2 июня - шестое воскресенье после Пасхи – Неделя о слепом — последнее воскресенье пасхальных праздников. В среду, 5 июня, мы будем совершать Отдание Праздника Пасхи Христовой.
Начиная со Светлого Воскресения, мы слышали пасхальные песнопения, которые утверждают нашу веру в Воскресшего Спасителя и свидетельствуют о том, что Господь и Бог наш Иисус Христос победил смерть и даровал всем нам Жизнь Вечную: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!».
Все эти дни мы приветствовали друг друга радостным пасхальным приветствием: «Христос Воскресе!» и слышали в ответ жизнеутверждающее: «Воистину Воскресе!»
Пасхальный период – особое время в круге богослужений нашей Святой Церкви, и всегда печально расставаться с ним. Но о Воскресении Христовом, о том великом Крестном подвиге, который Сын Божий совершил нас ради человек и нашего ради спасения и Своим тридневным Воскресением даровал нам Жизнь Вечную, — обо всем этом Святая Церковь напоминает нам каждый воскресный день года; и этот день потому и называется «Господним» днем. И, таким образом, Пасха совершается в сущности, весь год, по воскресным дням, то есть все пятьдесят два воскресенья. И поэтому светлой и всепобеждающей радости о Воскресшем Господе и Спасителе никто и ничто не отнимет от нас.
2 июня — Неделя о слепом, который обратился ко Господу с просьбой об исцелении, и Сын Божий исцелил болящего. В этот день за Литургией читается отрывок из Евангелия от Иоанна, повествующий о том, как Господь исцелил слепорожденного — человека, который никогда не видел света, не видел окружающего мира (Ин. 9:1-41).
Ученики спрашивали Спасителя: «Почему такое наказание на несчастном человеке, который родился слепым? Это наказание за грехи его родителей? Или, может быть, за какие-то грехи, которые он может в своей жизни совершить?» И Господь отвечает: «Нет, это не наказание — ни за его грехи, ни за грехи родителей, но на нем должны явиться дела Божии». Господь говорит, что пришел в мир, чтобы совершить дела пославшего Его Отца, а затем произносит удивительные по своей силе слова, которые свидетельствуют о том, что Он есть действительно Явление Божественное. Он говорит всем собравшимся: «Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин. 9:5).
Сегодняшнее евангелие на примере слепорожденного, исцеленного Иисусом Христом, Святая Церковь представляет образ всякого грешника, который есть слепец от рождения, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23), а дарованием чудесного света духовным и телесным очам слепца поучает, что просветитель истинный – один Господь, и только в свете Его можно узреть истинный и спасительный свет.
Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет пресветлый (Кондак, гл. 4-й).
«Душевныма очима ослеплен…» - что такое духовная слепота, откуда она взялась? И что это за очи, которые имеет наша душа, почему они ничего не видят и что должны видеть.
В песнопении праздника говорится:
"Умные мои очи, ослепленные, Господи, от мрачного греха, Ты просвети, вложи, Щедрый, смирение и покаяния омый слезами".
Умные очи – понятие духовное. Наша душа отличается от души животного тем, что имеет бессмертие; и отпечаток этого бессмертия – ее разум. Душа разумна, поэтому чувства ее тоже разумны – у нее умные очи, умные уши. Но от греха они помрачаются, поэтому, когда мы рождаемся – а рождаемся мы уже во грехе, от грешных родителей, – наша душа не может видеть, она слепа от рождения: "Душевными очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду».
Христос воплотился с одной-единственной целью – чтобы дать человеку возможность прозреть. Духовное зрение есть видение Бога. Если душа не видит Бога, значит, она слепа – как слепой от рождения. Душа наша потеряла способность видеть Бога потому, что она грешна, поэтому очи души возможно только "покаяния омыть слезами".
Все люди, рожденные на земле, – грешные; и не надо думать, что в Царстве Небесном одни праведники. Нет, там все грешники, но грешники кающиеся, которые о своих грехах плакали, которые грехи свои ненавидели и всю жизнь свою положили на то, чтобы их исправить. Вот поэтому надо стараться приобретать это духовное зрение, видеть в себе грех и видеть путь Христов, по которому каждый из нас может войти в Царствие Небесное.
О силе веры. Сын Божий исцелил болящего. Но любое чудо всегда вызывает сомнения. Люди стали спрашивать у родителей исцеленного, действительно ли их сын родился слепым? Потом повели бывшего слепца к фарисеям, которые, узнав о том, что исцеление произошло в субботу, выгнали его из сонмища. «Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9: 35-38).
Сегодняшнее Евангельское чтение еще раз учит нас тому, что только вера в Господа дает нам возможность стяжать Его благодать, получить исцеления, укрепить силы и мужество совершать жизненный путь.
Прощаясь с радостью Светлого Христова Воскресения, будем же надеяться на то, что Господь укрепит веру в наших сердцах и отверзет наши духовные очи, дарует нам всем силы совершать наш жизненный путь с христианским достоинством и сподобит всех нас и в будущем году встретить светлый Праздник Пасхи Христовой!
Материал подготовила - Татьяна Невская, катехизатор.
Источник: открытая информация православных порталов.