Вторник, 26 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

7 июня – День Святой Троицы. Пятидесятница

3 День Святой Троицы — это двунадесятый праздник, один из главнейших после Пасхи в Православии. Его также называют Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа. В этот день мы вспоминаем евангельское событие — сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков, подробно изложенное во второй главе книги Деяний апостольских (Деян. 2:1-4).

Значение снисхождения Святого Духа можно без преувеличения назвать чрезвычайным. Ведь этот день явился подлинным рождением Христовой Церкви. Апостолы впервые отбросили все опасения перед иудейскими старейшинами и первосвященниками и вышли на открытую и бескомпромиссную проповедь Распятого и Воскресшего Спасителя мира.

 

И богатые плоды не замедлили себя ждать: около трех тысяч человек в первый же день приняли Крещение во имя Иисуса Христа (Деян.2:41). Господь объединяет вокруг себя всех верующих людей — тех, кто желает следовать Ему, жить по Его заповедям, побеждать Его смертью свою смерть. Вавилонское рассеяние народов, о котором мы читаем в Ветхом Завете, преодолевается как раз в этом дне схождения Святого Духа. Господь снова собирает людей думающих, трудящихся над своим спасением. И все для того, чтобы потом ввести их в Царствие Небесное.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА. Название Пятидесятницы этот праздник получил, во-первых, потому, что он праздновался еще в ветхозаветной Церкви, во-вторых, потому, что этот праздник приходится на 50-й день после Воскресения Христова.

Праздник Пятидесятницы известен ещё из Ветхого Завета. Согласно книге Исход (23:14–16) в древнем Израиле, помимо многих других, существовали три важнейших праздника: праздник опресноков (в пятнадцатый день первого месяца еврейского календаря), праздник жатвы первых плодов, называемый также праздником седмиц (через пятьдесят дней после Пасхи), и праздник собирания плодов (в конце года).

Праздник седмиц, к которому непосредственно восходит Святая Пятидесятница, первоначально отмечался через семь недель после начала жатвы: «Начинай считать семь седмиц с того времени, как появится серп на жатве» (Втор.16:9). Потом его дату стали отсчитывать от Пасхи. Позже с праздником седмиц в иудаизме стало соединяться воспоминание обновления Завета на Синайской горе – через пятьдесят дней по выходе евреев из Египта.

В православном богослужении праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам (1 Кор. 16:8; Деян. 20:16).

Уже в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 20) есть прямая заповедь праздновать Св. Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа». Также Апостольские постановления содержат следующее предписание: «Отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну седмицу, а после нее одну седмицу поститесь» (книга 5, глава 20).

В данный период возбраняется работать, «потому что тогда пришел Дух Святой, дарованный уверовавшим во Христа». Таким образом, праздничная неделя после Пятидесятницы хотя и не является формальным попразднством, но говорит об особом положении этого праздника, длившегося целую неделю.

В Русской Церкви значение праздника постепенно изменилось, и его стали называть Святой Троицей. Праздник Троицы, нужно полагать, впервые появляется в качестве местного праздника Троицкого Собора в Сергиевой лавре как чествование иконы «Троицы» Андрея Рублева. Весьма вероятно, что первоначально Троицын день соотносился в православном праздновании Пятидесятницы со вторым днем праздника, именующимся днем Святого Духа, и понимался как Собор Сошествия Святого Духа. И так называемая «Ветхозаветная Троица» становится праздничной иконой этого понедельника Св. Троицы на Руси среди учеников преп. Сергия.

Особенности службы Пятидесятницы. Это то, что сразу же после Литургии совершается великая вечерня. На ней читаются три молитвы св. Василия Великого с коленопреклонением. Составление указанных молитвословий датируется IV веком.

Молитвы коленопреклонения на вечерне Пятидесятницы имеют огромное символическое значение. Они введены в богослужение для того, чтобы сохранить и укрепить верующих в смиренном состоянии, сделать их способными, по примеру апостолов, к совершению достойных деяний в честь Святого Духа, а также к принятию бесценных даров благодати Божией (неслучайно прихожане на этой вечерне встают на колени впервые после Пасхи).

В Русской Церкви праздник Пятидесятницы имеет шесть дней попразднства. Отдание бывает в следующую субботу. Седмица по Пятидесятнице, как и Светлая – сплошная (отменяется пост в среду и пятницу). Такое разрешение поста установлено в честь Святого Духа, пришествие Которого празднуется в воскресенье и понедельник, и в честь семи даров Святого Духа, и в честь Святой Троицы.

Итак, самым главным в празднике святой Троице является факт сошествия Духа Святого.

Вот что пишет о празднике Пятидесятницы игумен ИЛАРИОН (Алфеев):

«Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется троическим единством, священнотайне» (из праздничного богослужения, степенна 4-го гласа). Эти слова говорят нам о том, что Святой Дух оживляет всю вселенную, все мироздание, присутствует в каждой человеческой душе, в Ангелах, животных, в каждом цветке, каждой травинке.

4  Не случайно в праздник Пятидесятницы мы украшаем храм зелеными ветками и цветами. Ведь именно Святой Дух дает жизнь природе, именно благодаря Ему был сотворен весь мир, именно Святым Духом все живет и движется. Благодаря Святому Духу каждый год кончается зима и начинается весна, когда природа воскресает к новой жизни.

