Понедельник, 25 Ноября 2024
  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Соловецкий монастырь

    Соловецкий монастырь

  • Вид на Ферапонтов монастырь

    Вид на Ферапонтов монастырь

  • Соловки. Панорама

    Соловки. Панорама

  • Соловки. Закат

    Соловки. Закат

  • Соловки. Красота. Монастырь

    Соловки. Красота. Монастырь

  • Соловецкая Обитель "Добровольческий подвиг"

    Обитель "Добровольческий подвиг"

  • Соловки. Белое море. Панорама

    Соловки. Белое море. Панорама

29 августа – праздник Перенесения Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, (Святого Убруса), из Эдессы в Константинополь

Праздник относится к малым праздникам со славословием, но в русской традиции обычно совершается бдение. Совпадает с первым днём попразднства Успения Богородицы, по этой причине на богослужении обе службы совмещены.

В православии Нерукотворный образ рассматривается как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле — как аргумент в пользу иконопочитания.

Самое древнее изображение Иисуса Христа – Мандилион - Святой Лик Иисуса Христа - хранится вот уже семь веков в армянском монастыре св. Бартоломео в Генуе.

Согласно легенде, когда Абгар, армянский царь Эдессы (Армянское Междуречье) заболел, для исцеления ему посоветовали повидать Иисуса Христа. Абгар не в состоянии был путешествовать и отправил к Иисусу своего придворного художника Анания, наказав ему нарисовать и привезти портрет Христа.

 

По одной версии, Анании удалось сделать портрет. По другой, после нескольких неудачных попыток, Христос, заметив безуспешные старания художника и узнав о его цели, попросил принести воду, омыл лицо и приложил к нему полотно, на котором тут же запечатлелся Его образ. Это полотно Иисус и вручил Анании.

О царе Абгаре и его посольстве к Иисусу Христу рассказывает древнейшая легенда, которая восходит к первым векам христианской эры. Ее приводит в пример и первый историк Церкви Евсевий Кесарийский (первая половина IV в. н.э.), о нем говорит армянский историк Мовсес Хоренаци (конец V в.) и другие. Абгар был первым армянским царем, принявшим христианство. В 34 году н.э. он также построил и первую христианскую церковь в Эдессе.

Святой Лик упоминается и в актах II Никейского собора.

Интересна судьба этого портрета. После Распятия, Воскресения и Вознесения Христа Эдессу посетил святой Фаддей, один из семидесяти апостолов. Подробно рассказав о Христе Абгару, Фаддей крестил его, после чего Абгар был окончательно избавлен от своей болезни. Вместе с царем крестились вся его семья и домочадцы, позже были крещены и все жители Эдессы.

Абгар приказал наложить полотно с изображением Христа на кедровую доску, украсил икону золотом, драгоценными камнями и установил в углубление в городской стене над входом в город, чтобы каждый входящий мог почтить святыню поклонением.

Там же была сделана надпись: "Боже! Всякий уповающий на Тебя не постыдится".

Льняное полотнище с изображением лика Христа продолжительное время хранилось в Эдессе как главная реликвия города.

В 944 году, во времена правления византийского императора Константина VII Багрянородного, Святой Образ был перевезен из Эдессы в Константинополь. В честь этого события был установлен литургический праздник, который отмечается 16 августа во всей византийской литургии.

В 1362 году Святой лик был перевезен из Константинополя в Геную генуэзским капитаном, будущим дожем Генуи Леонардо Монтальдо (дож — титул главы государства в итальянских морских республиках — Венецианской, Генуэзской и Амальфийской). Получил ли он реликвию в дар или запросил как благодарность за военную помощь, оказанную им византийскому императору Иоанну V Палеологу, остается тайной.

В 1384 году Леонардо Монтальдо, уже будучи дожем Генуи, подарил Святой Образ Армянскому монастырю св. Бартоломео. С тех пор Святая икона хранится в этом монастыре, являясь объектом культа у генуэзцев, и не только у них.

В 1507 году, когда Генуя была захвачена королем Франции Людовиком XII, Святой Лик был похищен и увезен во Францию.

Но спустя несколько месяцев генуэзцы выкупили Образ, и бесценная реликвия вернулась в Геную, в монастырь Св. Бартоломео. После этого случая для иконы был изготовлен специальный сейф, который запирался на семь замков. Семь ключей были вручены семи самым уважаемым гражданам Генуи, которые раз в год открывали сейф, и Святой Лик выставлялся на всеобщее обозрение. Эта традиция просуществовала до 2002 года, когда было принято решение передать ключи монахам. С тех пор Святой Лик чаще видит свет, и не только по праздникам, но и в честь особых гостей.

Портрет выполнен яичной темперой, что соответствует "портретам" времен Римской империи. Как показали исследования, изображение кое-где подправлялось. Под темперой - лён, он хорошо виден по краям: не исключена возможность, что это именно тот лен, о котором говорит предание: т.е. лен, на котором самим Христом был запечатлен его нерукотворный образ - по легенде, он приложил полотно к лицу и материал сохранил его изображение. По другой версии, как уже было сказано, Анании действительно удалось нарисовать портрет Иисуса, и именно его мы и созерцаем.

Лен наклеен на кедровую доску, вставленную в свою очередь в деревянную раму и оклад из филигранного золота и серебра, сделанные в Константинополе.

Доска-оригинал носит следы предыдущего украшения - вокруг лика Христа когда-то была цепочка из драгоценных камней, от которых сейчас остались только отверстия, куда они были вставлены. Другой важный элемент, который был обнаружен при экспертизе, это наличие остатков древних тканей, соответствующих той эпохе, персидского и арабского происхождения, сохранившихся на оборотной стороне деревянной рамы. Вероятнее всего, в них была завернута реликвия. На эти остатки материи позднее, уже в XV веке, была наклеена другая драгоценная ткань из серебряных нитей - лигурийская - с изображением граната.

В Генуе помимо этой ткани Святому Лику был подарен очень ценный серебряный футляр (начало XVII века), в котором эта реликвия хранится и ныне.

В начале XVIII века серебряный футляр был украшен драгоценными камнями, вставленными в подставку из золота и серебра, которая сейчас служит ему окладом.

Поскольку 15(28) августа празднуется Успение Богоматери, то чествование Нерукотворенного образа стало совершаться Греческой Церковью на следующий день.

Икона Спас Нерукотворный в русском письме

Иконы Спаса Нерукотворного попадают на Русь, по некоторым источникам, уже в девятом веке. Древнейшая из сохранившихся икон данного иконографического типа — Новгородский Спас Нерукотворный (вторая половина XII века). Икона «Нерукотворного Спаса» находится в Третьяковской галерее.

Можно выделить следующие иконографические типы Нерукотворного образа: «Спас на убрусе» или просто «Убрус», где лик Христа помещён на изображении плата (убруса)) светлого оттенка и «Спас на чрепии» или просто «Чрепие» (в значении «черепица», «кирпич»), «Керамида». По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворного Спаса. Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более тёмным (по сравнению с убрусом) цветом.

Христианская Русь заимствовала этот праздник у греков, причём с Нерукотворного образа стали писать не только помещаемые в храмах иконы, но и вышивать его на воинских знаменах. На полотнищах искусные рукодельницы вышивали лики святых, их освящали по тому же чину, что и иконы.

Образ Спаса Нерукотворного занял центральное место в боевой символике. Спас Нерукотворный — это уникальный «портрет» Господа, его отпечаток. Молящийся человек оказывается словно бы лицом к Лицу с Христом. Образ Спаса Нерукотворного с давних времён является покровителем русского воинства. Известны и другие «образа святых, шитые на христианских знаменах». К примеру, Донская икона Пресвятой Богородицы в Куликовской битве была поднята на древке в качестве знамени. Эти символы связывали рать с небесным воинством. Любой боец, оглянувшись на знамя, видел лик святого, обращался к нему с мольбой, получал от него силы.

Но вернемся к сегодняшнему церковному празднику. Итак, этот праздник называется праздник Спаса Нерукотворного.

***

Но он имеет ещё одно народное название — третий Спас, потому что три праздника Спасителя попадают на август.

Первый – это Изнесение Древ Честнаго и Животворящего Креста и праздник Всемилостивого Спаса 1 августа церковного календаря, то есть 14 августа по новому стилю. Второй Спас – это Преображение Господне 6 августа по старому, 19 - по новому календарю.

