Следующее воскресенье после праздника Святой Троицы называется Первая неделя по Пятидесятнице. Она носит название «Неделя всех святых». Что это означает?
После Светлого Христова воскресения Недели носят названия в честь евангельских событий, имеющих отношение к Пасхе и Христу. Всего шесть Недель, которые заканчиваются праздником Пятидесятницы. После этого счет Недель начинается заново: Первая Неделя после Пятидесятницы, Вторая и т.д., вплоть до следующего Великого поста, то есть после дня рождения Церкви начинается круглогодичный отсчет.
Но только две первые Недели после Пятидесятницы носят название. Первая называется «Неделей всех святых», а вторая – «Неделей всех святых в земле Российской просиявших».
Почему сразу после Пятидесятницы появились эти поименованные Недели? Потому что такая последовательность праздников обнаруживает их глубокую связь с Пятидесятницей: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.
Священномученик Сергий (Мечев) пишет:
«В первое воскресение по Пятидесятнице Церковь творит память всех святых, чествует мучеников, блаженных, преподобных и всех праведных, от века просиявших.
Если в день Св. Пятидесятницы празднуется сошествие Святаго Духа, празднуется день основания Церкви – ибо с этого момента начинается жизнь Церкви – то в первый воскресный день по Пятидесятнице св. Церковь продолжает это празднование Св. Духу, ибо Она ныне творит память тех, которые составляли и составляют доныне Тело Церкви; Она творит память истинных членов Тела Христова, тех, которые еще при жизни, еще на земле, стяжали в себе Духа Святаго Божьего.
… Этот праздник является праздником учеников и угодников Христовых, праздником, в котором мы прославляем великих и величайших учителей Церкви, Отцов Вселенских Соборов, которые раскрыли нам истины православной веры, тех, кто стяжал Духа Святаго в своей душе. Если каждый человек есть образ Божий, то святой – это тот, кто приобрел и подобие через стяжание Святаго Духа».
Время появления праздника. Появление общей церковной памяти всех мучеников, или же всех святых, произошло в Восточной части Римской империи не позднее конца IV – начала V века. Об этом пишет Святитель Иоанн Златоуст (IV в.) в «Похвале всем святым, во всем мире пострадавшим» указывая день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений преподобного Ефрема Сирина (IV в.) есть упоминание о праздновании в честь всех святых, совершаемом 13 мая. Позже Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую Неделю после Пятидесятницы.
Тропарь, глас 4
Иже во всем мире мученик Твоих,/ яко багряницею и виссом,/ кровьми церковь Твоя украсившися,/ теми вопиет Ти, Христе Боже:/ людем Твоим щедроты Твоя низпосли,/ мир жительству Твоему даруй// и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 8
Яко начатки естества, Насадителю твари,/ вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики,/ тех молитвами в мире глубоце// Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Сегодня же, в первое воскресение после Пятидесятницы - заговенье на Петров пост. Это последний день, когда еще разрешается употребление скоромной, то есть мясной и молочной пищи, перед постом.
Петров пост всегда начинается в понедельник. Установление Петрова поста относится ко времени рождения самой Церкви Христовой. О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти». Церковь призывает верующих к посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились к проповеди Евангелия.
Название первый летний пост получил по дню памяти первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля), которым он всегда заканчивается.
Продолжительность поста различна, поскольку его начало зависит от дня Пасхи.
Петров пост менее строг, чем Четыредесятница: устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня — по понедельникам, средам и пятницам — воздерживаться от рыбы, вина и масла. В субботние, воскресные дни, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни праздников также разрешается рыба.
По материалам открытых источников - Татьяна Невская, катехизатор.