу, и им заражены не только люди, полностью отрицающие бытие Божие, но и каждый из нас. Как всякий смертный грех, неверие ослепляет человека. Если кого-то спросить, допустим, о высшей математике, он скажет: «Это не моя тема, я в этом ничего не понимаю». Если спросить о кулинарии, он скажет: «Я даже суп не умею варить, это не в моей компетенции». Но когда речь заходит о вере, тут все имеют собственное мнение. Один заявляет: я считаю так; другой: я считаю так. Один говорит: посты соблюдать не надо. А другой: моя бабушка была верующей и она вот так делала, поэтому надо делать так. И все берутся судить и рядить, хотя в большинстве случаев ничего в этом не понимают.

 

Кухня Петрова поста

Петров пост относительно нестрогий. Кроме среды и пятницы на трапезе разрешается рыба. Это – летний пост, и в нашем распоряжении – свежие ранние овощи, зелень, грибы, ягоды и фрукты. Летняя пора также позволяет разнообразить стол холодными супами, любимой окрошкой, к примеру, и прохладительными напитками. Многие отдыхают за городом, рыбачат, и улов служит хорошим дополнением к меню.

ЗАКУСКИ

Салат витаминный

2 яблока, 2 помидора, 2 свежих огурца, 1 морковь, 1 корень молодого сельдерея, 1 стакан вишни, 1 столовая ложка сахара, половина лимона.

Яблоки, помидоры, свежие огурцы нарезать ломтиками, морковь и корень сельдерея - тонкой соломкой, удалить у вишни косточку. Нарезанные плоды и овощи залить соком лимона с сахаром.

Салат из белокочанной капусты

500 г капусты, 2 яблока, укроп, петрушка.

Капусту нашинковать и перетереть с солью до выделения сока, добавить мелко нарезанные яблоки, зелень, заправить растительным маслом.

 

Петров пост

c 29 мая / 11 июня по 28 июня / 11 июля в 2012 году

Апостол Петр

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по Вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов, – один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми. Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон. Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених (Лк. 5, 34).

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет святой Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

 

День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святаго

Деян., 3 зач., 2:1-11. Ин., 27 зач., 7:37-52; 8:12.

Когда посажено древо, должна прийти сила ветра, дабы его укрепить.

Когда домовладыка выстроит дом, он прибегает к силе молитвы, дабы его освятить.

Господь наш Иисус Христос посеял на ниве этого мира самое отборное семя. Должна была сойти сила Духа Святаго, да согреет и да осветит семя сие, чтобы оно росло успешно.

Бог Сын посадил на диком поле смерти древо жизни. Должен был налететь могучий вихрь Бога Духа Святаго, да укрепит древо жизни.

Превечная Премудрость Божия создала Себе домы из избранных душ человеческих. И Дух силы и святости Божией должен был сойти на домы сии и освятить их.

Божественный Жених избрал Себе Невесту, Церковь чистых душ, и Дух вечной радости должен был сойти, да обручит небо с землею и да облечет Невесту в одежду брачную.

Все свершилось так, как и было предречено. Дух Святый был обетован, и Дух Святый сошел. Кто мог обещать сошествие на землю Духа Всесильного, кроме Того, Кто знал, что Дух Сей послушает Его и сойдет? А по отношению к кому мог Дух Всесильный явить столь быстрое Свое послушание, если не по отношению к Тому, к Кому Он имеет совершенную любовь?

 

Святая Пятидесятница

Событие праздника, его эортологическая динамика и этимология названия

Событие сошествия на апостолов Святого Духа, которое прославляет праздник Пятидесятницы, подробно изложено во 2-й главе книги Деяний апостольских. Во время Своей земной жизни Спаситель неоднократно предсказывал ученикам пришествие Утешителя, Духа истины, Который обличит мир в грехе, наставит апостолов на благодатный путь истины и правды и прославит Христа (см.: Ин. 16: 7–14). Перед Вознесением Иисус повторил апостолам Свое обещание послать Утешителя: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян. 1: 8). После этих слов ученики Христовы пребывали в молитве, часто собираясь вместе. В их число входили не только одиннадцать апостолов и избранный на место Иуды Искариотского Матфей, но и другие последователи вероучения. Есть даже упоминание о том, что на одном из собраний присутствовало около 120 человек (см.: Деян. 1: 16). Среди них были и служившие Спасителю женщины, Пресвятая Богородица и братья Иисуса.

Совместно молились апостолы и в десятый день по Вознесении Господа. Внезапно послышался шум, и появились разделяющиеся огненные языки, которые почили на каждом из них. Апостолы исполнились Святого Духа и стали говорить иными языками (см.: Деян. 2: 4).

Надо думать, что этот величайший дар – глоссолалия, – исчерпывающая интерпретация которого, разумеется, невозможна, хотя и предпринято огромное количество попыток, получили не только двенадцать ближайших соратников, но и иные ученики, а также Богоматерь (см. об этом, например, «Беседы на Деяния апостольские» святителя Иоанна Златоуста). Описание говорения языками, различные его осмысления и оценка синхронных реликтов представлены в книге «Толковый Типикон»[1].

 
« НачалоПред.8182838485След.Конец »
Наверх