Сегодня праздник двух первоверховных апостолов. Праздник относится к числу великих. Ему предшествует Петров пост с понедельника после Недели всех святых по 28 июня (11 июля) включительно, который готовит христиан к этому замечательному празднику.
Апостолов было много, но в Церкви заведено праздновать самый важный апостольский день, отмечая память этих двух первоверховных апостолов. Это два человека, сыгравшие большую роль в становлении христианской Церкви и совершенно новой, необычной религии, которая радикальнейшим образом отлична от всего, что было прежде нее, от всех языческих верований и от религии и законов иудаизма.
Эти два человека в жизни очень сильно отличались друг от друга. Отличались практически всем по человеческим масштабам. Один – из простых людей, галилейский рыбак, другой – из интеллигентной семьи, стал иудейским эмигрантом, фарисеем. Один не получил никакого образования, другой получил блестящее образование. Один был, по всей видимости, сильный физически, но, тем не менее, страдал душевной немощью (вспомните историю троекратного отречения Петра перед Крестом Христовым) – другой обладал очень незавидным здоровьем, был очень болезненным человеком, но, тем не менее, в Священном Писании, по крайней мере, мы не находим ни одного случая, когда бы он отступил, будучи каменным в своей нравственности и верности Христу.
Один именовался «скалой», «кифой» – по-арамейски; по-гречески Петр, πέτρα – скала, твердый, камень. Но, тем не менее, как мы видим, обладал немощами. У другого имя было Paulus (Паулюс), латинское прозвище, собственно, ведь это не имя, всего лишь прозвище. Имя апостола мы не знаем. Еврейское его имя – Савл, а римского мы не знаем. Только римское прозвище «паулюс», что означает вовсе не скала, а, наоборот, «маленький», «малыш». Так вот этот малыш, маленький, немощный человек обладал духовной мощью, которой позавидовала бы любая другая «скала».
Один был послан к народу израильскому согласно Апостольскому собору, который предположительно состоялся в 49 году после Рождества Христова, – это Пётр. Другой был послан, единственный из всех апостолов, к язычникам – это Павел. Один, вроде бы будучи послан к одному народу Израиля, тем не менее стал епископом Римской Церкви – города Рима как представителя всей Римской Империи, остающейся в нашей памяти как символ всего объединяющего: Рим – вечный город. Другой, будучи послан к многим разнообразным народам, тем не менее, объединил их всех в единую Церковь Христову.
Вот такие различные судьбы! Один похож на каменную скалу, а другой – двигающийся, переходящий из одной страны в другую; испытывавший много неудобств, неувязок, скитаний, то есть как текучая вода… Но, тем не менее, обоих их объединяет одно: они оба исповедовали Господа Иисуса Христа. Петр исповедовал Иисус как Христа. А Павел нес это исповедание во весь мир.
В истории тоже интересно отразились имена этих двух апостолов, став как бы символами разных течений в христианстве. Петр географически и символически обозначает Рим. Собор Святого Петра в Риме – это имперское начало, объединяющее, как бы властное, оно обладает силой, властью; это как бы административное начало в Церкви.
А имя апостола Павла в истории западной Церкви было как бы символом начала не центростремительного, а центробежного начала. С возникновением протестантизма в 16 веке появляется нравственное богословие, этическое богословие – особое направление, которое опирается на богословие свободы апостола Павла. И недаром одна из крупнейших протестантских стран – Великобритания – со своей столицей в Лондоне имеет главным собором англиканской церкви собор святого Павла.
Вот такие разные люди по характеру, разные исторические судьбы их имен и символов, но тем не менее они составляют для нас единство, и Церковь признаёт это единство тем, что празднует их основную память в один и тот же день!
История праздника. Согласно церковному преданию, святые первоверховные апостолы Пётр и Павел приняли святое мученичество в один день — 29 июня по старому стилю (12 июля н.ст.). Были ли они казнены в один и тот же год достоверно неизвестно. По одним сведениям – это один и тот же год, по другим сведениям – с разницей в один год. В одном сходятся историки: в том, что Петр был распят раньше Павла. О том, что казнь апостола Петра предшествовала казни апостола Павла сообщает, например, Блаженный Августин (не указывая, впрочем, что эти события разделяет ровно год): «В один день совершаем память страдания обоих Апостолов этих, ибо, хотя они пострадали и в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно. Пётр предшествовал, Павел же вскоре за ним последовал…».
Годы смерти апостолов историки определяют приблизительно: Петра – около 67 года, Павла – согласно обстоятельствам написания «Послания к Титу», датируемому 66 годом - относят к более позднему времени — к 67 или 68 году, то есть после четвёртого апостольского путешествия.
Апостол Пётр был распят головой вниз, апостол же Павел, как римский гражданин, не мог быть казнён на кресте, и ему отсекли голову.
Христианская иконография почти всегда совмещает их образы. При этом атрибутом ап. Петра являются ключи, а ученого ап. Павла – книга.
В связи с этим стоит вспомнить следующее. Как известно, Петр I назвал новую столицу Санкт-Питербурхом – «Городом Святого Петра» - в честь своего небесного покровителя. В этом заложен глубокий смысл. Апостол Петр – хранитель ключей от врат рая. Поэтому и город его имени сам становится «ключом» от Балтийского моря и «окном в Европу», выводя Россию из варварской изоляции.
День памяти святых Первоверховных апостолов Петра и Павла можно назвать профессиональным праздником миссионеров. День апостолов Петра и Павла – это призыв к миссионерству – если ты сам получил утешение в молитве, был свидетелем чуда, если ты обрел дар веры, то не храни его только для себя – поделись им с другим, помоги и тому, кто рядом увидеть то, чего он пока не знает.
Конечно немногие сегодня ходят в миссионерские походы и не для всех это возможно. Но есть одно миссионерство, которое доступно каждому человеку – быть для всех солнышками, как говорил прп. Амвросий Оптинский: «Жить – не тужить. Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение»!
Святитель Филарет Московский пишет, что праздники святых в Церкви зовутся днями памяти не случайно, но по апостольскому завету «поминайте наставники ваша, подражайте вере их». В день памяти святых апостолов Петра и Павла полезно вспомнить, что долг апостольства лежит на каждом христианине, все мы, в какой бы среде не находились, являемся апостолами, т.е. «посланниками». Церковь христианская называется апостольской, а значит члены ее, христиане, имеют великую честь свидетельствовать о Христе и делиться радостью о Господе.
Тропарь праздника: Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.
Кондак праздника: Твердыя и Боговещанныя проповедыватели, верх Апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная.
Святые первоверховные апостолы Петр и Павел! Молите Бога о нас!
Татьяна Невская, катехизатор.