Святой Дух все Собою наполняет и все оживотворяет. Он наполняет и сердца человеческие. Для Святого Духа нет никаких препятствий: Он дышит, где хочет (Ин. 3:8). Мы не знаем, откуда Он приходит и куда уходит, когда и почему Он приходит и уходит. Но мы знаем, что Святой Дух с нами и что Он оживотворяет всю нашу жизнь, преображает ее, изменяет, делает иной.

Многие поколения людей прошли через этот опыт преображения жизни присутствием Святого Духа. Вспомним Апостолов, на которых Святой Дух сошел в день Пятидесятницы. Это были простые галилейские рыбаки, люди некнижные. Несколько лет Господь открывал им тайны Царства Небесного, но даже после Его Воскресения они еще не понимали смысла того, чему Он учил их: они продолжали надеяться, что Он тот Мессия, которого ждал народ иудейский, тот Царь Израилев, который восстановит утраченное былое могущество еврейского народа.

Они слышали притчи Господни о Царствии Небесном и Нагорную проповедь, были свидетелями многих чудес, совершенных Господом, присутствовали при Его последних днях, видели Его страдания и смерть, удостоверились в Его Воскресении.

Но даже после Воскресения Христова они все еще продолжали спрашивать Его: Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? (Деян. 1:6). Мысли их все еще ограничивались рамками маленького государства, судьбой которого они были искренне озабочены.

И только после того, как Святой Дух сошел на них, когда они заговорили на иных языках, когда почувствовали в себе новые силы и новые возможности, они начали приходить к пониманию своего поистине вселенского призвания: проповедовать Евангелие всем народам.

Господь Иисус Христос проповедовал всего лишь три с небольшим года в маленькой стране, видели Его немногие люди, и из тех, кто видел Его, уверовали лишь немногие. Господь ничего не написал Своей рукой, и все, чему Он учил, предстояло принести в мир именно Апостолам - этим некнижным и малообразованным рыбакам. И для того чтобы сделать их способными благовествовать во многих городах и селах, дойти до края вселенной, привести многие народы ко Христу, нужна была сила Божия, преображающая, укрепляющая...

… Вспомним, каким был Апостол Петр при жизни Спасителя: преданным Христу, верным, любящим, но вместе с тем порывистым, самонадеянным и слабым. Во время бури на море, увидев Иисуса, он воскликнул: Господи!.. Повели мне придти к Тебе по воде (Мф. 14:28), - и пошел, но, усомнившись, стал тонуть. На Тайной Вечери он с уверенностью говорил Господу: Если и все соблазнятся, но не я (Мк. 14:29), а вскоре отрекся от Господа. Таким был Петр. Но каким он стал после Пятидесятницы? Смелым, духовно сильным, способным говорить со властью и силой, обойти многие города и веси, отдать жизнь за Христа и Евангелие.

Вспомним, кем был Павел при жизни Христа и после Его Воскресения, - гонителем Церкви Христовой, врагом христиан, дышавшим угрозами и убийством против них. И кем он стал после того, как явился ему Христос и в Таинстве Крещения сошел на него Святой Дух? Павел стал Апостолом язычников, он совершил много путешествий, основал христианские общины; он стал автором замечательных посланий, которыми до наших дней духовно питаются миллионы христиан во всем мире. Кто научил его всему этому? Кто дал ему силы и мудрость, мужество и терпение? Не Гамалиил, у ног которого он учился в юности, не книги, которые он прочитал, не другие Апостолы, с которыми он встречался, но Сам Бог - через Духа Святого.

Так Господь через Духа Святого преображает жизнь человека, так наполняет Он ее новым смыслом, так в человеческой немощи дает возможность явиться силе Божией. «Сила Моя совершается в немощи», - сказал Христос Апостолу Павлу. «Мы немощны, но по благодати Святого Духа мы сильны», - говорил Апостол Павел (2 Кор. 12:9).

По евангельским меркам мы немощны, мы не соответствуем тому нравственному и духовному идеалу, который начертан для нас Господом в Евангелии. По-человечески мы не способны воплотить в жизнь заповеди Божии, но с помощью Святого Духа это для нас становится возможно. Святой Дух - это Тот, Кто приходит к нам и преображает нас, дает нам силы на проповедь, из слабых и немощных людей превращает нас в апостолов, в носителей благовестия Христова.

Потому мы и обращаемся сегодня к Святому Духу с молитвой, которую читаем в течение всего года, кроме пасхального периода: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Ибо мы знаем, что Святой Дух, Который присутствует всюду, все наполняя Собою, может и нашу омертвевшую душу воскресить к новой жизни, и наше охладевшее сердце воспламенить любовью; Он способен и нам даровать духовную весну; Он может и нас превратить в апостолов, в носителей слова Божия, в провозвестников Евангелия».

ПЕСНОПЕНИЯ ПРАЗДНИКА СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

Тропарь, глас 1

Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.

(Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрых ловцов [человеков], ниспослав им Духа Святого, и через них привлекший всю вселенную, Человеколюбче, слава Тебе).

Кондак, глас 2

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.

(Некогда, сойдя, Ты смешал языки и разделил народы, Вышний; когда же языки огненные раздавал, то призвал в соединение всех, и [теперь] согласно славим Всесвятого Духа).

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.

По материалам открытых источников - Татьяна Невская, катехизатор

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх