Тамара Манелашвили
100 тысяч мучеников Тбилисских (Из цикла «С любовью из Грузии и про нее»)
Здравствуй, дорогой читатель! Как хотелось бы мне рассказать тебе многое о моем городе и моей стране. Такой древней и прекрасной, как ее сказочной красоты горы. Откуда берут начало прозрачные реки, похожие на молитвенные слезы и освящающие и очищающие землю. Куда пришла с горячей ко Господу любовью юная дева Нино, водимая Духом Божиим и Богородицей. В землю, которая стала освященной и намоленной – священным сосудом благодати. Уделом Пресвятой Богородицы.
Но знаешь, ведь многое невозможно увидеть простыми глазами, для этого нужно что-то очень важное и особенное, без чего мы никогда не увидим главного и нам тяжело будет понять друг друга. Нам нужны глаза любви. И не только глаза, но и сердце. И тогда мы сможем увидеть ту красоту, которая скрыта под внешним видом улиц и домов, дорог и садов. Скрыта и от самых любопытных взглядов, но может явиться тем, кто готов принять и любить дар Божий, бережно оберегаемый Господом, как откровение для жаждущей души. Давай пройдем сегодня по Тбилиси…
|
Подробно
|
Протоиерей Андрей Ткачев
Вот какие слова я услышал однажды и вспомнил совсем недавно. «Кто молится только тогда, когда молится, тот никогда не молится». Это не дзен и не «словесный туман» под мудрость. Это - чистая правда. Хотя восточные мудрецы любят подобный образ изложения мыслей, и формальное сходство есть. «Стыдно знать только то, что известно», - сказал, к примеру, один из них. Польза подобных глубоких и парадоксальных высказываний в том, что вздрогнув от их звучаний, ты потом можешь думать об услышанном. Ум будет занят, и мир с неизвестной доселе стороны начнет если и не открываться, то хотя бы приоткрываться. Итак, стыдно знать только то, что известно; и если мы молимся только тогда, когда молимся, то вовсе не молимся.
Рисуем иллюстрацию. Вот я молюсь. Зажигаю, то бишь, лампаду, открываю книжечку, становлюсь перед образом. Произношу священные слова. Затем оканчиваю, и отхожу по своим делам, которых у всякого, даже у лентяя, много. Среди дел звонит мне кто-то и сообщает новость, которая меня совсем не радует. И я привычно в таких случаях выхожу из себя, что-то ненужное говорю в трубку, что-то еще более ненужное говорю сам с собой, когда звонок окончен, и так далее. Ситуация всем знакомая. А в духе выше сказанного, хорошо было бы, если бы я встретил новость с терпением и призыванием имени Божия. То есть, если бы я молитвенно встретил неприятную информацию. Это трудно, но это и есть христианство. А помолиться перед образами, чтобы вскоре дать волю языческому нутру, это слишком обычно, но слишком далеко и от истины. Это как раз значит: молился только когда молился, а отошел от молитвы и действуешь в немолитвенном духе.
|
Подробно
|
Протоиерей Андрей Ткачев

Когда я думаю об усопших… Что это больше – вопль, или стон, или вой? Вспомните, как вам плохо, когда вы реально пали, сделали то, что нельзя было делать. Что происходит в это время? В это время вы знаете, какого вкуса смерть, потому во рту у вас именно горечь смертная. И в ноздрях у вас запах смертный, а сами вы – на грани. И чем докажешь тогда, что ты не в аду? Разве что тем, что ходишь, здороваешься, пытаешься улыбаться. Между тобой и покойником, правда, разница велика. Все же ты жив, а живому псу лучше, чем мертвому льву (Еккл. 9:4). Но только представь, что мука в душе все та же, а возможность покаяния отнята навсегда. Представь, что всякое утешение удалено от тебя: и утешение разговором, и утешение пищей, и вообще всякое мыслимое утешение. И еще представь, что ты стал прозорлив с опозданием. Ты стал прозорлив себе на беду. То есть теперь ты ясно понимаешь, что в жизни сделал не так; что вообще сделал такого, чего не стоило делать. А сколько нужного и полезного вообще не сделано! И вся жизнь на ладони. И все ясно, как днем. Только толку нет от этого знания. Есть только горечь о жизни, прожитой пусто, словно это и не твоя жизнь. Что тогда будет делать человек? Он будет выть и стонать. Он будет горько жаловаться и плакать. Не этот ли вопль слышен, как только задумаешься об умерших?
|
Подробно
|
Преподаватели Татьяна и Любовь
В юбилейном году, посвященном 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского, по благословлению настоятеля храма - протоиерея Богдана была организована паломническая поездка для детей, посещающих воскресную школу.
