Среда, 27 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

19 августа – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

19 августа (6 августа по ст. ст.) Православная Церковь празднует Преображение Господне – событие земной жизни Спасителя, описанное у святых евангелистов (Мф. 17: 1–13, Мк. 9: 1–12; Лк. 9: 28–36). По их свидетельству, приближаясь к вольным страданиям на кресте, Господь, взяв трех ближайших учеников (апостолов Петра, Иоанна и Иакова), поднялся на гору Фавор, где преобразился перед ними, являя им Свою Божественную славу. Там Ему предстали ветхозаветные пророки Моисей и Илия.

Тропарь праздника, глас 7

Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.

Праздник Преображения Господня называют также Второй или Яблочный Спас. Славянское слово «Спас» (Спаситель) – одно из богословских имен Иисуса Христа. Этот двунадесятый праздник всегда совершается 19 августа и имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. Отдание праздника совершается 26 августа.

 

Преображение Господне всегда бывает в дни Успенского поста. Устав разрешает в этот день вкушать пищу с рыбой. В этот день верующие приносят в храм яблоки и виноград, чтобы освятить первые плоды нового урожая.

Общецерковное празднование появилось довольно поздно – только в VI веке, когда христианству уже было примерно 500 лет. До этого, может быть, где-то в Антиохии, видимо, его праздновали, но тоже не очень давно.

Праздник этот установлен в память славного преображения Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор, для показания им Своего Божественного величия и подкрепления их веры по случаю приближавшихся Его страданий. Иисус знал, что примет мученическую смерть и незадолго до похода в Иерусалим стал рассказывать ученикам о грядущих событиях. Весть, что Учитель будет распят и встретит смерть в муках ввела апостолов в уныние, несмотря на слова Христа о скором воскрешении. Дабы успокоить и укрепить веру учеников, Иисус пообещал явить им Славу Божию, которая будет у него после воскрешения.

Как это было. Вспомним само событие. "В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу" (Лк. 6:12).

Господь берет на гору не всех учеников, а только Петра, Иакова и Иоанна. Именно их мы встречаем в самых важных евангельских событиях вместе с Господом: Преображение, воскрешение дочери Иаира, Гефсиманский сад. А об евангелисте Иоанне в самом Евангелии от Иоанна сказано: «его же любляше Иисус».

Господь возвел их и удалился; по-видимому, несколько отошел от апостолов и начал Свою молитву. Во время молитвы происходит Преображение, и Господу являются Моисей и Илия.

Служба наша Преображенская очень подробно объясняет присутствие этих двух великих святых, Моисея и Илии. Говорит, что Моисей явился как от царства мертвых, Илия, который на небо был взят живым, явился как от царства живых. Таким образом, мистически Христу предстоит все человечество, уже отошедшее и еще живущее.

Стихира праздника: На горе высоце преображься Спас, верховныя имея ученики, преславно облистал есть, показуя, яко высотою добродетелей облиставше, и Божественней славе сподобятся.

Глаголющия со Христом Моисей и Илиа, показоваху, яко живыми и мертвыми обладает, и Иже древле законом и пророки глаголавый есть Бог, Емуже и глас Отечь из облака светла послушествоваше глаголющий: Того послушайте, Иже Крестом ада пленивша, и мертвым дарующа живот вечный.

О чем говорили Моисей и Илия? Евангелист Лука единственный говорит о содержании беседы Господа с пророками Моисеем и Илией (Лк.9:31). Лука замечает: "и вот два мужа беседовали с ним, которые были Моисей и Илия, и явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме".

Итак, исход, крестные страдания, вот о чем говорили Моисей и Илия с Господом. И об этом говорит кондак праздника: "егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное":

Кондак Праздника, глас 7 На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,// яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

После того как апостолы выросли, духовно созрели для свободного исповедания Христа Господом, Иисуса Христом, Христос открывает им другую, еще более глубокую тайну; не просто Мессия, а Мессия, Который примет на Себя грех всего мира.

И наше богослужение великолепно толкует вот это значение; ведь недаром в богослужебном календаре через сорок дней после Преображения празднуется праздник Креста; Преображение связано с крестом.

Пре­об­ра­же­ние (греч. ме­таморфо­сис, лат. transfiguratio) – зна­чит «пре­вра­ще­ние в дру­гой вид», «из­ме­не­ние фор­мы». Сам процесс этого изменения Иисуса Христа описывается евангелистами в разных словах: Матфей говорит: лицо его стало как солнце, одежда бела как свет; Марк говорит: одежды блистали и были белы как снег, как на земле белильщик не может выбелить. Лука говорит, что одежды стали белые, блистающие.

В Ветхом завете свет воспринимается как синоним святости, как Царство Небесное. Другими словами - Свет Преображения – это Царство Божие, пришедшее в силе, как объясняют это Григорий Палама и другие святые отцы.

Своим преображением Христос показывает Себя как Небесный Храм, а еще точнее – как скинию. Одежды Его побелели в том смысле, что осветились изнутри небесным светом, и это и есть форма скинии, то есть того первоначального Храма, который был заповедан Моисею.

Христос явил Себя Храмом, и поэтому рядом с Ним находятся те пророки, которые об этом говорили, – Моисей и Илия. Моисей – это тот, кто принял на горе Синайской откровение о том, какую надо построить Скинию, какой должен быть Храм.

А Илия здесь является потому, что это тот, кто является в конце света, кого изображал собой Иоанн Предтеча – о нем говорили, что он Илия. И Христос говорил, что это Илия, который пришел перед Мессией.

Христос являет ученикам Свою славу, дабы, как толкуют отцы, укрепить учеников. Вспом­ним о том, что Иису­са Хри­ста не толь­ко про­стой на­род, но да­же уче­ни­ки счи­та­ли преж­де все­го зем­ным ца­рём-во­и­те­лем. Эти ил­лю­зии со­хра­ня­лись у апо­сто­лов да­же по­сле Его Воз­не­се­ния, вплоть до Пя­ти­де­сят­ни­цы. По­это­му Гос­подь при­от­кры­ва­ет им за­ве­су бу­ду­ще­го и яв­ля­ет Се­бя Сы­ном Бо­жи­им, Вла­ды­кой жиз­ни и смер­ти. Он за­ра­нее уве­ря­ет уче­ни­ков в том, что близ­кие стра­да­ния – не по­ра­же­ние и по­зор, но по­бе­да и сла­ва, увен­чан­ная Вос­кре­се­ни­ем.

Церковь укрепляет нас праздником Преображения, показывая, как Сам Господь Иисус Христос укреплял в вере своих верных учеников. Отсюда понятно, почему праздник отмечается в конце лета, в трудном месяце августе, а не тогда, когда описано са­мо со­бы­тие пре­об­ра­же­ния –пе­ред крест­ны­ми стра­да­ни­я­ми Спа­си­те­ля: чтобы поддержать нас, чтобы дух в нас не угасал.

Попутно надо сказать, что в уста­нов­ле­нии ка­лен­дар­ных дат сво­их тор­жеств Хри­сти­ан­ская Цер­ковь ча­сто ру­ко­вод­ство­ва­лась не на­уч­ны­ми, а «пе­да­го­ги­че­ски­ми» (мис­си­о­нер­ски­ми) со­об­ра­же­ни­я­ми.

К примеру, завершение лета с давних времен праздновалось практически во всех ре­ги­о­нах Сре­ди­зем­но­мо­рья. Здесь окон­ча­ние сбо­ра ви­но­гра­да да­же сре­ди хри­сти­ан­ско­го на­се­ле­ния ещё дол­го от­ме­ча­лось язы­че­ски­ми «вак­ха­на­ли­я­ми» – ве­сё­лы­ми празд­не­ства­ми в честь Вак­ха, божка ви­но­де­лия. Их со­про­вож­да­ли ноч­ные ра­де­ния и сек­су­аль­ные иг­ры. Чтобы хри­сти­а­ни­зи­ро­вать этот празд­ник уро­жая, бы­ло ре­ше­но тор­же­ствен­но празд­но­вать в ав­гу­сте «Пре­об­ра­же­ние Гос­подне», ис­кус­ствен­но сов­ме­стив с ним бла­годар­ствен­ный мо­ле­бен Ис­тин­но­му Бо­гу за да­ро­ва­ние ви­но­гра­да.

За­им­ство­вав от гре­ков ка­лен­дарь празд­ни­ков и со­про­вож­да­ю­щих их об­ря­дов, сфор­ми­ро­вав­ших­ся в ре­ги­оне Сре­ди­зем­но­мо­рья, рос­си­яне по­не­во­ле долж­ны бы­ли «на­ру­шить» устав и за­ме­нить ви­но­град яб­ло­ка­ми – ос­нов­ны­ми пло­да­ми Се­ве­ра. От­сю­да на­зва­ние празд­ни­ка – «Яб­лоч­ный Спас», не име­ю­щее ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к его бо­го­слов­ской и ис­то­ри­че­ской ос­но­ве.

На ико­нах празд­ни­ка Иисус обыч­но пред­ста­ёт в орео­ле «фа­вор­ско­го све­та» – си­я­ния, явив­ше­го­ся апо­сто­лам. Сле­ва и спра­ва от Него – Илия и Мо­и­сей, ко­то­рый дер­жит в ру­ках «Скри­жа­ли за­ве­та» – ка­мен­ные дос­ки с де­ся­тью важ­ней­ши­ми ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ны­ми за­ко­на­ми, а у их ног – апо­сто­лы, пав­шие на ли­ца и при­кры­ва­ю­щие их ру­ка­ми от нестер­пи­мо­го све­та, устрем­ля­ю­ще­го­ся к ним в ви­де из­ло­ман­ных лу­чей.

Величание: Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем пречистыя плоти Твоея/ преславное// преображение.

Через де­сять дней по­сле Пре­об­ра­же­ния на­сту­па­ет Тре­тий Спас, име­ю­щий в на­род­ном ка­лен­да­ре ещё боль­ше опре­де­ле­ний, – «оре­хо­вый», «хлеб­ный», а так­же «Спас на хол­стах» или «Спас на по­лотне». Об этом – читайте в продолжении.

Татьяна Невская, катехизатор.

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх