Сегодня мы продолжаем отмечать праздник Пятидесятницы. Второй его день, всегда приходящийся на понедельник Троицкой седмицы, называется в народе “Духов день”.
Что означает этот особый праздник в честь Святого Духа? Какой смысл имеет установление особого праздника в честь одной из Ипостасей Святой Троицы, когда они действуют всегда вместе, и когда воплощалась только одна из Ипостасей, и не Святого Духа, а Сына?
Церковь этим показывает исключительность того, что произошло в Пятидесятницу. В чем эта исключительность? В том, что дары Святого Духа подавались и в Ветхом Завете - в Символе веры исповедуется, что Святым Духом пророчествовали пророки, а это было еще до пришествия Христа; подавались кроме пророчества и другие дары Святого Духа как ветхозаветным праведникам, так и Апостолам до Пятидесятницы, ещё при земной жизни Спасителя “И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.” (Мф.10:1) и после воскресения, когда Он явился им до вознесения и сказал: “Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.” (Ин. 20:22-23).
Но в Пятидесятницу произошло нечто принципиально новое. Святой Дух, поскольку Он от Отца исходит и в Сыне почивает, упокоился и в тех, которые сами пребывают в Сыне, то есть и в нас. Потому что, если мы получаем единство с Сыном, которое есть единство Тела Христова, тогда Дух, от Отца исходящий и в Сыне почивающий, почивает и в нас. И это всё началось с Апостолов в день Пятидесятницы, когда именно Ипостась Святого Духа, а не просто отдельные Его дары, оказывается главным действующим Лицом Святой Троицы в этом празднике, и потому установлено отдельное празднование в честь Него.
Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (Мф.7:17). Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23).
О дарах Святаго Духа говорится и в сегодняшнем апостольском чтении. Там вспоминаются слова Спасителя о том, что именно Духом Святым можно правильно судить, и Господь судит Духом Святым, и те, кто от Бога, тоже судят Духом Святым, а также вспоминается то, что Святой Дух просвещает человека.
«Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.» (Еф.5:8-9).
Конечно же, эта мысль отражена и в богослужении праздника:
Вожделенный, правый Дух / обнови внутри нас, Вседержитель, / чтобы нам навек Его принять, / чрез исхождение от Отца всесовершенно с Ним соединенного, / жгучего для скверн враждебного вещества, / а для нечистоты умов очистительного». (Песнь 6, канон 2).
«Все мы, на кого дохнула благодать Богоизлиянная, / светясь, блистая, изменяясь / необычайным благолепнейшим изменением, / познав равносильное, нераздельное, премудрое, / трисветлое Существо, Его прославляем». (Песнь 9, канон 2).
«Трижды подавался от Христа ученикам Дух Святой: прежде страданий Его весьма неявно, по Воскресении – чрез дуновение, более явно, ныне же послал Его сущностным образом, вернее, Тот сошел Сам, всесовершенно просвещая и освящая их, а чрез них усваивая Себе и концы вселенной. Наитием Святого Духа, по молитвам святых апостолов, Христе Боже наш, помилуй нас!». (Синаксарь в понедельник по Пятидесятнице, сиесть Святаго Духа).
Материал подготовила - Татьяна Невская, катехизатор.
Источник: открытая информация православных порталов.