В Неделю третью по Пасхе Церковь празднует память святых жен-мироносиц. Миpоносицы – носящие мирр. Это те женщины, котоpые в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гpобy Господню с миpом в pyках, чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на бездыханное Тело своего Божественного Учителя.
Предание сохранило их имена. Это:
Святая Мария Магдалина, родом из Магдалы в Галилее. С юности она страдала тяжким недугом — беснованием. Господь изгнал из нее семь бесов и она, оставив все, последовала за Ним.
Святая Мария Клеопова, по преданию Церкви дочь праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первого брака. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы.
Святая Саломия. Родом из Галилеи, тоже дочь праведного Иосифа Обручника, супруга Зеведея, мать апостолов Иакова Зеведеева и Иоанна Богослова. Она вместе с другим святыми женами служила Иисусу Христу. О Саломии известно еще, что она присутствовала при распятии и погребении Спасителя.
Святая Иоанна, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, та самая, что спасла от поругания святую главу Иоанна Предотечи. Была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему.
Праведные сестры Марфа и Мария, уверовавшие во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря. По убиении святого архидиакона Стефана, с наступлением гонения на Церковь Иерусалимскую и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.
Святая Сусанна. Одна из благочестивых женщин, сопутствующих Христу. По косвенным данным понятно, что это была женщина довольно богатая, которая могла давать от своих имений что-то на содержание учеников. О ней упоминается в Евангелии (Лк. 8:3).
Почему праздник женам-мироносицам Церковь отмечает в третье воскресение после Пасхи? Потому, что именно в третий день, утром, происходит первая встреча воскресшего Христа с людьми. И этими первыми были женщины. Им-то первым явился воскресший Спаситель. От них произошло пасхальное приветствие «Христос воскресе!».
Жены-мироносицы – те женщины, которые в течение всего земного пути Спасителя, всей Его проповеднической миссии следовали за Ним. Они не убоялись, что их признают за учениц Христа и последовали за Ним до креста, до Голгофы, и которые после Его смерти спешили на гроб для того, чтобы помазать Его Тело благовониями и ароматами.
Что чувствовали эти женщины, когда стояли возле креста Иисусова? Они чувствовали, что Тот, кого они любили, кому они верили, на кого они возлагали надежды, уходит от них навсегда. Вряд ли они верили в то, что Он воскреснет, вряд ли они могли осознать, что страдания и смерть Спасителя являются путем ко спасению всего человеческого рода.
Мы не знаем, о чем думали эти женщины, но мы знаем, что они чувствовали – безмерную любовь к Спасителю, Который умирал на кресте. Они чувствовали безмерное сострадание. Они чувствовали, что они должны помочь, хотя помочь они никак и ничем не могли. И когда Он умер, эти женщины, пребывавшие в скорби, думали только о том, что они еще могут сделать для Иисуса. И ничего другого они не могли сделать, кроме как прийти к Его гробнице, поплакать у нее и, может быть, если найдется кто-то, кто отвалит камень от двери гроба, помазать Тело благовониями и ароматными веществами. Но когда они пришли к этому гробу, они увидели, что камень уже отвален и в гробу нет тела Человека, которого они любили, которого почитали и в которого верили.
И именно им, тем, которые раньше всех, пока еще не взошло солнце, пришли ко гробу Иисуса, была открыта великая тайна воскресения Господа Иисуса.
Блаженный Иероним Стрдонский, в толковании на Евангелие от Матфея пишет: «…И се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь!» (Мф. 28:9). Те, которые так желали, которые так спешили, теперь заслужили встретить воскресшего Господа и прежде других услышать: «Радуйтесь», так что проклятие Евы над женщинами устраняется».
Об этом же мы слышим и в кондаке праздника:
Кондак Триоди, глас 2
Радоватися мироносицам повелел еси, плачь праматере Евы утолил еси воскресением Твоим, Христе Боже, апостолом же Твоим проповедати повелел еси: Спас воскресе от гроба.
Жены-мироносицы – это те женщины, которые своей любовью, своим трудом, своей верностью Богу созидали Церковь Христову на протяжении веков, вплоть до настоящего времени. Господь не вверил женщинам служение священства, иерархическое служение. Вся церковная иерархия состоит из мужчин, но женщина является не просто помощницей мужчины в созидании Тела Христова Церкви, женщина является помощником Самого Бога, Самого Спасителя. Именно сила любви, на которую способны только женщины, силы верности и способности следовать за Христом, которая присуща была женщинам на протяжении всех веков помогала Церкви выживать.
Многие женщины в течение истории Церкви просияли не только тем подвигом, которым прославились жены-мироносицы, но и подвигом апостольским, подвигом проповедническим. Мы знаем, что были женщины, которые удостоены имени равноапостольных, потому что по своим трудам они сравнялись с апостолами – это и святая Нина, просветительница Грузии, это и святая царица Елена, это и равноапостольная великая княгиня Ольга. Это многие другие женщины, те, которые были царицами и правительницами, как и поминаемая сегодня грузинская царица Тамара. Это и все простые женщины, которые незаметным своим трудом созидали Церковь.
Кто сегодня ходит в храмы? Как правило, большинство женщин, чем мужчин. Несомненно, есть много этому причин. Причины в том, что мужчины больше работают, может быть, они больше заняты, а может быть дело в том, что у женщин больше любви и верности. И когда мужчина сошлется на то, что он занят, что он устал, что он изнемог, что у него другие дела, женщина, не меньше его уставшая, не меньше его потрудившаяся, найдет в себе силы, чтобы прийти в храм Божий и не только помолиться Богу и услышать слово Божие, как это делала Мария, но и потрудиться для храма Божия, как это делала Марфа.
Господь принял служение обеих женщин – Марфы и Марии – одной, которая заботилась о пропитании, заботилась о телесных нуждах, и другой, которая безмолвно слушала Его слова, сидя у Его ног. И то, и другое служение является служением женским, и то, и другое служение вместе взятые, являют собой полноту того служения, к которому Господь призвал женщину.
Но важнее всего то, что Господь призвал женщину к тому, чтобы быть создательницей малой Церкви, то есть семьи, к тому, чтобы давать жизнь и воспитание детям, заботиться о продолжении человеческого рода. Как без женщины не мог бы продолжаться род человеческий, точно также без женщины, без ее труда, молитвы, любви не могла бы продолжаться жизнь в христианской Церкви.
Прославляя жен-мироносиц, Церковь воссылает благодарение Богу за всех женщин, которые на протяжении всей истории являли верность Богу своим трудом, молитвой, любовью, и за всех женщин, которые сегодня приходят в храмы Божии, которые сегодня исполняют в них служение Марфы и Марии и которые сегодня своим трудом, молитвой, любовью продолжают созидать Тело Христово. Святые жены-мироносицы! Молите Бога о нас!
ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ
Татьяна Невская, катехизатор