Первой остановкой нашего путешествия было посещение Свято-Троице-Сергиевой Приморской пустыни (г. Стрельня). Перед поездкой на занятиях дети были ознакомлены с трудностями в учебе отрока Варфоломея (С.Радонежский) поэтому находясь в Сергиевой пустыни все дети искренно помолились и попросили Сергия Радонежского о помощи в учебе.
|
Подробно
|
С ПРАЗДНИКОМ ПОКРОВА!
СКАЧАТЬ |
Диакон Георгий Малков
Безусловно, самый выдающийся из устроителей истинно подвижнического «равноангельского жития» на Руси XIV века – преподобный Сергий Радонежский, основатель прославленного Троице-Сергиева монастыря, воплотившего в своем историческом бытии его благодатные заветы и постепенно ставшего своего рода духовным сердцем всей православной России.
При имени преподобного Сергия народ вспоминает, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной
Значение этого смиренного, но великого в любви Божией монаха для христианского просвещения Руси и реального проявления в ней идеала Руси Святой трудно переоценить. Недаром XIV столетие нередко называют веком преподобного Сергия – единственного инока, которого благодарная память народа именует Игуменом земли Русской, «неусыпным хранителем рода Российского». Как пишет о нем известный историк В.О. Ключевский: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило – самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание»[1].
|
Подробно
|
Диана Дудяк
В минувшее воскресенье, 5 октября в Кировске состоялось знаменательное событие - освящение Поклонного Креста.
На мероприятии присутствовали: глава Кировского муниципального района Ленинградской области Дмитрий Василенко, и.о. главы администрации Кировского муниципального района Виталий Осипович, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Благочинный Кировского округа отец Дмитрий Ничипорук, настоятель Церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи г. Кировск отец Богдан, а также прихожане, представители СМИ и т.д.
Символ православной веры установлен в непосредственной близости от трассы (рядом со стеллой – указателем «Кировск») для того, чтобы перед ним могли помолиться и попросить благословения Божьего все выезжающие и въезжающие в Кировск жители и гости города.
|
Подробно
|
22 сентября 2011 г. на 60-м году ушел из жизни иеромонах Георгий – внештатный священник церкви усекновения главы Иоанна Предтечи.
21 сентября 2014 года на месте захоронения в Арбузово настоятель храма г.Кировска - протоиерей Богдан Голод отслужил панихиду о упокоении иеромонаха Георгия.
Прихожане нашего храма, вспоминая иеромонаха Георгия, отмечают его молитву, мудрость, доброту, терпение и удивительное чувство юмора, несмотря на все житейские невзгоды.
ВЕЧНАЯ ЕМУ ПАМЯТЬ!
Валентина Борисова
|
Подробно
|
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
О многопетое Древо Креста! О живоносное Древо Креста! О треблаженное Древо Креста! О честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления!
Укажи нам, грешным, путь жизни спасительной.
Други наши! "...слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,— сила Божия" (1Кор.1,18). И вчера мы с вами зримо прикасались к этой силе, став участниками Воздвижения Креста Господня. Мимо каждого из вас проплыло Животворящее Древо, изнесенное из Святая Святых, из земного неба, из алтаря Господня. Проплыло, и поднялось на высоту, и опустилось до земли, чтобы снова возвыситься, осеняя все стороны света, чтобы каждый увидел, понял и почувствовал силу и власть сего великого знамения победы.
Не человеческим измышлением вошел в мир этот дивный праздник, вобравший в себя три разновременных события истории Животворящего Древа, и не человеческими усилиями сохраняется он в мире уже в течение семнадцати столетий. Евангельское чтение праздника указывает на ту силу, которая постоянно и самовластно владеет изменчивым и непостоянным миром. Силу и власть Креста составляет великая жертва — крестные страдания Спасителя, начиная с неправедного осуждения Его на смерть до прободения ребра Его пречистого тела, из которого истекли кровь и вода, питающие мир в Жизнь Вечную. И заканчивается Евангелие уверением, что истина этого страшного рассказа засвидетельствована очевидцем той голгофской жертвы и передается для того, чтобы слушающие поверили.
|
Подробно
|
Святитель Иоанн Златоуст
Снова Иродиада беснуется, снова смущается, снова пляшет, снова требует у Ирода беззаконного усечения главы Иоанна Крестителя. Опять Изавель умышляет восхитить виноградник Навуфеев и умышляет изгнать в горы святого Илию. И не только я один прихожу от сего в ужас, но думаю, что и вы все, слышавшие голос Евангелия, изумитесь вместе со мною дерзновению Иоаннову, неразумию Иродову и звероподобному неистовствованию безбожных женщин. Ибо что мы слышали? Ирод послав ят Иоанна, и связа его в темнице. За что? Иродиады ради, жены Филиппа брата своего.
Кто в достаточной мере обличит безумие Иродово, проявившееся по причине его чрезмерной женоугодливости? Или кто опишет неслыханную дерзость злых женщин? Кажется мне, что в поднебесной нет такого зверя, который был бы подобен злой жене (ныне я говорю лишь о злой женщине, а не о доброй и целомудренной, ибо знаю, что есть много женщин кротких и благонравных, о добродетельной жизни которых будет упомянуто впоследствии, к пользе и для подражания добродетельным, дабы мы возлюбили то, что добро и честно). Ни один зверь в мире не похож на злую женщину. Что может быть яростнее льва, среди четвероногих? Ничто. Что может быть опаснее змеи из числа пресмыкающихся? Также ничто; однако, лев и змий питают менее злобы, нежели женщина (злая), как подтверждает мои слова и мудрейший Соломон, говоря: лучше жити со львом и змием, иже жити с женою лукавою и злоязычною.
|
Подробно
|
Дмитрий Соколов-Митрич
А ведь мы любили Америку. Я точно помню, что мы любили Америку. Когда в начале 1990-х мы выходили во взрослую жизнь, у большинства моих знакомых ровесников даже вопроса не возникало, как относиться к западной цивилизации. Хорошо относиться. Как же еще?
В отличие от наших дедов и даже отцов, мы тогда отнеслись к «крупнейшей геополитической катастрофе XX века» совсем не как к катастрофе. Для нас это было начало большого пути. Наконец-то мы вырываемся из своей советской скорлупы в большой мир — крутой и настоящий. Наконец-то мы утолим свой сенсорный голод. Мы родились, может, и не в самом нужном месте, но совершенно точно — в нужное время — так мы думали. Сейчас в это трудно поверить, но даже освобожденная от коммунистического надзора Церковь воспринималась тогда в одном семантическом ряду с торжеством западных ценностей. Празднование 1000-летия Крещения Руси и первый концерт «Scorpions» с их «Wind of Change» — это для нас были вещи одной природы.
|
Подробно
|
Схимонахиня Михаила (Горькина)
Сегодня, 8 сентября 2014 года, архимандриту Кириллу (Павлову), одному из самых известных и почитаемых на Руси духовников и старцев, исполняется 95 лет. Мы от всего сердца поздравляем отца Кирилла и публикует в день его рождения трогательный и незамысловатый рассказ его духовной дочери, схимонахини Михаилы (Горькиной) из Фроловского женского монастыря, об отце Кирилле и Троице-Сергиевой лавре.
В далекой ныне моей юности произошло дивное явление. В начале Великой Отечественной войны наша семья состояла из девяти человек: отец, мать и семь девочек. Младшей было два с половиной года, старшей – двадцать два, она училась в мединституте. Отца на третий день войны призвали на защиту Родины. Мама потеряла зрение и вскоре умерла. Мы, семь девочек, остались сиротами. Старшую из нас (как военнообязанную) мобилизовали в госпиталь. Отец, покидая нас, просил со слезами: “Дети, учитесь – это ваша жизнь”. Сам он был инженер-строитель. Из семи выжило нас трое. Ужас пережитого, нищета, голод, непосильный труд в детском возрасте – всё это поглощало многих. Но мы, три сестры, при неимоверных трудностях исполнили завещание нашего отца, все имеем законченное образование.