И вот сегодня третий Спас. Приписываемое значение - третья встреча осени. В народе день празднования «Перенесения нерукотворного образа» именуют Ореховым, Хлебным или Полотняным Спасом. В этот день на Руси было принято приносить в храм для освящения белые холщовые полотенца, которыми потом украшали иконы домашнего иконостаса.

Но так получается, что почитание этого праздника в народе как-то угасло. Между тем, праздник этот важный. Особо он важен в наше время, когда то, что отличает православную веру от всяких других, называющих себя христианскими, учений, все больше забывается.

К этому относится и догмат иконопочитания, который утверждается сегодняшним чудом. Чудо это восходит к очень древним временам, и так или иначе, оно восходит непосредственно к Спасителю, когда образовался плат с отпечатком Его лица.

Сегодняшнее чудо таково, что оно наглядно демонстрирует, как Бог присутствует в Своей иконе. Если бы просто человек приложил плат к своему лицу, то, конечно, никакого изображения, тем более такого, которое много столетий сохраняется, не было бы. А тут вот оно произошло. Оно произошло именно как специальное, акцентированное и наглядное чудо – одно из тех чудес, о которых не сказано в Евангелии, но которыми Господь доказывал разным людям, что Он Мессия, что Он не только человек, но и Бог. В Евангелии и говорится, что очень много было таких чудес. Настолько много, что если бы обо всех рассказывать, то всего мира бы не хватило, чтобы вместить книги о них.

Поэтому надо понимать, что в иконах присутствует Христос.

Иконы, которые находятся в храме, являются не только окнами в мир горний, в мир духовный и в Царствие Небесное – они являются уже сами принадлежностью Царствия Небесного, – но такой же принадлежностью Царствия Небесного являются также и те иконы, которые мы имеем дома, которые носим с собой. Крест, который мы на себе носим, тоже является иконой, и он тоже принадлежит Царствию Небесному. И все это реальное присутствие Бога.

Христос изображается на иконе потому, что как человек Он имел определенный внешний облик, и этот облик, конечно, можно изобразить. При этом можно добиться фотографического сходства, а можно и не добиваться. Для Церкви фотографическое сходство оказалось неважным.

Но когда святые отцы объясняют, что же именно в изображении человеческого облика Спасителя важно и что почитается на иконе, они не говорят, что нужна фотографически точная совокупность всех черт. На иконе поклоняемым может быть только то, что обожено, только то, что вошло в ипостась Слова Божия, то, что участвует в воплощении. Но воплощение неизменно. Христос воплотился и уже никоим образом не развоплощается, ни полностью, ни частично; никаких больших или меньших степеней воплощения Христова никогда не было и быть не могло. Поэтому то в человеческом облике Христа, что изменялось и что как раз и не удается запечатлеть на иконе, это оказывается неважным. На иконе сохраняется основное содержание изображения.

Но что же это за содержание? Это именно то, чем Христос как человек не отличался от прочих людей. И смысл воплощения в том — и именно это передается на иконе, — что Иисус стал одним из нас, что Логос Божий, оставаясь Самим Собой, единым от Святой Троицы, стал одним из людей, оставаясь в то же время Словом Божиим; стал одним из людей, отличаясь от всех людей тем, чем вообще люди отличаются друг от друга, т.е. ипостасными особенностями. Именно это выражает икона Христова, и таков догматический смысл сегодняшнего праздника.

Постараемся не только праздновать праздники так, как это делают в миру, — сокращением каких-то житейских обязанностей, разнообразием в пище и т. д. — или так, как это делают люди, воспринимающие христианство только внешне— ходить в праздники в церковь и готовиться к причастию; постараемся не ограничиваться этим, а вникать в догматическое значение праздника.

Каждый праздник научает нас нашей вере — и тому, чтобы ее просто понимать умом, и тому, чтобы ею жить. Поэтому постараемся вместе с богослужением, которое всегда устроено так, чтобы к этому подводить, вникать в смысл всех христианских догматов, пользуясь церковными праздниками как наиболее удобными вратами к пониманию всех этих догматов.

Татьяна Невская, катехизатор

 
Поделиться ссылкой в соцсетях:
 
Наверх