19 августа (6 августа по ст. ст.) Православная Церковь празднует Преображение Господне – событие земной жизни Спасителя, описанное у святых евангелистов (Мф. 17: 1–13, Мк. 9: 1–12; Лк. 9: 28–36). По их свидетельству, приближаясь к вольным страданиям на кресте, Господь, взяв трех ближайших учеников (апостолов Петра, Иоанна и Иакова), поднялся на гору Фавор, где преобразился перед ними, являя им Свою Божественную славу. Там Ему предстали ветхозаветные пророки Моисей и Илия.
Тропарь праздника, глас 7
Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.
Праздник Преображения Господня называют также Второй или Яблочный Спас. Славянское слово «Спас» (Спаситель) – одно из богословских имен Иисуса Христа. Этот двунадесятый праздник всегда совершается 19 августа и имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. Отдание праздника совершается 26 августа.
Преображение Господне всегда бывает в дни Успенского поста. Устав разрешает в этот день вкушать пищу с рыбой. В этот день верующие приносят в храм яблоки и виноград, чтобы освятить первые плоды нового урожая.
Общецерковное празднование появилось довольно поздно – только в VI веке, когда христианству уже было примерно 500 лет. До этого, может быть, где-то в Антиохии, видимо, его праздновали, но тоже не очень давно.
Праздник этот установлен в память славного преображения Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор, для показания им Своего Божественного величия и подкрепления их веры по случаю приближавшихся Его страданий. Иисус знал, что примет мученическую смерть и незадолго до похода в Иерусалим стал рассказывать ученикам о грядущих событиях. Весть, что Учитель будет распят и встретит смерть в муках ввела апостолов в уныние, несмотря на слова Христа о скором воскрешении. Дабы успокоить и укрепить веру учеников, Иисус пообещал явить им Славу Божию, которая будет у него после воскрешения.
Как это было. Вспомним само событие. "В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу" (Лк. 6:12).
Господь берет на гору не всех учеников, а только Петра, Иакова и Иоанна. Именно их мы встречаем в самых важных евангельских событиях вместе с Господом: Преображение, воскрешение дочери Иаира, Гефсиманский сад. А об евангелисте Иоанне в самом Евангелии от Иоанна сказано: «его же любляше Иисус».
Господь возвел их и удалился; по-видимому, несколько отошел от апостолов и начал Свою молитву. Во время молитвы происходит Преображение, и Господу являются Моисей и Илия.
Служба наша Преображенская очень подробно объясняет присутствие этих двух великих святых, Моисея и Илии. Говорит, что Моисей явился как от царства мертвых, Илия, который на небо был взят живым, явился как от царства живых. Таким образом, мистически Христу предстоит все человечество, уже отошедшее и еще живущее.
Стихира праздника: На горе высоце преображься Спас, верховныя имея ученики, преславно облистал есть, показуя, яко высотою добродетелей облиставше, и Божественней славе сподобятся.
Глаголющия со Христом Моисей и Илиа, показоваху, яко живыми и мертвыми обладает, и Иже древле законом и пророки глаголавый есть Бог, Емуже и глас Отечь из облака светла послушествоваше глаголющий: Того послушайте, Иже Крестом ада пленивша, и мертвым дарующа живот вечный.
О чем говорили Моисей и Илия? Евангелист Лука единственный говорит о содержании беседы Господа с пророками Моисеем и Илией (Лк.9:31). Лука замечает: "и вот два мужа беседовали с ним, которые были Моисей и Илия, и явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме".
Итак, исход, крестные страдания, вот о чем говорили Моисей и Илия с Господом. И об этом говорит кондак праздника: "егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное":
Кондак Праздника, глас 7 На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,// яко Ты еси воистинну Отчее сияние.
После того как апостолы выросли, духовно созрели для свободного исповедания Христа Господом, Иисуса Христом, Христос открывает им другую, еще более глубокую тайну; не просто Мессия, а Мессия, Который примет на Себя грех всего мира.
И наше богослужение великолепно толкует вот это значение; ведь недаром в богослужебном календаре через сорок дней после Преображения празднуется праздник Креста; Преображение связано с крестом.
Преображение (греч. метаморфосис, лат. transfiguratio) – значит «превращение в другой вид», «изменение формы». Сам процесс этого изменения Иисуса Христа описывается евангелистами в разных словах: Матфей говорит: лицо его стало как солнце, одежда бела как свет; Марк говорит: одежды блистали и были белы как снег, как на земле белильщик не может выбелить. Лука говорит, что одежды стали белые, блистающие.
В Ветхом завете свет воспринимается как синоним святости, как Царство Небесное. Другими словами - Свет Преображения – это Царство Божие, пришедшее в силе, как объясняют это Григорий Палама и другие святые отцы.
Своим преображением Христос показывает Себя как Небесный Храм, а еще точнее – как скинию. Одежды Его побелели в том смысле, что осветились изнутри небесным светом, и это и есть форма скинии, то есть того первоначального Храма, который был заповедан Моисею.
Христос явил Себя Храмом, и поэтому рядом с Ним находятся те пророки, которые об этом говорили, – Моисей и Илия. Моисей – это тот, кто принял на горе Синайской откровение о том, какую надо построить Скинию, какой должен быть Храм.
А Илия здесь является потому, что это тот, кто является в конце света, кого изображал собой Иоанн Предтеча – о нем говорили, что он Илия. И Христос говорил, что это Илия, который пришел перед Мессией.
Христос являет ученикам Свою славу, дабы, как толкуют отцы, укрепить учеников. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царём-воителем. Эти иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы. Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, Владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.
Церковь укрепляет нас праздником Преображения, показывая, как Сам Господь Иисус Христос укреплял в вере своих верных учеников. Отсюда понятно, почему праздник отмечается в конце лета, в трудном месяце августе, а не тогда, когда описано само событие преображения –перед крестными страданиями Спасителя: чтобы поддержать нас, чтобы дух в нас не угасал.
Попутно надо сказать, что в установлении календарных дат своих торжеств Христианская Церковь часто руководствовалась не научными, а «педагогическими» (миссионерскими) соображениями.
К примеру, завершение лета с давних времен праздновалось практически во всех регионах Средиземноморья. Здесь окончание сбора винограда даже среди христианского населения ещё долго отмечалось языческими «вакханалиями» – весёлыми празднествами в честь Вакха, божка виноделия. Их сопровождали ночные радения и сексуальные игры. Чтобы христианизировать этот праздник урожая, было решено торжественно праздновать в августе «Преображение Господне», искусственно совместив с ним благодарственный молебен Истинному Богу за дарование винограда.
Заимствовав от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, сформировавшихся в регионе Средиземноморья, россияне поневоле должны были «нарушить» устав и заменить виноград яблоками – основными плодами Севера. Отсюда название праздника – «Яблочный Спас», не имеющее никакого отношения к его богословской и исторической основе.
На иконах праздника Иисус обычно предстаёт в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках «Скрижали завета» – каменные доски с десятью важнейшими религиозно-нравственными законами, а у их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.
Величание: Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем пречистыя плоти Твоея/ преславное// преображение.
Через десять дней после Преображения наступает Третий Спас, имеющий в народном календаре ещё больше определений, – «ореховый», «хлебный», а также «Спас на холстах» или «Спас на полотне». Об этом – читайте в продолжении.
Татьяна Невская, катехизатор.