В этом году празднование памяти – 7 июня – совпадает с двунадесятым праздником - Днем Святой Троицы, поэтому празднование перенесено на четверг, 4 июня.
Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи с ссылкой святителя Иоанна Златоуста глава святого Иоанна Предтечи была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810 - 820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле.
Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию (847 - 857) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне.
Сейчас честная глава Предтечи хранится в студийском Предтеченском монастыре.
Отмечая сегодняшний праздник, христиане молитвенно вспоминают святого пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, «величайшего из рождённых женами», как о нём говорил Спаситель мира.
Жизнь святого Иоанна Предтечи побуждает размышлять над многими духовными темами: пришествие в мир Христа Спасителя и исполнение древних пророчеств о Нём, подвижнический образ жизни святого Иоанна Крестителя и другие…
Но главной темой, которая красной нитью проходит через всю жизнь Пророка – тема покаяния.
Все святые отцы «едиными усты и единем сердцем» проповедуют спасительное делание покаяния. Святитель Иоанн Златоуст наставляет:
«О покаяние! Ты восходишь от земли на Небо, превышаешь силы ангельские, приближаешь через посредство Духа Божия к престолу Господню, становишься собеседником Бога, ты из сокровищ Божиих, как бы из своих собственных, получаешь жизнь и с дерзновением даруешь ее тем, которые обладают тобою».
Христос сказал, что Царство Небесное созидается внутри человека в его сердце, которое является источником добродетели или греха. Поэтому необходимо творить дела покаяния, чтобы измениться внутренне, стяжать, получить благодать Святого Духа и сделать своё сердце обителью Живого Бога.
Покаяние – изменение внутренней и внешней жизни человека, заключающееся в решительном отвержении греха и стремлении проводить жизнь в согласии со святой волей Бога. Покаяние начинается с изменения человеческого ума, отвращающегося от греха и желающего соединиться с Богом. Покаяние всегда есть перемена ума, то есть перемена одного направления ума на другое.
Как учит святитель Игнатий (Брянчанинов):
«Вся христианская жизнь на земле есть ни что иное, как покаяние, выражаемое деятельностью, свойственной покаянию».
Тропарь праздника, глас 4
Яко Божественное сокровище, сокровенное в земли,/ Христос откры главу твою нам, пророче и Предтече./ Вси убо, сошедшеся в сея обретение,/ песньми богоглаголивыми Спаса воспоим,// спасающа нас от тления молитвами твоими.
Кондак, глас 6
Светоявленный и Божественный в мире столп,/ солнца светильник,/ Предтеча, главу светоносную и Божественную свою/ показавый в концех,/ освящает той верно покланяющихся/ и взывающих:// Христов премудрый Крестителю, спаси всех нас.
Святый Пророче, Предтече и Крестителю Господень Иоанне, моли Бога о нас!
По материалам открытых источников –
Татьяна Невская, катехизатор