В первое воскресенье после дня Святой Троицы Православная Церковь празднует День Всех Святых.
Это очень глубокое, знаменательное событие. Именно в первое же воскресенье после Праздника Святой Троицы, когда мы праздновали сошествие Святого Духа на апостолов, а затем и на апостольских учеников, воспоминаются все святые, как плоды сошествия Святого Духа, как конкретные, зримые результаты этого сошествия.
Поэтому, сегодня именины у каждого из нас. Сегодня празднуется тот святой, чье имя мы носим.
В святых мы почитаем не безгрешность (безгрешен только Бог), не творимые ими чудеса, высказываемые предсказания, подвиги аскетики или ратного дела, а ту благодать Божию, по словам св. Иоанна Дамаскина, которая в них просияла, сделав их «чистыми жилищами Божиими». Как писал апостол Павел, “одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков” (I Кор. 12. 8-11).
Святые, угодившие Богу, жили в разные времена, в разных странах. Были в разных обстоятельствах и разного сословия. Среди них были богатые и бедные, образованные и совсем простецы. Это были не только монахи, но и семейные, женатые и замужние люди. И князья, и воины. Все они смогли спастись.
Если мы посмотрим на православный месяцеслов, то в нем около четырех тысяч имен святых. Но не только этих четырех тысяч мы вспоминаем. Святая Церковь сегодня специально вспоминает всех святых, прославленных Земной Церковью и не прославленных. Потому что святых во множество раз больше.
К святости, по учению Церкви, призван каждый. История знает немало парадоксов: нередко святыми становились, казалось бы, совершенно потерянные для общества люди. Первым вошел в рай… разбойник. Распят он был за свои «заслуги» - сам это признавал. Но искреннего покаяния в последнюю минуту жизни и слов, обращенных к распятому Христу - «Помяни мя, Господи, когда приидеши во Царствии Твое» - оказалось достаточно для того, чтобы войти в рай. Мария Египетская – еще один парадоксальный пример: с ранней юности она предавалась разврату, утопала во грехе и соблазняла всех окружающих мужчин. И вдруг она захотела войти в церковь, куда ее не пустила сила Божия. Тогда Мария и поняла весь ужас своей жизни и до конца дней каялась о своих прегрешениях.
Господь по Своему Премудрому промыслу одних святых прославляет, являя их через чудеса, знамения или какие-то явления, а других святых оставляет в неведении.
Это некоторая тайна Божия.
Некоторые святые прославляются в большей степени, например, святитель Николай Чудотворец, святой пророк Илья, а другие святые в меньшей степени. Они есть в месяцеслове и читая православный календарь, мы вспоминаем их имена, а без календаря наизусть их никто может не знает и не помнит. И вот Сегодняшний Праздник важен именно тем, что празднуются все святые, ведомые и неведомые.
О Петрове (Апостольском) посте. Сегодня первое воскресенье после праздника Троицы, завтра начинается Петров пост, и обычно в этот день торжественно совершаются богослужения, которые завершают празднование Пятидесятницы и открывают новый период духовной жизни каждого христианина в предстоящие недели молитвы и приуготовления себя к достойному празднованию памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме святым равноапостольным Константином Великим были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 12 июля нового стиля, и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе.
Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.
Почему Петров пост следует за днем Пятидесятницы? Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5:34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.
“После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. Лев Великий. – За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть… По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай – после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.
Этот обычай необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым. При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви”.
Далее св. Лев Римский пишет: “Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста. Это они сделали потому, что заповеди Божьи можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.
Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.
Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.
Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом”.
Как правильно питаться в дни Петровского поста? Подвиг Петрова поста менее строг, чем Великий пост: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно – по средам и пятницам – воздерживаться от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.
По материалам сайта ПРАВМИР
подготовила - Татьяна Невская, катехизатор.