24 июля отмечается память Равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, во святом Крещении Елены (969).
Княгиня Ольга (древнескандинавское Хельга) – княгиня, правившая Киевской Русью с 945 до 960 года в качестве регента при малолетнем сыне Святославе, после гибели её мужа, киевского князя Игоря Рюриковича. Первая из правителей Руси приняла христианство. Почитается Русской православной церковью как святая равноапостольная.
Летописи не сообщают год рождения Ольги, лишь приблизительно относит дату её рождения ко второй половине IX века. Согласно самой ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет», Ольга была родом из Пскова. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой: “Ольга родися в Плесковской стране, в веси зовомыя Выбуто, отца имеаше неверна сущи, такожъ и матерь некрещену отъ языка варяжска и от рода не княжеска, не вельможеска <…> О имени же отца и матери писание нигде не изъяви…”. На варяжское происхождение указывает и её имя – Нельга.
Родители ее были «не княжеска, не вельможеска», но не обыкновенные селяне, поскольку маловероятно, что в начале IX века варяг в тех местах мог быть обыкновенным крестьянином. В IX в. в этих краях по ответвлению Великого Пути проплывали из Скандинавии в Царьград и обратно греческие, арабские и норманнские купцы, а порой появлялись на своих грозных ладьях отряды отважных викингов. Общерусскому правительству князя Олега нужно было поставить под свой контроль весь путь из варяга в греки. Для этого на всех стратегически важных пунктах требовались таможенные чиновники, воины сторожевых отрядов и начальники переправ, набиравшиеся в основном из варягов. Одним из представителей этой военно-торговой аристократии и был отец Ольги, заведовавший переправой в Выбутской веси.
Там-то, среди купцов и воинов, увидела свет первая русская святая.
Вышла замуж за Киевского князя Игоря приблизительно в двенадцатилетнем возрасте.
Переехала жить в Киев.
По смерти мужа Игоря Рюриковича (945 год) Ольга осталась регентшей при своём малолетнем сыне Святославе.
Ко времени приезда Ольги в Киев «русское христианство» довольно прочно утвердилось «на горах киевских» и зримо заявляло о своем присутствии. В небе над Киевом высились кресты нескольких христианских храмов. Летописи называют церковь святого Николая в Угорская и соборная церковь Святого Ильи. Прихожанами этих храмов в массе своей были членами городской общины, но какая-то часть из них — представители военно-торговой «руси» из ближайшего окружения Игоря — жила на княжьем дворе.
Все годы Ольгиной молодости христианство ежедневно напоминало ей о себе.
Язычество Ольгиной молодости - это скромное верование крестьян, живших небольшими деревнями на обширных лесных, лесостепных пространствах Восточноевропейской равнины.
Но восточнославянское язычество очень симпатично своей терпимостью, оно не мешало распространению христианства в Киеве. Из приведенных в "Повести временных лет" договоров с греками видно, что князь Игорь относился к нему сочувственно, часть его дружинников клялась Перуном, а часть церковью святого Илии.
Это сочувствие христианству объясняет, почему вдова Игоря княгиня Ольга приняла святое крещение.
Но решительный перелом в ее отношении к христианству обозначился в середине 50-х гг. Х в.
Крещение Ольги не прошло незамеченным ни на Руси, ни в сопредельных странах. Однако многие конкретные обстоятельства этого события оказались быстро забыты. И среди них — все, что связано с причинами Ольгиного выбора. А выбор был неслучаен.
По летописи это произошло в Царьграде, где Ольга побывала в 957-м году. В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «Церемонии», причем её сопровождал священник Григорий.
Император именует Ольгу правителем (архонтиссой) Руси, имя её сына Святослава (в перечислении свиты указаны «люди Святослава») упоминается без титула. Ольга добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи. При крещении она получила имя Елена.
Древнерусское летописание сохранило свидетельство того, что решение Ольги принять христианство созрело в Киеве. В. Н. Татищев, опираясь на свой источник (летопись епископа Симона), писал: «Ольга, владея со сыном и научена бывши от презвитер [священников], сусчих в Киеве, вере Христове, но кресчения народа ради преяти не можаши. Сего ради иде с верными вельможи ко Царюграду…».
Благодаря Константину Багрянородному мы даже знаем имя одного из этих «пресвитеров», которые «научили» Ольгу, или, другими словами, приобщили ее к разряду «оглашенных» или «просвещаемых» (то есть воспринявших христианское учение и готовящихся к таинству крещения). Это был отец Григорий, участник Ольгиного посольства в Константинополь, сопровождавший княгиню во время приемов у императора.
Он был не из местных священнослужителей соборной церкви Святого Ильи или какого-то другого киевского храма, а был священником бежавшего из Моравии в Россию моравского князя Олега, служившего воеводой в дружине Игоря.
Эти «пресвитеры», по-видимому постоянно бывавшие на княжьем дворе вместе с Олегом, действительно могли расположить сердце Ольги к христианству в его «русском» (кирилло-мефодиевском) варианте. Возможно, это были болгарские славяне (Болгария приняла крещение в 865 году), так как в ранних древнерусских летописных текстах прослеживается влияние болгарской лексики.
Но принимать от них крещение в Киеве Ольга не пожелала.
Креститься Ольга решила в Константинополе.
Почему? Потому что крещение было давним, испытанным инструментом интеграции «варварских» народов, и прежде всего их социальных верхов, в мир христианской цивилизации, политики и культуры.
Сложившаяся в Византийской империи практика крещения «варварских» вождей предполагала символическое вступление последних в идеальную «семью» христианских государей, возглавляемую василевсами ромеев. Причем этот акт духовно-государственного «усыновления» каждая из сторон, как правило, расценивала по-своему. Византия с империалистическим простодушием зачисляла новокрещеного «архонта» в свои политические вассалы, даже если не располагала никакими наличными средствами, чтобы обеспечить его покорность или, по крайней мере, лояльность. В свою очередь, обращенный «варвар» отныне считал себя вправе домогаться от империи особого отношения к себе, что выражалось в различных требованиях политико-экономического свойства.
Реальный же порядок межгосударственных отношений матери-империи с новоприобретенным «сыном», который почти всегда оказывался блудным, устанавливался в результате долгих дипломатических переговоров или в открытой борьбе, подчас очень острой.
Не подлежит сомнению, что Ольга была превосходно осведомлена о политическом аспекте крещального обряда в Царьграде. И если она тем не менее притязала на звание императорской «дщери», то ясно, что этот шаг был продиктован ее глубоким недовольством качеством русско-византийских отношений, достигнутым при Игоре.
Крещение в Константинополе открывало перед Ольгой новые возможности в сложной политической игре с Византийской империей, тогда как «домашнее» крещение в Киеве не сулило ей, как «архонтиссе Росии», никаких перспектив.
Княгиня, получившая при крещении имя Елена, стала первой женщиной, официально принявшей христианство в языческой Руси.
По возвращении она велела строить по погостам храмы. Княгиня Ольга была родоначальницей каменного строительства, и строила она не пустые сооружения, а храмы. В этих храмах были священники, там совершалась Литургия, там звучала молитва – первая на Русской земле христианская молитва.
Поэтому несомненно, княгиня Ольга, которую очень часто на иконах изображают с маленьким храмом в руках, как всех храмостроителей, уже этим оказала влияние на то, чтобы впоследствии на Руси появилось Православие. Она искренне молилась о том, чтобы Русская земля была просвещена светом Христовой веры, и это впоследствии произошло. Именно она дала возможность быть христианству на Руси до всеобщего Крещения.
В период своего правления княгиня воздвигла храмы святителя Николая и святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. По ее указу был построен Псков, где был воздвигнут храм Троицы. Ольга не забыла и Выбутскую весь. Она входила в личные владения княгини, и та распорядилась воздвигнуть неподалеку храм Пресвятой Богородицы.
Княгиня попыталась приобщить к христианству и своего сына. Несмотря на то, что многие дворяне уже приняли новую веру, Святослав остался верен язычеству.
Почила в Боге Ольга в 969 году и была похоронена в земле по христианскому обряду.
Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси. Но ее внук, будущий князь Владимир, продолжил миссию своей обожаемой бабушки. Именно он стал крестителем Руси и основал церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, куда и перенес мощи святых и Ольги.
При его правлении княгиня стала почитаться как святая. Была она, по словам преподобного Нестора Летописца, «предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она первая из русских вошла в Царство Небесное, ее и восхваляют сыны русские – свою начинательницу, ибо и по смерти молится она Богу за Русь».
А уже в 1547 году была официально причислена к лику святых. Стоит отметить, что такой чести удостоились только пять женщин в христианской истории — Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина.
Сегодня Святая княгиня Ольга почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.
Тропарь равноапостольной Ольге, глас 1
Крилами богоразумия вперивши твой ум,/ возлетела еси превыше видимыя твари,/ взыскавши Бога и Творца всяческих,/ и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси,/ древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши,// Ольго приснославная.
Татьяна Невская, катехизатор.