Вторник, 26 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

14 июня – Неделя 1-ая по Пятидесятнице, Всех святых. Заговенье на Петров пост

Следующее воскресенье после праздника Святой Троицы называется Первая неделя по Пятидесятнице. Она носит название «Неделя всех святых». Что это означает?

После Светлого Христова воскресения Недели носят названия в честь евангельских событий, имеющих отношение к Пасхе и Христу. Всего шесть Недель, которые заканчиваются праздником Пятидесятницы. После этого счет Недель начинается заново: Первая Неделя после Пятидесятницы, Вторая и т.д., вплоть до следующего Великого поста, то есть после дня рождения Церкви начинается круглогодичный отсчет.

Но только две первые Недели после Пятидесятницы носят название. Первая называется «Неделей всех святых», а вторая – «Неделей всех святых в земле Российской просиявших».

Почему сразу после Пятидесятницы появились эти поименованные Недели? Потому что такая последовательность праздников обнаруживает их глубокую связь с Пятидесятницей: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.

 

Священномученик Сергий (Мечев) пишет:

«В первое воскресение по Пятидесятнице Церковь творит память всех святых, чествует мучеников, блаженных, преподобных и всех праведных, от века просиявших.

Если в день Св. Пятидесятницы празднуется сошествие Святаго Духа, празднуется день основания Церкви – ибо с этого момента начинается жизнь Церкви – то в первый воскресный день по Пятидесятнице св. Церковь продолжает это празднование Св. Духу, ибо Она ныне творит память тех, которые составляли и составляют доныне Тело Церкви; Она творит память истинных членов Тела Христова, тех, которые еще при жизни, еще на земле, стяжали в себе Духа Святаго Божьего.

… Этот праздник является праздником учеников и угодников Христовых, праздником, в котором мы прославляем великих и величайших учителей Церкви, Отцов Вселенских Соборов, которые раскрыли нам истины православной веры, тех, кто стяжал Духа Святаго в своей душе. Если каждый человек есть образ Божий, то святой – это тот, кто приобрел и подобие через стяжание Святаго Духа».

Время появления праздника. Появление общей церковной памяти всех мучеников, или же всех святых, произошло в Восточной части Римской империи не позднее конца IV – начала V века. Об этом пишет Святитель Иоанн Златоуст (IV в.) в «Похвале всем святым, во всем мире пострадавшим» указывая день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений преподобного Ефрема Сирина (IV в.) есть упоминание о праздновании в честь всех святых, совершаемом 13 мая. Позже Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую Неделю после Пятидесятницы.

Тропарь, глас 4

Иже во всем мире мученик Твоих,/ яко багряницею и виссом,/ кровьми церковь Твоя украсившися,/ теми вопиет Ти, Христе Боже:/ людем Твоим щедроты Твоя низпосли,/ мир жительству Твоему даруй// и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 8

Яко начатки естества, Насадителю твари,/ вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики,/ тех молитвами в мире глубоце// Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Сегодня же, в первое воскресение после Пятидесятницы - заговенье на Петров пост. Это последний день, когда еще разрешается употребление скоромной, то есть мясной и молочной пищи, перед постом.

Петров пост всегда начинается в понедельник. Установление Петрова поста относится ко времени рождения самой Церкви Христовой. О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти». Церковь призывает верующих к посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились к проповеди Евангелия.

Название первый летний пост получил по дню памяти первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля), которым он всегда заканчивается.

Продолжительность поста различна, поскольку его начало зависит от дня Пасхи.

Петров пост менее строг, чем Четыредесятница: устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня — по понедельникам, средам и пятницам — воздерживаться от рыбы, вина и масла. В субботние, воскресные дни, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни праздников также разрешается рыба.

По материалам открытых источников - Татьяна Невская, катехизатор.

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх