Среда, 27 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

26 мая - Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне.

   26 мая - Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке. В чем особенность этой Недели?

Со дня Светлого Христова Воскресения, в течение трех недель, Святая Церковь последовательно излагает в своих церковных службах события, непосредственно связанных с Воскресением Господа Иисуса Христа. Первая Неделя проходит в ликующем восторге о самом Воскресении; вторая - в воспоминаниях о том, как уверовал святой Апостол Фома; третья - как Христу Спасителю послужили праведные Иосиф и Никодим и как пришли на Гроб Воскресшего Христа жены-мироносицы и увидели сперва Ангела, а потом и Самого Воскресшего Господа.

Праздник Пасхи продолжается и дальше, но в последующие Недели в церковных службах наряду с прославлением Воскресения Христова вспоминаются и другие события, происходившие до распятия и Воскресения Христова. Это - чудеса исцеления, расслабленного и слепорожденного и, как в настоящий воскресный день, обращения самарянки к вере в Господа Иисуса как Спасителя. В этот день читается Евангелие о том, как Господь, встретился с женщиной-самарянкой у колодца вблизи горы Гаризим.

 

В сегодняшнем чтении – всё главное: впервые в этой встрече, в начале своего общественного служения, Христос исповедовал Себя открыто Мессией — Спасителем мира. «Аз есмь» Спас миру — Христос. Христос — Бог и Человек — пришел в мир взыскать и спасти погибшее. И первое семя евангельского слова Он сеет среди народа, не принадлежащего по своим верованиям ни к иудеям, хотя и ожидавшим пришествия Мессии, ни к язычникам. Не пред злобствующими иудеями открывает Себя Христос, а пред не знавшею истины, но незлобивою женщиною. Самаряне не знали Истинного Бога, но вера их была живой, хотя и неумелой, и неосознанной.

А вопрос, где и как поклоняться Богу, жил даже и в сердце простой женщины-самарянки. И вот Господь, отвечая ей, сказал ей слова, которые не только поразили ее и жителей Самарии, но и не перестают поражать каждого, кто вдумчиво читает или вслушивается в слово Божие (Ин. 4:5-42): «Настает время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Богу в духе и истине».

Отныне не в Иерусалиме, где поклонялись иудеи, и не на горе Гаризин, где собирались молиться самаряне, и не в Афинах, где стоял жертвенник Неведомому Богу, но везде, где есть живое человеческое сердце, томящееся духовной жаждой, жаждущее истины, жаждущее Бога, оно встретит Бога и поклонится Ему в духе и истине. И жажду духа не утолит ни один из земных источников, но только живая вода проповеди учения Христова и вера в Него, как в Искупителя мира.

И жена поверила, и тотчас вера ее стала источником воды живой и для других. Оставив все свои житейские попечения, забыв почерпало свое и свою нужду в воде, она понесла живое свидетельство явленного ей чуда в город, и жители его вышли к Источнику живой воды — ко Христу. И тоже встретили Живого Бога и уверовали. А жене говорили: «уже не по твоим речам веруем; ибо сами слышали и узнали, яко Сей есть воистинну Спас миру Христос» (Ин.4:42).

Свидетельство же самарянки о Боге распростерлось в ней до святости. Она приняла мученическую кончину за свою проповедь Христа. «…Христос нарек впоследствии её Фотинией, и которая украсилась при Нероне мученическим венцом вместе с семью ее сыновьями после многих истязаний – строгания железом, отсечения сосцов, сокрушения рук, забивания щепок под ногти, напоения расплавленным оловом и испытания иными бесчисленными муками и наконец, по расторжении надвое тела, привязанного к двум пальмам. Твоея мученицы Фотинии молитвами, Христе Боже, помилуй нас. Аминь. По молитвам Твоей мученицы Фотинии, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь». (Синаксарь в неделю пятую по Пасхе о самаряныне).

И вот такие примеры в Евангелии учат нас тому, что христианство принимается не столько теми, кто готовился к этому внешним образом, кто воспитывался в подходящей религии и внешне правильно, сколько теми, кто готовился к этому внутренне. Внешняя подготовка важна. Конечно, важно, и это отмечено в сегодняшнем рассказе, что самаритяне все-таки ждали Мессию. Это не от Христа они узнали, что Мессия придет, а сами знали и веровали. Это помогло им узнать, что вот, наконец, Он пришел, им не надо было объяснять, Кто такой Мессия. Но хоть это и важно, но важно все-таки это только во вторую очередь.

А в первую очередь важна именно готовность принять. Христианство принимается не столько теми, кто готовился к этому внешним образом, кто воспитывался в подходящей религии, сколько теми, кто готовился к этому внутренне; в первую очередь важна именно наша готовность принять Христа; возможно, мы сами кому угодно можем рассказать о Христе, но по сути ничего о Нем не знаем; настоящий интерес к истине предполагает, что ты ее узнаешь для того, чтобы менять в соответствии с ней свою жизнь; надо хотеть меняться, несмотря на то, что не хочется, потому что этот процесс изменений всегда болезненный; если мы будем стремиться к тому, чтобы исправить свою жизнь, и для этого просить Господа нас вразумить, то мы будем вразумляться.

Мы призваны поклоняться не только в истине, но и в духе, в Божественном духе. Как говорит преподобный Марк Великий, никто не может поклоняться Богу без помощи Божественной благодати. Простые слова. А почему так? Разве у человека не хватает своих собственных сил, чтобы преодолеть ограниченность физического естества, вырваться за пределы пространства и времени и соединиться с Богом в молитве? Каждый по своему опыту скажет: у нас таких способностей и сил нет.

Что же тогда означает поклоняться Богу в духе? А об этом сказал святой Марк Подвижник: «Без благодати Божией мы не можем замкнуть цепь нашего общения с Богом». Нам этого не дано. Никаких сил на это не хватит. Никто не может достичь Господа, если Он Сам не захочет, чтобы мы достигли Его своими молитвами.

И благодать Божия — это дар, который Господь нам ниспосылает. Он становится для нас доступным не по нашей силе, а по Его любви к нам, по Его благодати. И мы знаем, как в результате молитвы с нами происходит что-то особенное: мы обретаем в сердце радость, у нас на глазах появляются слезы, мы обретаем способность покаяния, у нас появляется вдохновение.

Господь посылает вдохновение разным людям, и не всегда верующим и благочестивым. Почему так? А потому что любовь Божия простирается на всех. Потому что дождь и солнечный свет изливаются и на праведных, и на грешных (см. Мф. 5:45). В этом величайшая милость Божия. Если б не было так, то Церковь стала бы некой элитой вдохновенных людей, и произошло бы еще одно деление рода человеческого — на группу людей вдохновенных, и на тех, кто лишен всякой Божественной благодати. Но Господь для всех Отец. Он всем дает Свой дар, от нас зависит лишь способность этот дар воспринять.

«Настало уже время, когда истинные поклонники будут поклоняться в духе и истине».

Молитва в духе и истине подобна молитве мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному!» – который, когда обращается к Богу, не судит соседа, не сравнивает себя ни с кем, не оправдывается. Это молитва того, кто прежде чем отправиться в церковь, как говорит Спаситель, сначала идет и мирится с тем, перед кем виноват или с кем находится в размолвке.

Молитва в духе и истине – это молитва говорящего Богу правду, когда он беседует с Ним, например, когда говорит: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Он в этот миг прощает всех обидевших его и не помнит зла. Это и есть молитва в духе и истине – молитва того, кто не пытается обмануть ни себя, ни Бога. Ведь того, что он говорит, не может знать никто, кроме духа человека и Духа Божия! Поэтому она – в духе и истине.

Да поможет нам Господь в ответ на наше дерзновение обретать силу духа, силу Его благодати и усваивать Его Божественные дары, с тем, чтобы через нас прославлялось великое имя Божие!

По материалам Православных порталов ПРАВМИР и ПРАВОСЛАВИЕ

подготовила Татьяна Невская, катехизатор.

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх