Вторник, 26 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

21 июня - Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших

Второе воскресенье по Пятидесятнице – это день памяти всех святых, в земле Российской просиявших.

Идея празд­но­ва­ния па­мя­ти русских свя­тых по­яви­лась в середине XVI века, по­сле про­слав­ле­ния сон­ма русских свя­тых на Мос­ков­ских Со­бо­рах. Московские соборы (или Макарьевские) – это поместные соборы Русской церкви, созванные митрополитом Московским Макарием в 1547 и 1549 годах.

Митрополит Макарий знаменит тем, что в период времени его архипастырства в русской церковно-исторической жизни совершились события, подобных которым не было в предшествующей нашей истории. Это он первый задумал собрать «все книги чтомыя, которые в русской земле обретаются»; эта мысль и приведена была им в исполнение в его громадном сборнике, так называемых Великих Минеях Четиих. Позже по его мысли и при самом деятельном участии произведена была канонизация всех святых русской земли, о которых созванные для этой цели соборы могли собрать надлежащие сведения.

 

По мнению церковного историка А.В. Карташева, митрополит Макарий созывая эти соборы с целью канонизации русских святых, исходил из понимания «особого положения русской церкви во Вселенной» и «свершившегося факта политического объединения Руси».

Торжественное прославление всех русских угодников, по мнению митрополита Макария, должно было «доказать», что «русская церковь, хотя и в единонадесятый час выступила в истории, но превосходила своим усердием даже делателей от первого часа. Не в тернии и не на камни падали ее семена, но на доброй тучной земле и приносили плод сторицею. Она воспитала таких святых и великих мужей, что вселенная удивляется их добродетельному житию».

На обоих соборах митрополит провозгласил 39 святых. Из них 17 были прославлены совершенно вновь. 30-ти было установлено общерусское празднование, 9-ти местное. В таком изобилии русская церковь еще никогда не прославляла своих подвижников. До Макария насчитывалось в русской церкви всего 22 обще почитаемых национальных святых. Митрополит Макарий, как видим, увеличил эту цифру более, чем вдвое.

Пер­вая служ­ба в честь "но­вых рос­сий­ских чу­до­твор­цев" бы­ла со­став­ле­на Гри­го­ри­ем, ино­ком суз­даль­ско­го Спа­со-Ев­фи­ми­е­ва монастыря, и пред­на­зна­ча­лась для пе­ния 17 июля, т. е. на третий день памяти Крестителя Руси – св. князя Владимира; этот день стал пер­во­на­чаль­ной да­той празд­но­ва­ния Со­бо­ра рус­ских свя­тых.

Служ­ба пе­ре­пи­сы­ва­лась в ру­ко­пи­сях, но не во­шла в пе­чат­ные мос­ков­ские из­да­ния бо­го­слу­жеб­ных книг XVI–XVII вв. С конца XVIII в. она из­да­ва­лась ста­ро­об­ряд­че­ски­ми ти­по­гра­фи­я­ми. По­сле XVII в. это празд­но­ва­ние со­хра­ня­ет­ся толь­ко в ста­ро­об­ряд­че­ской сре­де и со­вер­ша­ет­ся в неде­лю (т. е. в вос­кре­се­нье) по­сле па­мя­ти прор. Илии (20 июля).

И только в начале XX века, по инициативе академика Бориса Александровича Тураева (†1920), на Поместном Соборе Русской Церкви 1918 года восстановлено древнее общее празднование памяти всех русских святых в первое воскресенье Петрова поста после Недели всех святых.

Служба совершается по особой книге: «Служба всем святым, в земли Российской просиявшим», изданной при Патриархе Тихоне в 1918 году и переизданной Московской Патриархией в 1946 году.

Служба русским святым полна глубоких назидательных мыслей. «Один за другим проходят чудные образы русских святых, поразительных в духовной красоте, великих во всех добродетелях. Русские святые, однажды воссиявшие, явились светилами незаходимыми земли нашей, никогда не меркнувшими, всегда сияющими ровным светом и являющимися для нас — их потомков — верными помощниками, от Христа нам дарованными, путь спасения нам указующими» (см. светилен по 9-й песни канона).

Преподобный Иустин Сербский говорит, что «русская душа — это самое драматическое поприще, на котором беспощадно сражаются ангелы и демоны. Что представляет собой рай русской души? Рай русской души представляют и им являются богоносцы и христоносцы земли русской, русские святые, от святого князя Владимира до патриарха Тихона Исповедника. Огромен, чудесен, беспределен рай русской души, ибо огромна, чудесна и беспредельна святость славных святителей земли русской. Всякий святой — это ничто иное, как возвращенный рай! Этот рай — в святых Сергии Радонежском и Митрофане Воронежском, в святых Филиппе Московском и Владимире Киевском, в святых Серафиме Саровском и Иоанне Кронштадтском. Во всяком мученике, во всяком исповеднике, во всяком праведнике земли русской. Дивен Бог во святых русских!».

Преподобный Варсонофий Оптинский говорит: «Если мы воскликнем: «Вси святии! Молите Бога о нас!», то всё Небо сразу же ответит: «Помоги, Господи!» Своей молитвой святые охраняют каждый наш день!

Тропарь русских святых, глас 8

Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния,/ земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия./ Тех молитвами в мире глубоце// Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Кондак Всех русских святых, глас 6

Предстателие страны нашей неусыпныя,/ ходатаи о нас ко Творцу непрестаннии,/ не презрите молений наших,/ но, предваряюще на помощь, яко сродницы наши,/ ускорите на молитву/ и потщитеся на умоление,/ предстательствующе присно о чтущих вас.

По материалам сайта Православие.Ру - Татьяна НЕВСКАЯ, катехизатор

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх