В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя – Святого Предтечу и Крестителя Господня Иоанна.
Известно, что Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Иоанн Креститель - последний библейский пророк.
Чем он знаменит прежде всего? Святой пророк Иоанн засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя.
ЖИТИЕ. Сродник Господень по матери, сын священника Захария и праведной Елизаветы, Предтеча Господень родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа. Архангел Гавриил был вестником его рождения, открыв в храме отцу, что у него родится сын. Испрошенный молитвами, предвозвещенный свыше, младенец был исполнен Всесвятого Духа.
Святой Иоанн в дикой пустыне приготовлял себя к великому служению строгой жизнью, постом, молитвой и состраданием к судьбам народа Божия. В возрасте около 30 лет святой Иоанн вышел на проповедь покаяния. Он явился на берег Иордана, чтобы своей проповедью приготовить народ к принятию Спасителя мира.
По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был "светлою утреннею звездою", которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем - Христом.
Крестив безгрешного Агнца Божия, святой Иоанн вскоре мученически скончался, усеченный мечом по приказанию царя Ирода.
Почему именно от руки Иоанна крестился Спаситель? Ведь во времена Иисуса Иоанн не был единственным странствующим проповедником того времени.
Проповедники появились давно. С тех пор как в 586 г. до РХ был разрушен храм, и большинство народа было уведено в плен в Вавилон, в Израиле всегда существовали группы, которые заботились о вере и послушании израильского народа Богу. Подобная катастрофа не должна была больше повториться, как тогда, когда отцы отказались прислушаться к речам пророков Божиих. Поэтому уже возвратившиеся из плена и весь народ клятвенно обязывались «поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего, и уставы Его и предписания Его» (Неем.10:29).
Впрочем, соблюдать это обещание было нелегко. Греки, которые пришли в Палестину вместе с Александром Великим, и которые привели страну в соприкосновение не только с торговлей, но и с философией «широкого мира», вавилоняне и персы, египтяне и римляне, среди которых жили эмигрировавшие иудеи – все они ежедневно показывали иудеям, что можно жить иначе, нежели по вере отцов, и при этом оставаться, так сказать, «приличными людьми». Поэтому довольно скоро значительная часть народа стала находить общий язык с язычниками. Другие, конечно, выступали против всяких устремлений, «заключать союз с окружающими народами» (1Мак.1:11). Это были Маккавеи, Учитель праведности, люди Кумрана, но также фарисеи и, прежде всего, зилоты.
Чем дольше продолжались споры о праведном пути народа, тем сильнее росло как раз среди благочестивых иудеев убеждение, что нынешнее нравственное состояние народа больше продолжаться не может. Поэтому одни молились о восстановлении царства Давида и поражении язычников, другие удалялись в пустыню возле Мёртвого моря, в Кумран, и там, в своей общине давали обещания: «Искать Бога всем сердцем и всею душой, творить, что добро и праведно перед Ним, как Он заповедал через Моисея и через всех рабов Своих, пророков; и любить всё избранное Им, и ненавидеть всё отринутое Им; воздерживаться от всякого зла, и прилепляться ко всем добрым делам... любить всех сынов света, каждого по его жребию в совете Божием, и ненавидеть всех сынов тьмы, каждого по его прегрешению в возмездии Божием». (Правила общины I QS I:1–5, 9–11). Наконец, не было недостатка и в тех, которые – как некогда Маккавеи – призывали народ к вооруженному восстанию против врагов Израиля и его веры.
В иудейском народе было очень, очень неспокойно. Появляется армия странствующих проповедников. Все они говорили о пришествии обетованного Богом Спасителя для установления нового общества и порядка. И Иоанн был таким странствующим проповедником того времени.
Но отличие Иоанна было в том, что он стремился не к собственной популярности. Палестина не имела недостатка в самозванцах, которые претендовали быть обещанными Богом спасителями, посланными для избавления от политической и социальной несправедливости того времени. Они утверждали, что обладают полномочиями основать новое царствие.
Однако у Иоанна не было подобных претензий. Он считал себя лишь «вестником» и «голосом», который послан нести благую весть о том, что новое царствие вот-вот начнется.
Иоанн, которого вскоре стали называть Крестителем, когда он вышел на проповедь, встретил очень большое внимание и сочувствие. Это происходило, вероятно, на юге, в иудейской пустыне между Иерихоном и Мертвым морем, недалеко от того брода, через который вёл путь из Иудеи к восточному Заиорданью. Здесь Иоанна встречали все, идущие этим путём.
Было две вещи, которые особенно отличали Иоанна:
Первое – это крещение, к которому он призывал, и которым он крестил. Правда, крещение было обычным делом и до него. Погружаясь в воду, люди символически очищались от всякого рода нечистоты. Крестились также язычники, которые переходили в иудейство. Но во всех этих случаях крещение было личным делом отдельного человека, мужчины или женщины. Они пользовались возможностью очищения по собственному почину. Крещение было им доступно всегда, когда они чувствовали в нём необходимость. Иоанн же претендовал на то, что только он может производить то единократное крещение, в котором настоятельно нуждается абсолютно весь народ. Ибо он был не только убеждён, что вскоре разразится суд Божий, но также убеждён в том, что на этом суде никто не сможет устоять только потому, что у него, мол, «отец Авраам» (ср. Мф.3:7–10).
Второе, что отличало Иоанна, это то, что для него не было никакого различия между праведниками и грешниками, между безбожными и набожными. Он требовал покаяния, отвращения от своих грехов всего народа. С точки зрения Иоанна Крестителя, придерживаться прежней праведности ни для кого больше не было достаточным.
И, очевидно, такой взгляд разделяли в иудейском народе многие (Мк.1:5). Поэтому народ спешил следовать призыву Иоанна, который уже своим внешним видом напоминал древних пророков. Уже своей одеждой и пищей (Мк.1:6) он показывал, что многое из того, вокруг чего в обычной жизни вращаются наши помышления, утратило всякое значение перед угрозой близкого Суда.
Так люди исповедали перед Иоанном свои грехи, и он крестил их для оставления грехов.
Для многих иудеев Иоанн Креститель был исключительной, очень влиятельной личностью. Невозможно было пройти мимо него, не обратить внимания на его ревность и серьёзность. В Иоанне народ признавал того, через кого Бог уже приготовлял приход Своего Сына, как Он это обещал через последнего из Своих пророков, через Малахию: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Мал. 3:1).
Те иудеи, которые ожидали перемен, из Ветхого Завета знали, что вестник Царствия Божия будет подобен ветхозаветному пророку Илии (Мал.4:5): «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного». Евангелия не оставляют сомнения в том, что Иоанна Крестителя и считали именно таким человеком, Илией. Описание его жизни и его вести точно сходится с историей об Илие в 3-й книге Царств (3Цар.17–19).
Не только Новый Завет, но и Иосиф Флавий описывает дело Иоанна как призыв иудеев к покаянию, к изменению своей жизни с тем, чтобы быть морально подготовленными к встрече Того, Кто установит новое Царство. Пророки, чьи слова сохранились в Ветхом Завете, часто говорили, что, хотя иудеи и были народом Божиим, они не были готовы встретить своего Бога. Но Его пришествие должно было начаться с Суда, – и Суд должен быть особенно строгим для тех, кто имел наибольшие преимущества.
Весть Иоанна была точно такой же. Он призывал иудеев изменить их жизнь, чтобы достойно встретить Бога. Готовые принять этот вызов показывали свою готовность к изменению (покаянию) своим крещением. Русское слово «крещение» или «крестить» отождествляется со словом «крест» и создает часто неправильный образ в отношении того, что происходило во время жизни и служения Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. Греческий глагол βαπτιζω (баптидзо) означает «погружать, окунать. Оно часто использовалось, например, при окраске ткани, когда она погружалась в красящий раствор. Крещение в религиозном смысле было таким же, только погружался человек не в краску, а в чистую воду. Иоанн использовал для этого ритуала реку Иордан.
Большинство иудеев знало, что такое крещение. Оно использовалось при переходе язычников в иудейство. Так оно применялось и позднее. Но крещение обращаемых в иудейство совершалось раз и навсегда, «едино крещение». Иоанн вызывающе утверждал, что иудеи, желающие войти в новое Царствие Божие, которое вот-вот наступит, должны всё начать сначала, как если бы они были язычниками, впервые познающими Бога.
Среди тех, кто приходил на Иордан, чтобы послушать Иоанна и принять от него крещение, был также «Иисус из Назарета Галилейского». Он, очевидно, разделял убеждение Крестителя и тех многих, которые толпились вокруг Иоанна: больше никого из них не удовлетворяла та религиозность, то благочестие, какое бытовало до сих пор.
Поэтому Иисус тоже крестился от Иоанна.
И этот акт публичного согласия и жертвенной преданности не остался без ответа: когда Иисус «выходил из воды, он тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк.1:10–11).
Чем отличается Крещение Иоанново от Крещения Господа Иисуса Христа? Если сказать коротко, то Иисус Христос через крещение зовет людей за Собой, в Царство Небесное, зовет вперёд, а Иоанн – назад, в прошлое к Моисею, к отцам Ветхого Завета.
Предреченный пророками Исаией и Малахией, Предтеча Иоанн стремится путем воспитания, призыва к высокой нравственной чистоте и истинной праведности подготовить иудеев к достойному принятию Мессии и усвоению благодати искупления, которая будет совершиться чрез Него. На эту цель служения сам Креститель указывает в своей проповеди, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
Таким образом, существенную черту служения Иоаннова составляло возбуждение и требование покаяния от иудеев, которое, в свою очередь, было средством возбуждения веры в грядущего Искупителя мира.
Иоанн - член ветхозаветной Церкви или последнее звено между ветхозаветным и новозаветным Израилем, и крещение его носит на себе характер по преимуществу ветхозаветный, подготовительный и прообразовательный по отношению к действиям новозаветным.
Святой Амвросий говорит: «Иоанн крестил в отпущение грехов, но не в свое имя, а во имя Христа». В этих свидетельствах имеется косвенное указание на то, что Предтеча Мессии совершал свое крещение с произнесением определенной формулы: «Крещаю тебя во имя Грядущего» или «Я крещаю тебя и привожу к вере (посвящаю) во Христа, имеющего прийти».
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Крещение Иоанново было хотя и гораздо выше иудейских омовений, однако же ниже нашего христианского крещения: оно служило как бы мостом между ними и переводило от одного к другому, и только в зародыше и обетовании заключало то, что последнее совершало самым делом».
Не таково крещение Мессии, ибо «Он будет крестить … Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11). Святой Василий Великий прямо говорит: «Господь Иисус соединит оба крещения – и водой в покаяние, и Духом в возрождение».
По изъяснению святого Иоанна Златоуста, Креститель в словах: «Он будет крестить Духом Святым» «разумел и отпущение грехов, и отъятие наказания, и оправдание, и освящение, и освобождение, и братство, и участие в наследии, и обильное излияние Святого Духа».
Присоединенное же к ним выражение «и огнем», по толкованию большинства отцов и учителей Церкви, указывает на очищающее и воспламеняющее душу крещаемого действие Духа Божия, Который, подобно огню, потребит и очистит всякую внутреннюю греховную нечистоту и, воспламенивши душу любовью Божественной, произведет в человеке пламенную ревность к жизни святой и богоугодной.
Креститель Иоанн как бы говорил: «Вместо моего крещения, которое, как и все ветхозаветные окропления и омовения, сообщает оскверненным лишь плотскую чистоту (Евр. 9:13), в крещении Христовом при внешнем действии погружения в воду Дух Святой будет – вообще – всецело обновлять и оживотворять человека и – в частности – поедать, истреблять, уничтожать подобно огню тернии его прегрешений, всякую духовную скверну».
И только крещение христианское совершенно возрождает крещаемого, делая его «новой тварью» (2Кор. 5: 17), «человеком новым, созданным по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4: 24; Гал. 3: 27), и вводит крещаемого из естественного греховного состояния в благодатное, которое само по себе есть состояние совершенного примирения и общения с Богом.
Крещение Христово, таким образом, не есть только сообщение даров Святого Духа в большей или меньшей степени, а есть полное всеобъемлющее и в высшей степени животворное излияние Духа Божия и, проникая в самое существо человека, возрождает его, делает человека причастником и наследником всех духовных благ, приобретенных людям спасительной смертью Сына Божия.
Этой-то великой благодатно-возрождающей, творчески-жизненной силы и действия Иоанново крещение не имело, и потому оно по достоинству и значению своему далеко отстоит от крещения христианского.
Тем не менее, показав, что христианское крещение существенно отличается от Иоаннова крещения и имеет пред ним высокое преимущество, мы не можем не признать несомненным то представление, что крещение Иоанново не могло остаться без влияния на образование христианского крещения.
Материал подготовила
Татьяна Невская, катехизатор.