19 января Православная Церковь отмечает праздник Крещения Господня.
Полное название праздника – «Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Отмечается 19 января, имеет 4 дня предпразднства (с 15 января) и 8 дней попразднства (по 27 января).
Тропарь Крещения Господня, глас 1
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/ Тройческое явися поклонение:/ Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голубине/ извествоваше словесе утверждение./ Явлейся Христе Боже// и мир просвещей, слава Тебе.
Кондак Крещения Господня, глас 4
Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси и явился еси,// Свет Неприступный.
Праздник Богоявления - это день, когда Христос явился народу. Явился уже как проповедник, а после этого Он принял крещение и проповедовал последние несколько лет своей жизни, предположительно три года, до самого Своего распятия. Он явился не как человек, которого раньше видели и знали, а именно как Мессия.
Первый раз произошло такое чудо, которое являло Его как Мессию. Во время крещения сошел на Него голубь, который был символом Святого Духа, и глас был с неба, что это Сын Мой возлюбленный, на Нем Мое благоволение. Это голос был от Бога.
Крещение Господне, или Богоявление, потому так и называется, что в момент Крещения Спасителя явились все три Лица Пресвятой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, крестящийся в Иордане, и Дух Святый, сошедший в виде голубя.
Таким образом произошло откровение при Крещении Господнем в Иордане. Это было первое откровение для многих людей о том, что это и Мессия, и Бог. Поэтому сегодняшний праздник так и называется – Богоявление.
Крещение же, то есть «погружение» в переводе с греческого языка — это название праздника по тому событию, которое произошло в земной реальности, то есть погружение Иисуса в реку Иордан. Но поскольку это событие было, то и так тоже можно назвать этот праздник.
О чем праздник Богоявления? О том, что Христос пришел к Иоанну просить его крещения.
Крещение его было крещением покаяния. В чём же надо было каяться Христу, если у Него не было грехов? Иоанн, понимая это, говорит, что Он не должен у него креститься: "Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" (Мф.3:14). Христос отвечает, что нет, должен, «надлежит нам исполнить всякую правду».
Какая же в этом состоит правда? Почему это так нужно?
Не вдаваясь в подробности можно сказать: Христос принимает человеческое естество в том его состоянии, в котором оно было, то есть искаженное грехом. И хоть сам Он не имеет никакого греха и действительно не имеет нужды в покаянии, Он говорит, что у него такое же человеческое естество, как у всех. И оно тоже нуждается в омовении.
Когда человек омывается от грехов, то тогда становится видно, что он есть сам по себе, и открывается путь к дальнейшему совершенству.
А когда Христос омывается от тех последствий греха, которые Он принял на себя добровольно, хотя никак не был в этом виноват, то что открывается?
Когда Иисус Христос вошел в реку, воды изнутри засияли светом. Свет осветил изнутри воды и воды наполнились светом. Поэтому в Греции до сих пор этот праздник называется — праздник Святых Светов. Это рассказ, который не вошел в наше Евангелие, но который передавался ранними христианами настолько авторитетно, что многие святые отцы считали, что это так и было. В любом случае, отверзлись небеса и был глас оттуда «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». И в символическом виде голубя явился и Святый Дух, снисходящий на Иисуса.
Что такое Свет? Это тот же самый Свет, который в Евангелии был особенно ясно явлен на Фаворе несколько позже, когда Господь преобразился: это нетварный Свет Божества. Или попросту говоря – это Бог Сам по Себе, Который воспринимается как Свет.
Так что же открылось после омовения Христа? Открылось, что Он – Бог.
Когда были сняты покровы, которые были следствием греха и были восприняты Богом в воплощении, то открылось Его Божество.
Поэтому сегодняшний праздник важен не только тем, что, как поется в песнопении, в этот день «освящается вод естество», что в память того, как Господь Своим схождением в воды Иордана освятил Иорданские воды, но самое главное то, что это день, когда Бог нам особо открывается.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию крестившагося/ от Иоанна// в водах Иорданских.
Праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви. Он входит в число великих господских двунадесятых праздников - то есть один из двенадцати главных праздников года и посвящён Господу.
Этот праздник нашёл отражение в некоторых произведениях классической литературы.
На Руси издавна обычай: ходить в храм, набирать крещенской воды, окунаться три раза с головой в ледяную воду проруби.
Об этом лучше всех написал Иван Шмелёв в своей книге «Лето Господне»:
«Ни свет, ни заря, еще со свечкой ходят, а уже топятся в доме печи, жарко трещат дрова, — трескучий мороз, должно быть. В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся – начинают гудеть и петь. Я сижу в кроватке и смотрю из-под одеяла, будто из теплой норки, как весело полыхает печка, скачут и убегают тени…… Слышу — отец кричит, такой веселый: «жарче нажаривай, под тридцать градусов подкатило!» Входит Горкин, мягко ступает в валенках, тоже веселый говорит: «….А теперь Крещенье – Богоявленье, завтра из Кремля крестный ход на реку пойдет, Животворящий Крест погружат в ердани, пушки будут палить. А кто и окунаться будет под лед. И я буду, каждый год в ердани окунаюсь. Мало что мороз, а душе радость.» В передней – граненый кувшин, крещенский: пойдут за святой водой. Пошлогоднюю воду в колодец выльют, — чистая, как слеза! Лежит на салфетке свечка, повязанная ленточкой-пометкой: будет гореть у святой купели, и ее принесут домой».
«Впервые везут меня на ердань, смотреть. Потеплело, морозу только пятнадцать градусов. Мы с отцом едем на беговых, наши на выездных санях. С Каменного моста видно на снегу черную толпу, против Тайницкой башни. Отец спрашивает, хороша ердань наша? Очень хороша. На расчищенном синеватом льду стоит на четырех столбиках, обвитых елкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней - прорублена во льду ердань. Отец сводит меня на лед и ставит на ледяную глыбу, чтобы получше видеть. Из-под кремлевской стены, розовато - седой с морозу, несут иконы, кресты, хоругви, и выходят серебряные священники много - много. В солнышке все блестит - и ризы, и иконы, и золотые куличики архиереев - митры. Долго выходят из-под Кремля священники светлой лентой и голубые певчие. Валит за ними по сугробам великая черная толпа, поют молитвы, гудят из Кремля колокола...Не видно, что у ердани, только доносится пение да выкрик протодиакона. Говорят «Погружают крест!». Слышу знакомое: «Во Иорда-ане крещающуся Тебе, Господи-и» - и вдруг грохает из пушки. Отец кричит: «Пушки, гляди, палят!» - и указывает на башню. Прыгают из зубцов черные клубы дыма, и из них молнии и ба-бах! И радостно, и страшно. Крестный ход уходит назад под стены. Стреляют долго».
«Крещенский вечер. Наши уехали в театры. Отец ведет меня к Горкину, а сам торопится на горы – поглядеть, как там Василь-Василич. Горкин напился малинки и лежит укутанный, под шубой. Я читаю ему Евангелие, как грелся Господь во Иордане. Прочитал – он и говорит: «Хорошо мне, касатик.. будто и я со Христом крестился, все жилки разымаются. Выростешь, тоже в ердани окунайся».
Что можно ещё рассказать о празднике Крещения Господня так, чтобы почувствовать праздничный дух, благодать и Промысл Божий? Что можно вспомнить или какие мысли обдумать в этот день? Что поможет человеку на Земле прийти в умиление и почувствовать дыхание Горнего мира…
Богоявление Господне
(Святое Евангелие от Матфея, гл. 3, ст. 1)
Глас вопиющего в пустыне
Всех к покаянию завет,
Он говорит: «Христос идет,
Ему пути готовьте ныне».
Толпой безчисленной народ,
Внимая гласу Иоанна,
Стремится к берегу Иордана
Принять Крещенье в лоне вод.
И видит с светлых облаков,
Под видом голубя сходящий,
Господень Дух животворящий,
И слышен глас Творца миров,
Которым тайны объясненье
Дает Вселенной Властелин:
«То Сей возлюбленный Мой Сын,
На Нем Мое благоволенье».
Хвала Тебе, о Божий сил!
Наш милосердный Искупитель!
Ты снова райскую обитель
Нам недостойным отворил!
О, дай, чтоб мы от колыбели
До гроба шли Твоей стезей,
О, дай для нас воде купели
Быть иорданскою струей!
Василий Бажанов,
протопресвитер (1800-1883)
На Иордане
Под небом знойным Палестины
Красив священный Иордан,
Когда поднимется туман
От тихо дремлющей равнины
И в зыбь хрустальную, нежна,
Посмотрит южная луна.
Чаруют воды Иордана
Своей святыней мировой,
Крещенье принял над Собой
В них Иисус от Иоанна.
Раскрыло небо свой чертог,
И явлен Триединый Бог.
И. Лебединский
Материал подготовила
Татьяна Невская, катехизатор