Судьба разделила нас по разным местам. Две сестры предпочли замужество, я – монастырь. Училась и жила в Москве, затем по христианскому подвигу, пережив многое, из сожаления добровольно ухаживала за воином, инвалидом 1-ой группы и его больной мамой, будучи сама весьма немощна и болезненна в юную пору от всего пережитого.
|
Подробно
|
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Вот уже более шестисот лет москвичи приходят сюда, в Сретенскую обитель, для того, чтобы вспомнить о той милости Пресвятой Богородицы, о Ее заступлении за наш город, за русских людей, за Православие. И те, кто от всего сердца благодарят Пресвятую Богородицу, те не могут не чувствовать той материнской любви Божией Матери, которая Промыслом Божиим подарена каждому православному христианину.
|
Подробно
|
Олег Стародубцев
Cретенский монастырь был основан и получил свое название в честь встречи Владимирской иконы Божией Матери, с которой связывают победу русских войск над войском хана Тимур-Тамерлана. Предлагаем вниманию читателей очерк из истории церковного искусства, написанный преподавателем Сретенского высшего православного училища кандидатом богословия Олегом Викторовичем Стародубцевым.
Благодать Святого Духа непрестанно пребывает в Церкви. Эта благодать подается в таинствах Церкви, через мощи святых угодников Божиих, через чудотворные иконы.
Во все времена существования Церкви Русской, чудотворные иконы были и остаются неотъемлемой ее частью, ее видимым образом и благодатным началом. По-разному и в разных условиях подается через иконы эта божественная благодать. В одних случаях, большинство икон, выходящих из-под кисти иконописца-подвижника, в силу его подвига, становятся, почитаемы и известны. В других случаях, Промысел Божий открывает Божественную Благодать через образы неизвестных иконописцев, скрывая их происхождение и авторскую принадлежность. Но во всех случаях, в какое бы время, какими мастерами и техниками ни были бы написаны образы, Божественная Благодать всегда присутствует на них.
По Вознесении Господа на небо св. апостол Лука, как повествует Священное Предание, написал на доске образ Богородицы. Первый образ был показан Божией Матери, который Она благословила словами «Благодать рождшегося от Меня и Моя с сею иконою да будет». Образ этот был отправлен св. апостолом Лукою в Александрию к Феофилу. По другим источникам, эта икона хранилась до 450 года в Иерусалиме. Позднее образ был перенесен в Константинополь и много столетий находился во Влахернском храме. Святой апостол Лука, как повествует церковное Предание, написал еще несколько икон Богоматери.
|
Подробно
|
Святитель Григорий (Палама)

Настоящее мое слово к любви вашей вызывается и любовию, и необходимостью. Я говорю не потому только, что, по причине своей любви к вам, желаю, чтобы спасительное слово достигло вашего боголюбивого слуха и, таким образом, напитало ваши души; но и потому, что мне весьма необходимо, совместно с похвалами в церкви, излагать величие Приснодевы и Богоматери. И как желание, будучи сугубым против обыкновенного, побуждает и склоняет, так и неизбежная необходимость вынуждает; хотя слово не может постигнуть того, что выше всяких слов, подобно тому. как глаз не может пристально взирать на солнце. А поскольку не свойственно говорить о том, что выше слов, то любовь к Богоматери должно освящать по преимуществу песнопениями. Если «честна смерть преподобных» (Пс.115, 6), и «память праведнаго с похвалами» (Притч. 10, 7), то насколько более – память Святейшей святых, чрез Которую – всякое освящение святым, – память Приснодевы и Богоматери, которую (память) нам прилично сотворить с величайшими благохвалениями? Мы ныне празднественно творим святое Успение, или преставление, чрез которое Умаленная на краткое время пред Ангелами, превзошла без сравнения Ангелов и Архангелов, и сущие над ними премирныя Силы, Своей близостию к Богу и от века предначертанными и совершившимися над Нею чудными делами. Ибо ради Нее были предречения богодухновенных пророков, чудотворения, предуказавшие на великое чудо вселенной – Сию Приснодеву и Богоматерь; установления Духа, разнообразно прообразовавшие будущую действительность; обетования о рождении Имеющей родить бессеменно Рождаемого от Бога Отца предвечно…
|
Подробно
|
|
|