Суббота, 28 Июня 2025
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

Храм усекновения главы Иоанна Предтечи, г. Кировск

Cвященник Андрей Давыдов: Проповедь через икону призвана быть живой

Иконописец священник Андрей Давыдов живет и работает в Суздале, где руководит иконописной мастерской и восстанавливает два древних храма, в которых является настоятелем. Его работы можно встретить в храмах и частных собраниях России, Украины, Италии, Англии, Франции, Голландии, Испании, США и других стран. На протяжении многих лет он ведет курсы для западноевропейских иконописцев. Отец Андрей является также автором ряда богословских трудов по церковному искусству.

– Отец Андрей, в силу своей многогранной деятельности вы, несомненно, могли составить представление о состоянии современной иконописи. Впитала ли она богатейшее наследие прошлого? Каковы ее новые черты?

– Уже более ста лет в мире отмечается все возрастающий интерес к иконе. В самом деле, я знаком с наиболее заметными направлениями в этой области; мне приходилось преподавать в различных иконописных школах у нас и за границей. Насколько я могу судить, наиболее интенсивно иконопись развивается у нас, в России. И это лидерство обусловлено объективными обстоятельствами.

Именно с России в конце ХIХ – начале ХХ века начался процесс «открытия» иконы. После революции он плодотворно продолжился в среде русской эмиграции. Как только работа в этой области опять стала возможна на Родине, у нас появилось много исследователей, искусствоведов и реставраторов, которые своими научными трудами создали базу для старта в практической сфере. А с 90-х годов минувшего века, когда в нашей стране после десятилетий насаждавшегося безбожия начали открываться храмы и монастыри, труд иконописца стал востребован и было организовано несколько крупных иконописных школ.

 

Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский

Аудио

Память 10/23 августа

Читает иеромонах Игнатий (Шестаков)

Святой Лаврентий происходил из боярской семьи и жил в Калуге на рубеже XV–XVI веков, при князе Симеоне Иоанновиче. Лаврентий отказался от суетной мирской славы, чтобы следовать узким путем безумия во Христе и проповедовать своей жизнью евангельские заповеди. Он носил только рубаху и кожаный плащ, зимой и летом ходил босым. Большую часть времени он проводил в молитве у дверей церкви, стоящей на холме, примерно в версте от города. Недалеко от этого храма юродивый построил себе хижину. Приходя в город, он горячей молитвой помогал больным и несчастным и свободно проходил в княжеские палаты. Поскольку к Лаврентию все время приходили верующие, прося его молитв, он прорыл тоннель из церкви в свою хижину, чтобы можно было проходить незамеченным.

В 1512 году крымские татары напали на Калугу. Князь вышел им навстречу с незначительным войском. Вскоре он оказался в большой опасности, отрезанный от своих людей и окруженный татарами. Святой Лаврентий, бывший в это время в княжеских палатах, внезапно воскликнул: «Дайте мой топор, потому что на князя Симеона напали псы, и я пойду ему на помощь!» Через несколько мгновений он оказался рядом с князем, размахивая топором и крича: «Не бойся!» Преимущество в битве сразу же стало переходить к русским, и они разбили татар.

Совершив множество чудес, блаженный Лаврентий предал душу Господу 10 августа 1515 года. Юродивый был похоронен в церкви, где совершались его подвиги и где впоследствии был построен монастырь, посвященный святому Лаврентию.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви»,
вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

 

Священники и архиереи должны быть словно солнце

Поучения старца Дионисия (Игната)

Старец Дионисий был одним из самых почитаемых афонских духовников, одним из последних столпов «старой школы» исихазма. Его называли «патриархом Афона» и приезжали к нему со всего мира люди самых разных национальностей.

Старец отошел в вечность 11 мая 2004 года в возрасте 95 лет, из которых 81 год он провел в монастыре, в том числе 78 лет — на Святой горе Афон, из них 67 лет — в келье св. Георгия «Колчу», и 57 лет окормлял многочисленных духовных чад со всех уголков мира.

Предлагаем вниманию наших читателей собрание короткий поучений старца.

***

Священники и еще более архиереи должны быть словно солнце — так они должны светить простым верующим. Священник — это апостол нации, он должен защищать веру и народ. Мы христиане и румыны.

***

Огромная беда наша заключается в том, что у нас, румын, есть большой недостаток: мы не любим друг друга, мы готовы на каждом шагу уничтожить друг друга, свой народ, мы ненавидим друг друга, завидуем друг другу. Мне жаль, что я должен сказать это, ведь я румын, таковым себя считаю — добрым румыном и люблю свой народ.

***

Будем иметь любовь к ближнему, но не любовь лицемерную, то есть когда я выбираю: этот, дескать, лукав, тот еще невесть какой. Я должен любить всех, как самого себя, ибо так повелевает мне Церковь. В этом истина и Православие. То есть чтобы мы любили всех: и турок, и арабов, и людей других религий и народов. Но Бог не повелевает мне менять свою веру по их вере или наши обычаи в угоду их страстям. Нас не интересует, что будет делать с ними Бог. Всё вокруг — Его творение, и Он будет судить каждого судом, непостижимым для нашего разума.

 

Чему учит нас Христово Преображение?

Святитель Тихон Задонский

Просишь ты, чтобы я тебе еще рассказал о спасительных действиях Спасителя нашего Иисуса. Хорошо... Добро нам в том поучаться. Путники есмы, отечество наше не на земле; землю, как путь, переходим, и все земное на земле оставляем, и едиными душами отсюда отходим. Сего ради о сем да помышляем и печемся, что душе нашей полезно, и с нею неотлучно отходит, и в отечество входит.

Спаситель наш, сказав апостолам, что Ему следует в Иерусалиме пострадать и умереть за спасение наше, за несколько времени прежде страдания взял с Собою трех апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — и возвел их на гору высокую, где перед ними преобразился: и просветилось лице Его яко солнце, ризы же Его были белы яко свет; тут явились им в славе два пророка, Моисей и Илия, с Господом беседующие. Потом послышался глас из облака светлого, осенившего их: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволил: Того послушайте (Мф. 17: 2-5). Апостолы, слышавше глас сей, пали ниц, и убоялися зело.

Во-первых, сим спасительным действием показал Господь апостолам, что Он есть Отчее сияние, Бог и Господь, и Царь славы, хотя и покрылся смиренным человека образом: видимым образом является как Человек, подобный прочим, но внутри — Бог есть. Апостолы прежде видели славу Его от дел чудесных, но здесь увидели славу Его уже очами своими, когда показалось им лице Его яко солнце, и ризы... яко свет, как свидетельствуют: и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца (Ин. 1: 14). Показывалась слава Христова от дел Его, которых никто, кроме Бога, не может творити. Но здесь явилась слава Его Божественная, образом видимым, когда просветилось лице Его, Божественное как солнце, и ризы блистали как свет, о чем и глас Отчий свидетельствовал.

 

Преображение

День Преображения

Совершая проскомидию, священник в центр дискоса помещает часть хлеба, именуемую Агнцем. Это тот хлеб, которому предстоит стать Телом Христовым в результате службы и освящения, в результате прикосновения Духа. Вокруг же этого хлеба в особом порядке располагаются частицы в честь Богородицы, Предтечи, всех святых, затем – всех живых и усопших. Таким образом, на дискосе зримо представлено собрание вокруг Христа всего спасенного и спасаемого человечества.

 

Причастие Фаворского света

Причастие Фаворского светаЕсть события, как бы несвоевременные, но святые. Так преподобный Серафим предсказывал, что при переносе его мощей Пасху будут праздновать летом. И действительно, принося мощи святого в Дивеево, не могли многотысячные толпы богомольцев сдержать в груди Пасхальные песнопения. Подобным образом сейчас, когда на дворе март, нам нужно мыслями перенестись в август, в число 19-е по новому стилю.

По одиночке шли и парами
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по-старому
Преображение Господне
(Пастернак)

Задуматься о Преображении нас понуждает память святого Григория Паламы, чья память совершается во вторую неделю Четыредесятницы. Житие Григория может привлечь интерес самыми разными подробностями и событиями.

 

Яблочный Спас

Яблочный СпасЗавтра — Преображение, а послезавтра меня повезут куда-то к Храму Христа Спасителя, в огромный розовый дом в саду, за чугунной решеткой, держать экзамен в гимназию, и я учу и учу «Священную Историю» Афинского. «Завтра» — это только так говорят, — а повезут годика через два-три, а говорят «завтра» потому, что экзамен всегда бывает на другой день после Спаса-Преображения. Все у нас говорят, что главное — Закон Божий хорошо знать. Я его хорошо знаю, даже что на какой странице, но все-таки очень страшно, так страшно, что даже дух захватывает, как только вспомнишь. Горкин знает, что я боюсь. Одним топориком он вырезал мне недавно страшного «щелкуна», который грызет орехи. Он меня успокаивает. Поманит в холодок под доски, на кучу стружек, и начнет спрашивать из книжки. Читает он, пожалуй, хуже меня, но все почему-то знает, чего даже и я не знаю. «А ну-ка, — скажет, — расскажи мне чего-нибудь из божественного...» Я ему расскажу, и он похвалит:

 

Похвальное слово в честь Богородицы (на дни Успенского поста)

Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом.
Мф. 17, 21.

