28 августа (15 августа по ст. ст.) Православная Церковь празднует Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В этот день вспоминается преставление Божией Матери, о котором Она извещена была за три дня Архангелом Гавриилом, чудесное прибытие всех апостолов с разных концов вселенной, кроме Фомы, погребение Ее в Гефсимании и взятие Ее пречистого тела в третий день Господом на небо. Так как Пречистая Матерь Божия только три дня была во гробе, а на третий день святые апостолы не нашли во гробе Пречистого Ее тела, то смерть Ее именуется успением, то есть сном.
Праздник этот великий и принадлежит к числу Богородичных двунадесятых. Он имеет один день предпразднства 27 августа и 9 дней попразднства. Отдание его совершается 5 сентября.
Тропарь, глас 1: В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
В Священном Писании об этом событии не упоминается ничего. Исторические или евангельские сведения скудны, и поэтому всегда о событиях говорят так: есть предание, что незадолго до кончины Деве Марии снова явился архангел Гавриил, как это было в день Благовещения. Также по преданию, апостолов в те дни в Иерусалиме не было, ученики Спасителя находились с проповедью Евангелия в разных концах земли. Однако все они за исключением Фомы в нужный момент собрались у ложа Почившей. Каким образом – тоже сокровенная тайна. Православные иконописцы иногда в углах иконы Успения изображают летящих на облаках апостолов. Но это всего лишь образ. На иконе, в самом центре композиции, в окружении Небесных Сил у смертного одра предстоит Христос, Который держит на руках младенчески чистую душу Своей Матери.
Есть предание, что апостол Фома к моменту погребения опоздал и по его просьбе ученики открыли гроб Богоматери, чтобы он тоже смог проститься с Ней. Но тела Ее в гробнице не обнаружили. С тех пор и распространилась весть, что Матерь Христа не вкусила смерти и была восхищена ангелами в Царство Небесное.
Кажется, Сам Господь покрыл тайной все, что связано с именем Его Матери, чтобы не прикасался падший человеческий ум к неизреченной Ее чистоте. Господь словно говорит нам: есть прекрасные стихиры и песнопения, посвященные Деве Марии. Есть чистые и потрясающие своей духовной глубиной богородичные праздники. Есть множество чудотворных Ее икон, прикасаясь к которым люди исцеляются душою и телом. Разве вам этого не довольно? Поэтому будем воспевать Божию Матерь в словах, в звуках, в красках. Будем непреложно верить в то, что «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, богородице…»
Но сегодня празднуются также и те событий, которые совершались при Ее успении, о которых несколько по-разному рассказывают раннехристианские легенды. Но, так или иначе, события были.
Важнейший из таких рассказов связан с Гефсиманией.
Известно, что раннехристианские рассказы о том, где и как была похоронена Богородица, разделяются на две больших группы. Одна – та, которой мы следуем сейчас, что Она была похоронена в Гефсимании, а другая – что в Эфесе. Иоанн Богослов, в доме которого в Эфесе Она жила, согласно этим преданиям, по Ее завещанию, похоронил Ее в таком тайном месте, чтобы никто не мог найти Ее тело. На этом рассказ заканчивается. Это связано с почитанием Богоматери в Эфесе еще в начале V века.
А в Гефсимании такое святилище, как сейчас, появляется только в середине V века.
Но сами рассказы об успении Богородицы древние, не позднее II века. Согласно этим рассказам, которые вспоминаются и в сегодняшнем богослужении: «Собор учеников, и божественных апостолов собрася погребсти Богоприятное тело единыя Богоматере», все апостолы были собраны чудесным образом к одру Пресвятой Богородицы, пока Она еще была жива, для того чтобы они вместе совершили последнее богослужение, которое тоже описывается в этих рассказах. И уже в конце этого богослужения Она сама умирает в физическом смысле, то есть душа разлучается с телом.
Но это происходит не просто так, а раскрываются Небеса, и Христос спускается через все Небеса, то есть через все ангельские иерархии, которые тоже открываются, и принимает Ее душу и возносит на небо. Именно поэтому праздник Успения и есть не просто праздник в честь Пресвятой Богородицы, а самый главный праздник Пресвятой Богородицы. То, что происходило тогда, очень похоже на Вознесение и на Преображение. Вознесение Господне – когда открылись Небеса, на которые Господь вознесся, и Преображение – когда открылись Небеса, но Он никуда не возносился, а Сам, стоя на горе, открылся как Небо. А теперь опять открываются Небеса, и Христос забирает душу Богоматери, и так же потом исчезает и тело. По разным рассказам об Успении это происходит по-разному. Неважно каким, но каким-то образом это произошло. Открывается то же самое, что было при Вознесении – открываются Небеса.
После этого тело Ее, которое остается у апостолов, нужно похоронить. И из Сионской горницы, где происходят эти события, похоронная процессия с Ее телом движется в Гефсиманию. И получается движение ковчега, потому что тело Богородицы – это тоже ковчег, она Сама стала домом Божиим и той плотью, которую на Себя принял Бог.
И в это время они шли так же, как стан израильский в пустыне шел вслед за Ковчегом Божиим. И подобно тому, как однажды нечестивые люди прикоснулись к Ковчегу Божиему и были поражены Богом, так и во время перемещения ковчега с телом Божией Матери из Сиона в Гефсиманию некий иудей попытался опрокинуть гроб и был тут же поражен Богом. И поэтому в церковном песнопении говорится: “Яко одушевленному Божию Кивоту да никакоже коснется рука скверных”.
И вот, наконец, происходит погребение Божией Матери. Согласно воле Пресвятой Девы, тело Ее было погребено в Гефсимании между гробами праведных Ее родителей и Иосифа Обручника. «Похоронил лик апостольский принявшее Бога тело Пресвятой Девы».
Но само погребение не конец того, что происходит в этом событии. По разным рассказам, от нескольких часов до трех дней после погребения Божией Матери там остаются апостолы. В древнейших рассказах об этом рассказывается так, что они никуда не уходят после того, как погребли тело Богоматери, и разговаривают между собой о важнейших церковных установлениях, и так происходит первый апостольский собор.
Действительно, произошел первый и важнейший собор, даже если там конкретно никаких канонов и не принимали. Дело не в этом, а в том, что это было так важно. Они ждали и не расходились, пока не произошло другое событие: они увидели, что Господь взял душу Богоматери на небо и взял тело.
Как именно обнаружилось, что тело Богоматери было взято на небо – об этом тоже существуют разные рассказы, и они противоречат друг другу настолько, что никакой единой версии из них выработать невозможно. Но так очень часто и бывает: любые показания свидетелей, которые действительно что-то видели и потом пытаются рассказать, всегда бывают противоречивы. Подобно этому и рассказы о Богоматери. Причем они были во многом и сокровенны. Еще в конце IV века Епифаний Кипрский пишет, что он очень хотел узнать, как произошло успение Богоматери, и потратил на это много усилий, но у него ничего не получилось. Значит, насколько были мало распространены и в конце IV века эти рассказы, хотя рассказы, несомненно, древние.
Много неясного, если брать это исторически, но всё становится ясным, если понимать это богословски, как мы это и должны сделать как верующие люди, и как нам это предлагает сегодняшнее богослужение. Богоматерь – это Церковь, это священный кивот, который апостолы несли из Сиона в Гефсиманию, который является пребывалищем Божиим. И Богоматерь собирает в себе всех нас.
И в этом празднике, во время Своего Успения, Божия Матерь прославилась именно как Церковь.
И действительно, на Ее погребение собралась вся Церковь земная и небесная. Земную Церковь представляли Апостолы, которые в то время были еще живы, но уже рассеялись по всему свету, и они чудесным образом были собраны в Иерусалим, где постоянно при Божией Матери находились только Иоанн Богослов и Иаков, брат Божий, который был главой Иерусалимской общины христиан.
А когда душа Божией Матери возносилась на небо, открылись небеса и были видны ангельские чиноначалия, которые тоже соприсутствовали при Успении Богоматери.
Для нас, христиан, праздник Успения тоже служит таким днем, когда мы все собираемся в церковь. Потому что так получается всегда, что летом почти все прихожане рассеиваются, уезжают, кто по делам, а кто, наоборот, отдыхать, и происходит некое оскудение рядов; и вот, именно в праздник Успения все наконец приезжают в город перед началом учебного года, все стараются прийти на этот праздник.
И хотя в этот праздник завершается церковный год - по крайней мере, цикл великих годичных праздников - но для нас, скорее, год начинается. Недаром на Руси испокон веков именно праздник Успения понимали, как праздник начала года, начала трудовой деятельности в течение всего года, и считалось особо важным отпраздновать по церковному этот праздник, т.е. исповедаться и причаститься, чтобы получить благословение Божией Матери на все дела, которыми предстоит заниматься в наступающем трудовом году.
Действительно, ведь для всех нас трудовой год начинается не в Новый год, 1 января, и не в старый Новый год, 14 января нового стиля, а с началом осени. И как раз перед этим последний праздник — это Успение Божией Матери. И поэтому и в догматическом, и мистическом смысле этот праздник являет нам Божию Матерь как Церковь и является праздником Церкви в лице Божией Матери, и в организации нашей жизни бытовой этот праздник тоже привлекает нас в церковь и напоминает нам о Церкви.
Богоматерь собирает в себе всех нас. И потому, что мы члены Церкви, Она является общей нашей Матерью, и все мы оказываемся под Ее покровом.
Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего и всеславное славим Успение Твое.
Татьяна Невская, катехизатор.