Сегодня Православная Церковь чтит память равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Это была одна из немногих святых Православной Церкви, которые не просто обращали людей ко Христу, но обратили ко Христу целые государства.
Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокия (по-персидски «Страна прекрасных лошадей»), расположенной на территории восточной Турции.
Это название можно встретить в Деяниях святых апостолов, когда говорится, что среди людей, слышавших Апостолов, заговоривших на разных языках, были и жители Каппадокии. Восприняв Слово Божье, каппадокийская земля дала великолепный плод. Стоит только перечислить святых, родившихся и подвизавшихся здесь: святая равноапостольная Нина – просветительница Грузии, великомученик Георгий Победоносец, святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский (последних трех Церковь называет Великими каппадокийцами), Григорий - просветитель Армении, преподобный Савва Освещенный, Св. Лонгин Сотник, преподобный Паисий Свтогорец и его духовник Арсений Капподакийский и другие. Каппадокийцами были и Сорок мучеников, просиявших в Севастии Армянской.
Почему из этой земли вышло так много святых? Потому что это была земля монастырей, в которых подвязалось множество монахов. Шли они сюда, чтобы найти уединение от мирской жизни. Уникальный каппадокийский ландшафт, сформированный гигантскими лавовыми потоками, сложил и оригинальный тип древнего поселения – многоярусного подземного города, высеченного в мягкой породе иногда на пятнадцать-двадцать этажей вниз. Сначала это были поселения мирян, спасавшихся от набегов неприятеля в подземных городах. Позже, когда эти города были оставлены мирянами, пещерные города заняли многочисленные монашеские общины, искавшие уединенной жизни. Собственно, именно здесь, в пещерах Каппадокии сложился сам тип христианского общежительного монашества.
Есть и еще один, даже более значимый, символический смысл в жизни пещерной обители: воспоминание о Христе, родившемся и погребенном в пещере, и о Его Светлом Воскресении, благую весть о котором у врат пещеры сообщил Женам-Мироносицам Ангел. Пещерная келья каппадокийского монаха таким образом становится еще одной ступенью его подобия Христу, символизируя смерть монашествующего для мира и его последующее духовное воскресение.
Сама жизнь монахов влияла на сознание живущих здесь обычных людей. Большинство из них становились верными Христу людьми.
Именно из такой семьи набожных христиан Каппадокийского города Коластры была родом благоверная Нина. Семья была богатая, знатная. Её отца звали Завулон, он был величайшим полководцем императора Рима Максимиана, сумевший обратить в веру Христианскую десять Гальских княжеств. Мать Нины – сестра Патриарха Иерусалима – Сусанна.
Когда Преподобной исполнилось 12 лет, Завулон раздал личное имущество и отправился в уединение в пустыню Иорданскую, а его жена Сусанна посвятила себя служению людям – ухаживала за бедными и немощными. Дядя, патриарх Иерусалима, отдал племянницу на воспитание благоверной христианке, которая служила у Гроба Господня в Иерусалиме.
Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо навыкла исполнять правила веры и с усердием читала Священное Писание. Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня (Ин. 19: 23 - 24). На вопрос святой Нины, где пребывает Хитон Господень, старица ей пояснила, что нешвенный Хитон Господень, по преданию, отнесён мцхетским раввином Элиозом в Иверию (Грузию).
Согласно преданию, в пределах Иверии (Грузии) ещё со времени вавилонского пленения осела община еврейских переселенцев, потомки которых жили в Мцхете — древней столице Иверии. Мцхетские евреи ежегодно отправляли в Иерусалим своих посланников — для участия в праздновании ветхозаветной Пасхи. Один из них, по имени Елиоз, был очевидцем страданий Иисуса Христа на Голгофе и уверовал в Спасителя. Он сумел приобрести Ризу Господню у того воина, которому она досталась по жребию, и вернулся с ней в Мцхету.
Узнав от старицы, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень.
Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Однажды, когда святая Нина почивала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: "Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею".
Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе), возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.
Обвив святой крест прядью своих волос, с этим драгоценным даром Богоматери она пошла на север. Чудесным образом избежавшая мученической смерти и укреплённая видениями Ангела Господня, святая Нина пришла в Грузию около 319 года. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями.
Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану, которая, приняв Святое Крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой. Но несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан, внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть Святую жестоким мучениям.
По рассказу святой Нины, записанному её ученицей Соломией Уджармской, который и послужил основанием жития святой Нины: "В то самое время, как вымышляли казнь святой праведнице, померкло солнце, и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь. Царь внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита молила своих языческих идолов о возвращении дневного света, но безуспешно. Тогда устрашенные сановники единогласно воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и солнце осветило всё своими лучами".
Это событие совершилось 6 мая 319 года. Царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, принял святое Крещение вместе со своей свитой.
По прошествии нескольких лет, в 324 году, христианство окончательно утвердилось в Грузии. Это было одно из первых на земле православных государств. Византия ещё не была таковой, в ней христианство было всего лишь официально разрешенной религией.
Святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и на этом месте воздвигли первый в Грузии христианский храм в честь 12-ти святых Апостолов, именуемый Светицховели, что означает «Животворящий Столп».
Святая Нина проповедовала Евангелие язычникам-горцам, в верховьях Арагви и Иори, затем прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей.
Совершив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. Благоговейно приобщившись Святых Тайн, она мирно отошла ко Господу в 335 году.
Мощи святой, по повелению ее сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская Православная Церковь наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 14/27 января, в день ее блаженной кончины.
Тропарь равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, глас 4
Сло́ва Бо́жия служи́тельнице,/ во апо́стольстей пpо́поведи пеpвозва́нному Андpе́ю/ и пpо́чим апо́столом подpажа́вшая,/ пpосвети́тельнице Иве́pии и Ду́ха Свята́го цевни́це,/ свята́я pавноапо́стольная Ни́но,/ моли́ Хpиста́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.
Материал подготовила Татьяна Невская, катехизатор