Среда, 27 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

5 июня, в среду - Отдание Пасхи

1В среду шестой седмицы по Пасхе - 5 июня в 2019 году - совершается отдание Пасхи и начинается предпразднство Вознесения Господня (один день).

В этот день заканчивается сорокадневное празднование Светлого Христова воскресения. В христианстве считается, что все эти сорок дней, до дня своего Вознесения, воскресший Господь присутствовал на земле. Церковь считает, что день Отдания праздника Пасхи — это последний день земной жизни воскресшего Иисуса, когда он явился своим ученикам-апостолам, чтобы сказать последние слова о царствии небесном.

В этот день верующие собираются в храме, чтобы последний раз услышать пасхальные песнопения, которые в следующий раз прозвучат только через год.

Отдание праздника отмечается торжественным богослужением, во время которого исполняются многие молитвы и песнопения, которые поются в самый праздник, а также включающего в себя предпразднственные песнопения Вознесения Господня.

 

Совершается утреня с великим славословием. В этот день священнослужители облачаются в белые ризы и служат в центре храма. Как и в первый день Пасхи звучат пасхальные песнопения, и служба совершается при открытых Царских вратах, также звучит пасхальное приветствие «Христос воскрес!».

С этого дня верующие перестают приветствовать друг друга словами «Христос воскрес — воистину воскрес!», как это было весь сорокадневный пасхальный период.

По традиции в этот день проходит последний в году пасхальный Крестный ход.

Плащаница, пребывавшая на престоле с самого дня Воскресения Христова, уносится в среду: Господь завтра возносится (хотя об этом в службах не указывается). И, по церковному уставу, служба в этот день совершается без коленопреклонения.

Поется, по Евангелии, «Воскресение Христово видевше…» и «Воскрес Иисус от гроба…». Первый канон посвящается непременно воскресению Христову, а второй – уже кресту и воскресению.

Верующие должны участвовать в службах.

По великом славословии поются, по очереди, тропари: «Днecь спасение…» или «Воскpec из гроба…».

О чтении одиннадцати фрагментов Евангелия. Каждое воскресенье читается на утрене Евангелие о явлениях Христа по воскресении Своем.

Круг евангельских чтений (один отрывок «из Матфея», два «из Марка», три «из Луки», пять «из Иоанна») и стихир на воскресные утрени является одиннадцатинедельным.

Евангельские отрывки рассказывают о явлениях Спасителя после Его Воскресения. Их так и называют «воскресными Евангелиями» и по очереди, неделя за неделей, читают на воскресной утрене. Число «11» символизирует одиннадцать оставшихся на то время Апостолов — после отпадения Иуды Искариота и до избрания Матфия.

Эти фрагменты, читаемые во время всенощного бдения, а именно — на утрене повторяются по нескольку раз в год, мы быстро выучиваем их наизусть, а выучив, перестаём воспринимать как что-то важное, как слово Христа и Его учеников, обращённое к нам.

Но о чём же эти евангельские сюжеты?

1) Мф 28:16–20 (зач. 116) — Христос отправляет учеников на проповедь;

2) Мк 16:1–8 (зач. 70) — ученицам является ангел;

3) Мк 16:9–20 (зач. 71) — краткое изложение различных явлениий воскресшего Спасителя ученикам, вознесение;

4) Лк 24: 1–12 (зач. 112) — ученицам является ангел; Петр прибегает к пустой гробнице;

5) Лк 24:12–35 (зач. 113) — Христос является Луке и Клеопе, идущим в Эммаус;

6) Лк 24: 36–53 (зач. 114) — явление Христа ученикам и вознесение;

7) Ин 20:1–10 (зач. 63) — ученицы и ученики приходят к гробнице Учителя;

8) Ин 20:11–18 (зач. 64) — явление Христа Магдалине;

9) Ин 20:19–31 (зач. 65) — неверие и вера Фомы;

10) Ин 21:1–14 (зач. 66) — чудесный улов рыбы;

11) Ин 21:15–25 (зач. 67) — диалог Иисуса и Петра; предсказание о судьбе Иоанна.

В первый раз воскресные евангелия начинают читать сразу после Пасхи — буквально в первый же ее день. Но от Пасхи до Пятидесятницы — лишь 8 недель (седмиц), поэтому 11 евангельских чтений на всенощных здесь никак не могут уместиться.

Поэтому регулярное, ничем не стесняемое чтение воскресных евангелий начинается с первой недели (воскресенья) по Пятидесятнице — т. е. со Дня Всех святых. В этот день мы слышим первое воскресное евангелие, на следующей неделе — второе, и так далее, до последнего — одиннадцатого. После этого цикл возобновляется.

Так продолжается даже во время Великого поста — вплоть до воскресенья, предшествующего Входу Господню в Иерусалим.

Воскресное евангельское чтение на утрене может быть отменено лишь в том случае, если с воскресеньем совпадает двунадесятый праздник.

По материалам Православных порталов ПРАВМИР и ПРАВОСЛАВИЕ

подготовила Татьяна Невская, катехизатор.

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх