Сегодня мы совершаем память одного из самых великих пророков Ветхого Завета, причем такого пророка, жизнь которого и учение особенно близки к Новому Завету, хотя и велика разница между Ветхим Заветом и между Новым.
Это видно из того, как он жил. Обычно то, о чем говорилось в Ветхом завете через пророков, как правило, относилось к жизни дохристианской, которая должна была подготовить к принятию христианства, но сама еще им не была.
А вот пророк Божий Илия был тем пророком Ветхого Завета, который учил уже фактически о Новом Завете, и, прежде всего, своей жизнью. Жизнь его по сути была монашеской, а это было совершенно не принято тогда, даже и в избранном народе Израиля, и подвижничеством своим он оставил пример всем последующим монахам уже в Новом Завете.
Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар. 18:36) — ревностная борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.
Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.
Чем прославился пророк Илия?
Его служение проходит примерно во второй четверти IX века до Рождества Христова. В истории израильского народа не было более мрачной и вместе с тем более поучительной эпохи, как эпоха пророка Илии.
Это время правления династии Амврия в Северном Израильском царстве. Уже почти сто лет прошло с момента раскола, который был следствием нравственного и духовного падения Давидовых потомков — Соломона и его сына Ровоама. Вместо созданного Давидом большого и могущественного царства существуют два небольших. Правление Амврия в Израиле считается поворотом к лучшему: он если и не восстановил единство, то, по крайней мере, сумел прекратить вражду между Израилем и Иудеей, установил дружеские отношения с Иерусалимом.
С точки зрения светского историка, Амврий был выдающимся политиком, но в Священной истории он однозначно оценивается как худший из всех израильских царей — поступал хуже всех, бывших перед ним (3 Цар. 16: 25). Ахав, сын и наследник Амврия, заключил выгодный для внешней политики союз с Финикией; впоследствии этот союз был скреплен династическим браком Ахава с дочерью финикийского царя Иезавелью. Вместе с Иезавелью в Израиль пришел культ Ваала. Некоторое время две религии — вера во Единого Бога и культ Ваала — как-то уживаются рядом. Но усилиями царицы-финикиянки ваализм становится чуть ли не государственной религией. Царь Ахав был человеком, по всей видимости, слабовольным и не мог перечить своей супруге; а Иезавель, будучи фанатичной язычницей, стала преследовать пророков Господних.
Началось первое в истории Израиля открытое гонение на тех, кто оставался верным Богу Авраама, Исаака и Иакова; и первыми убивали именно пророков Господних.
В Третьей книге Царств мы читаем не только о пророках, но и о других людях, которые хранили верность Единому Богу и не преклонили колена перед Ваалом: Сам Бог, явившийся Илии на горе Хорив, говорит, что оставил между Израильтянами семь тысяч, всех сих колени не преклонялись пред Ваалом (3 Цар. 19:18).
Многие из истинных богопочитателей скрывались; но Илия Фесвитянин оставался единственным в эпоху Иезавели столпом пророческой традиции, единственным, кто открыто выражал неприятие языческого культа и проповедовал Бога Единого в то время, когда истинное богопочитание в Израиле находилось уже, казалось, на грани исчезновения.
Он обличает царя в нечестии; за злодейское убийство крестьянина Навуфея предрекает ему с женой насильственную и позорную смерть с могилой для последней в утробе псов.
По молитвам Илии, Господь заключает небо на три года — Израиль постигает страшная засуха… Почему именно засуха? Потому что Ваал у финикийцев считался богом плодородия. Засуха становится средством вразумления отпавшего народа, показывает тщетность веры Ваалу.
После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.
Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.
Из пустыни Сам Господь посылает Илию в Сарепту Сидонскую, к мудрой и благочестивой вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы.
Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины. Впоследствии такое же чудо совершит ученик Илии Елисей (см.: 4 Цар. 4:18–37). Ни ранее, ни позднее — до пришествия Спасителя — воскресения мертвых не было. Илия — первый в Священной истории человек, совершивший чудо воскресения мертвого; это чудо преобразовало чудеса, совершенные в новозаветное время Христом и Его учениками, которым Он дал власть воскрешать мертвых.
Илия полностью, до конца соответствовал своему имени. По-еврейски оно звучит как Элияху: «Яхве мой Бог». Носитель этого имени был человеком пламенной веры. Это давало ему уверенность и силу именем Господним творить чудеса. Илия всегда уверен, что у него все получится, потому что у него нет иной цели — только цель творить волю Бога. В этом-то и состоит аскетизм ветхозаветного пророка, его пророческое самоотречение.
На третий год засухи Господь велит Илии вернуться к царю Ахаву, несмотря на то что, Ахав все это время разыскивал пророка, чтобы убить. В этом случае Господь обещает дать земле долгожданный дождь.
Представ перед царем-идолопоклонником, Илия твердо отвечает на его обвинения: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам. Затем Илия обращается ко всему израильскому народу и предлагает ему сделать, наконец, решительный выбор: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте.
Смущенные и озадаченные израильтяне не отвечают пророку ни слова. Илия собирает людей на горе Кармил и бросает вызов жрецам и пророкам Ваала — предлагает им совершить жертвоприношение без обычного в таких случаях разведения огня под жертвенником: …и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог.
Здесь надо напомнить, что Ваал у финикийцев — это и бог огня тоже. Несмотря на многочасовое беснование жрецов Ваала, сопровождавшееся принятым у них самоистязанием, никакой огонь с неба не сходит.
Наконец, наступает час вечернего жертвоприношения: Илия строит жертвенник из двенадцати камней, по числу сыновей Иакова-Израиля, давших начало двенадцати коленам израильского народа: это призыв вернуться к Богу Авраама, Исаака и Иакова, к Богу праотцев. И жертвенник, и дрова под ним Илия велит обильно залить водой — для усиления эффекта чуда, для того чтобы убедительно засвидетельствовать истинность и всемогущество Бога.
И огонь, сходящий с неба по молитвам Илии, сжигает не только жертвенного тельца, но и камни жертвенника, и воду. Увидев это, израильский народ падает ниц и признает истинного Бога. И тогда Бог дает, наконец, большой дождь. Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты.
Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние — ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога. Это действительно глубокое уныние, отчаяние — пророк просит у Бога для себя смерти. Он не в силах далее нести свое пророческое служение.
И вот тут происходит повторное призвание пророка Илии. Для этого Илия должен идти к истоку веры Израиля — к горе Хорив, где было дано откровение Моисею, где был заключен Завет Бога с Его избранным народом.
Господь говорит ему, что он увидит три явления: землетрясение, сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы, и огонь, но в этих явлениях нет Господа, Он в последнем, четвертом, явлении, в том, которое в синодальном переводе обозначено как веяние тихого ветра. Землетрясение, ураган и огонь — они имеют разрушительный характер и говорят о гневе Божием, показывая Его как грозного, карающего Судию; а вот четвертое явление говорит, напротив, о милости, о мире, о долготерпении Господа. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.
Примечательно: чтобы пойти за пророком, Елисей — простой земледелец и, по всей видимости, молодой, не женатый еще человек — без колебания оставляет и свое поле, и волов, на которых пахал, и родителей, трогательно прося у пророка лишь позволения поцеловать их на прощание.
Спустя девятьсот лет точно так же пойдут за Иисусом из Назарета сыновья Зеведеевы (см.: Мф. 4: 21–22).
Второй период служения Илии, когда он готовится покинуть этот мир, избрав себе преемника — Елисея. Здесь Илия — защитник угнетенных, поборник Закона и справедливости. Ахаву приглянулся участок земли, находящийся близ дворца и принадлежавший простому крестьянину Навуфею. Тот отказывается продать царю свой виноградник.
Тогда, по наущению Иезавели, написавшей от имени супруга-царя письма к старейшинам и знатным людям Изрееля - второй столицы Ахава - Навуфея оклеветали, обвинили в богохульстве и казнили. Иезавель сообщает супругу, что владелец виноградника умер и теперь он может взять виноградник себе. Ахав идет посмотреть на свое новое владение, но тут его встречает пророк Илия с грозным обличением. Он произносит свой суд над Ахавом, предрекает ему, что род его погибнет за это беззаконие и что жену его Иезавель съедят за городской стеной псы, что и сбылось (4 Цар. 9). Ахав раскаивается, смиряется, и Господь, видя это, откладывает наказание: династия будет истреблена не во дни Ахава, а во дни его сына Иорама.
Вознесение. Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24). Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его» (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.
Особенности служения и почитания пророка Илии. Благодаря Илии истинное богопочитание пережило один из труднейших периодов своей истории. Без Моисея ветхозаветная религия не возникла бы, а без Илии тогда, в эпоху Амврия и Ахава, она могла бы погибнуть; вместо этого начался подъем. Мы видим, что Елисей действует в совершенно иных условиях, нежели Илия: он не скрывается, он известен в соседних с Израилем странах, у него много учеников, его слушают цари, и он неоднократно спасает Израиль от врага.
Илия пережил свою эпоху; ветхозаветный Израиль ждал его назад, с неба на землю. В книге пророка Малахии (4, 5–6) Господь говорит: Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием. Считается, что Господь говорит здесь об Иоанне Предтече; но примечательно то, что Иоанна Он называет именем Илии. В Мф.17:10–13 ученики спрашивают Учителя: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? И Христос отвечает, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели, так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. В первой главе Евангелия от Иоанна люди, собравшиеся вокруг Иоанна Предтечи, спрашивают его: что же? ты Илия? И неслучайно именно Илия вместе с Моисеем был участником чуда на горе Фавор — Преображения Господня; об этом рассказывают все три евангелиста-синоптика (Мф. 17:3; Мк. 9:4; Лк. 9:30).
Именно с этим связано особое почитание Илии на православной Руси, в Русской Церкви. Илия — единственный ветхозаветный пророк, которому совершается служба с полиелеем; Илии принято служить молебен в засуху. Илии была дана власть разрешать и заключать небо, и, кроме того, он — защитник обездоленных и угнетенных, поборник Закона и справедливости. Может быть, этим он близок русскому сердцу.
Почитание пророка Илии на Руси. Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его еще при князе Аскольде, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты.
Святой пророк Илия, подвизавшийся в древние времена в далекой Палестине, всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху.
Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (напр., в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России — поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки — о том, чтобы выйти замуж.
Чей покровитель пророк Илия? 2 августа – «день ВДВ». Воины в голубых беретах отмечают свой праздник широко, а те из них, кто исповедует себя православными, не без гордости вспоминают, что в этот же день Церковь вспоминает пророка Илию. Поэтому в последнее время пророка Илию все чаще называют покровителем воздушно-десантных войск.
Важно вместе с тем не забывать главного: пророк Илия — покровитель верных Господу, ибо сам был верен Ему вопреки всем обстоятельствам, он же — наставник заблудших, ибо своими чудесами вразумил заблудший народ, он же — образец целомудренной жизни.
Тропарь пророка Илии, глас 4
Во плоти Ангел,/ пророков основание,/ вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный,/ свыше пославый Елиссееви благодать/ недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати,// темже и почитающим его точит исцеления.
Кондак пророка Илии, глас 2
Пророче и провидче великих дел Бога нашего,/ Илие великоимените,/ вещанием твоим уставивый водоточныя облаки,// моли о нас Единаго Человеколюбца.
Величание
Величаем тя,/ святый славный пророче Божий Илие,/ и чтим, еже на Небеса/ на колеснице огненней,// преславное восхождение твое.
Татьяна Невская, катехизатор