Успенский постПост и молитва суть два непобедимых оружия, которые с небес даны Церкви для борьбы против всех видимых и невидимых врагов. Три таких страшных врага ведут против нас непрестанную войну: мир, дьявол и плоть. Мир воюет с нами суеверностью и лживостью жизни; дьявол – тайными похотями и худыми помышлениями; плоть – негой, удовольствиями, постыдными склонностями и стремлениями. И трое воюют против нас, как будто сговорясь, дружно и во всеоружии искушений. Но мы очень счастливо отражаем нападающих на нас и побеждаем их молитвой и постом. Умерщвляем плоть, обращаем в бегство дьявола, попираем мир; и, окрыляемые как бы двумя крыльями, с одной стороны молитвой, с другой – постом, мы, возносимся духом к небу, поднимаемся над сетями и избегаем козней искушения. Поэтому божественный Златоуст так говорит о молитве: «Где молитва и благодарение, там ясно намечается область Святого Духа, демоны обращаются в бегство, и вся противная сила убегает».

 

О посте

Возлюби нищету ХристовуВозлюби нищету Христову, чтобы там обогатиться тебе Христовым Божеством. Возлюби прекраснейший пост — дело досточестное и богоугодное. Пост — колесница, возносящая на небо. Пост рождает пророков; умудряет законодателей. Пост — доброе предохранение для души, надежный сожитель телу. Пост — оружие доблестным, училище подвижников. Пост отражает искушения, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия. Пост — доблесть во бранях. Пост угашал силу огненную. Пост заграждал уста львов. Пост возводит молитву на небо. Пост — матерь здравия. Пост — наставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам. У постящихся тело честно, и душа драгоценна. Пост упокоил Лазаря в недрах Авраамовых.

Посему возлюбим его и мы, чтобы и нас прияло Авраамово лоно. Будем убегать роскоши и сопровождаемого шумным смехом пьянства, этой матери блуда. Пьянство не приемлет Господа. Пьянство удаляет от нас Духа Святого. Пост — благоустройство города, благочиние торжища. Пост — мир в домах. Пост — попечитель и предохранение девства. Пост — путь к покаянию. Пост — виновник слез. Пост не любит мира, ни того, что в мире. Посему не будем унывать, постясь, потому что Ангелы в каждой церкви записывают постящихся. Пост не допускает злопамятства. А собирающие в памяти свои огорчения и сделанное им зло, хотя, по-видимому, молятся и постятся, подобны людям, которые черпают воду и вливают ее в разбитую бочку. Не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата. Господу слава и держава во веки веков! Аминь.

 

Интервью протоиерея Александра Шаргунова на радио «Радонеж» по поводу обращения «деятелей культуры» в защиту участниц «панк-молебна»

Протоиерей Александр Шаргунов

Протоиерей Александр Шаргунов.
Фото: Мпда.Ru

— Отец Александр, известно какое возмущение вызвало среди православных, и не только, обращение «деятелей культуры» в защиту арестованных кощунниц. Как Вы считаете, эти «скверные плясавицы» действительно психически больные люди, которые по своему неразумию совершили хулиганство, к чему в общем и клонят «деятели культуры»? Если это действительно так, то предупреждение в начале обращения, что «подписавшиеся не все одинаково оценивают их поступок», может в какой-то степени служить некоторым из них оправданием. Вы согласны? Или за этим событием стоит нечто большее?

— Всегда важно видеть всю картину. Все определяет контекст. Литераторы и художники должны это как никто понимать. Ибо известно, что мысль, вырванная из контекста, ведет себя как рыба, вырванная из воды. В последние годы мы становимся свидетелями новых нападок на Православие со стороны сил, которые опасаются возрастания его нравственного авторитета как фундамента Российской государственности. Та мерзость, которая была показана нам недавно в храме Христа Спасителя, — далеко не случайное явление, как это пытаются представить «деятели культуры», подписавшие письмо в защиту кощунниц. Напомним им наиболее яркие примеры последнего времени: демонстрация по НТВ фильма «Последнее искушение Христа» (1997 год), разрубание православных икон в Центральном выставочном зале в Манеже (1998 год), публичное пародийное распятие напротив храма Христа Спасителя (2000 год), выставка «Осторожно религия» (январь 2003 года), кощунственный балет «Благовещение» в Государственном академическом Малом театре (август 2003 года), выставка «Запретное искусство» (2007 год).

 

Блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец

Память 2/15 августа

Василий БлаженныйВасилий Блаженный, самый известный из юродивых, которыми изобиловала Русь, родился в 1468 году в селе Елохово, что недалеко от Москвы, в семье благочестивых крестьян Иакова и Анны.

С детства он вел подвижническую жизнь, постоянно молился, и уже тогда в нем стали заметны первые ростки Божественной благодати. Мальчиком он был отдан в учение к сапожнику. Однажды в лавку зашел купец и заказал много новых сапог. Шестнадцатилетний Василий посмеялся над ним. Когда заказчик ушел, хозяин стал допытываться у юноши о причинах его поведения. Василий ответил, что странно заказывать столько сапог, сколько хватило бы на много лет, ведь этот человек на следующий день должен умереть. Его предсказание сбылось. После этого Василий не захотел больше ни оставаться у хозяина, ни возвращаться к родителям и направился в Москву.

Затерявшись в шумной городской толпе, он избрал подвижнический путь притворного безумия, чтобы как можно полнее приобщиться страданиям Господа нашего Иисуса Христа, полностью отказавшись от уважения со стороны людей. Не имея постоянного жилья ни даже пристанища, чтобы преклонить главу, он жил почти нагим на улицах и в общественных местах, ночи проводил в молитве на церковной паперти.

 

Православие в Бельгии: заметки русского священника

В 2012 году Брюссельская и Бельгийская епархия РПЦ отмечает 150-летие постоянного пребывания Русской Православной Церкви в Бельгийском Королевстве. Мы попросили протоиерея Павла Недосекина, настоятеля Свято-Троицкого храма в Брюсселе – Патриаршего подворья, рассказать о русских приходах, о православных бельгийцах, об их стране, в которой наша Церковь несет свое служение уже полтора века.

***

Протоиерей Павел Недосекин с матушкой Анной

Протоиерей Павел Недосекин с матушкой Анной в Сретенском монастыре

Бельгийская епархия сама по себе уникальна, даже уже в том, что русский архиепископ носит титул архиепископа главного города Бельгии. Как мы знаем, по каноническому праву – «один епископ на один город». Когда в 1937 году король Леопольд признал учреждение в королевстве новой русской епархии, он даровал право русскому архиепископу называться Брюссельским и Бельгийским. То есть по канонам наш архиерей становился как бы старейшим епископом города Брюсселя, в то время когда там есть архиепископ – кардинал, резиденция которого находится в городе Малине – это историческая церковная столица Бельгии.

В стране три региона со своими культурно-историческими особенностями, три официальных языка. Так что и епархия по языковому признаку как бы делится на три части: фламандский север и северо-восток, валлонский запад и юг и немецкий юго-восток. И в каждой части епархии специфика своя. Как и в каждом приходе.

Приходы

Интересна история некоторых приходов. Так, первым помещением, которое удалось получить для прихода в Антверпене при его образовании, был фактически подвал – нечто вроде подземного хода, заканчивавшегося тупиком. Там и начались первые богослужения. Архиепископ Симон сам ездил туда, чтобы совершать Божественную литургию. Так продолжалось до тех пор, пока община совершенно не окрепла. И только тогда для прихода было получено большое здание католического храма и был назначен нынешний настоятель отец Андрей Елисеев. С такой практикой, когда правящий архиерей основывает и поднимает приход, в России, наверно, не часто столкнешься. В Бельгии это реальность целого десятилетия. Сейчас владыка Симон поднимает общину в Льеже: ездит туда (а это за 100 километров от Брюсселя) для совершения Евхаристии Господней уже в течение нескольких лет. Многие стали ходить в его храм в этом городе. Народу стало столько, что сейчас в Льеже планируется строительство русской церкви.

 

Исследуйте Писание

Память мучеников Маккавеев стоит в ряду церковных исключенийПамять мучеников Маккавеев стоит в ряду церковных исключений. Она касается личностей Ветхозаветных. А кого еще мы торжественно и всецерковно чтим из деятелей времен от Моисея до Мессии? Пожалуй, только Илию. Еще – праотцев в неделю, предшествующую Рождеству. Но там обилие имен поминается вместе, и нет возможности обсудить, осветить, передать слушателям сущностные моменты жизни Адама, Ноя, Авраама, Давида… Каждый из них достоин долгой беседы, да и не одной. Но нет этих бесед. Не звучат они.

О, Иисусе, когда же это будет так, чтобы пастыри и там и здесь, всюду по храмам часто собирали народ, «велели рассадить всех отделениями» (См. Мк. 6:39) и беседовали с ними пространно «о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и других пророках» (Евр. 11:32). Будет ли это, или подобные явления навсегда превратились в «святую древность» и прерогативу Церкви Первенствующей?

При этом заметьте: знаковые личности Ветхого Завета имеют в нашем служебном календаре особые дни памяти. Есть день памяти у Исайи, у Иезекииля, у праотца Авраама (отец всех верующих!), у Моисея (посредник при даровании Закона!) и у прочих. Но скажите мне, разве мы в эти дни собираемся на молитву в храмы? Разве мы прилежим чтению содержащихся в Библии писаний этих мужей? Разве сама память наша церковная и молитвенная реагирует на имена Авраама, Давида, Моисея, Елисея? Почему Илию мы выделяем, и мучеников Маккавеев к нему присоединяем, а прочих оставляем незаслуженно за скобками молитвенного мышления? Может мышление наше не молитвенное вовсе?

 

Нападения на христиан

Верующих людей называют воинством Христовым. Вне зависимости от возраста и пола каждый из нас призван на войну. Самую настоящую. Она идет сейчас, жестокая, с увечьями и смертями, физическими и духовными. С победами великими и малыми. Война не против плоти и крови, то есть не против людей, а против духов злобы поднебесных (см. Еф. 6:12). За нас – Бог и ангельское воинство. Так что все возможности у нас есть – победоносно биться, выжить и жить, остаться людьми и стать лучше, чем мы сейчас. Но легких побед не бывает на этой войне. Приходится вести боевые действия и одновременно учиться воевать. На своих ошибках учиться. На чужих тоже. Говорят, что умные на чужих ошибках учатся усерднее.

 

Святой Иоанн Воин

Память 30 июля / 12 августа

Святой Иоанн служил в римской армии, в когорте таифалов, при Юлиане Отступнике (361–363). Посланный вместе с другими воинами преследовать христиан, он притворялся, что выполняет этот приказ, в то же время тайно помогая пленникам бежать. Свою жизнь он проводил в посте и молитве и, чувствуя сострадание ко всем нуждающимся, раздавал свое жалованье нищим, посещал больных и угнетенных и старался как мог облегчить им жизнь.

Проведя всю свою жизнь в богоугодных трудах, несмотря на обязанности своей службы, он мирно скончался и был погребен в месте, называемом Пандект и предназначенном для захоронения иностранцев.

Спустя некоторое время он предстал в видении некой женщине, назвал свое имя и рассказал о своей жизни. Он совершил еще много посмертных чудес, в частности в отношении рабов, которые хотели бежать от хозяев, также предсказывал нападения врагов и находил грабителей.

 

Мученик Каллиник и железные сандалии

Память 29 июля / 11 августа

Святой мученик Христов Каллиник жил предположительно в III–IV веках и происходил из Киликии. Он отличался добротой, и в его сердце была с детства вложена твердая вера в Бога. Святой Каллиник проходил страны и города, проповедуя Благую Весть и наставляя многие души на путь спасения.

Прибыв в город Анкиру в Галатии, он стал проповедовать, убеждая язычников отказаться от почитания пустых и безжизненных идолов и познать Бога – Творца всего сущего. Успех его проповеди вызвал ненависть некоторых язычников, которые донесли на него правителю Сакерду.

Приведенный к нему, Каллиник исповедал себя служителем Бога Живого и сказал, что проповедует учение Христа, чтобы спасти других людей от неведения, надеясь стяжать этим вечную жизнь, как обещано в Писании (см.: Иак. 5: 20). Когда он предложил правителю отказаться от идолопоклонства, Сакерд в ярости велел его пытать. После бичевания воловьими жилами Каллиник устремил мысленный взор к Богу, благодаря Его за возможность пострадать ради любви к Нему. Затем, когда его стали рвать железными крючьями, он смеялся над палачом, не способным справиться с нагим и безоружным человеком. Тогда Сакерд приказал надеть на него железные сандалии с гвоздями и острыми лезвиями и гнать за лошадьми до города Гангры в Пафлагонии, отстоящего примерно на 120 километров, и там сжечь.

 
« НачалоПред.8182838485След.Конец »
Наверх